Когда идет речь о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.
Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: собственники организации, сотрудники организации, покупатели продукта организации, деловые партнеры организации, местное сообщество, общество в целом.
30. Функция»планирование», процесс планирования
Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.
Задачи планирования:
Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.
Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
Координация деятельности структурных подразделений и работников организации.
4. Создание объективной базы для эффективного контроля, т.к. он позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт - план».
Стимул (мотивация) трудовой активности работающих.
Информационное обеспечение работников организации.
Планы различаются по: целям. предмету, уровню, содержанию, периодам планирования.
Миссия и философия орг-ии
Первый основополагающий шаг стратегического корпоративного управления — формирование миссии компании. Миссия представляет собой совокупность основных целей и предпринимательских намерений компании. Миссия детализирует статус компании и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом.
Формирование миссии включает:
• выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается компания;
• определение принципов работы компании под давлением внешней среды;
• определение культуры компании.
Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отражать следующие аспекты:
1) круг удовлетворяемых потребностей;
2) характеристику продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
3) перспективы роста бизнеса.
Следующий шаг — разработка философии компании, под которой следует понимать кредо существования, верховные принципы деятельности. Философия включает описание высших ориентиров поведения, принятых организацией, условий движения к ним, существующих объективных ограничений. В ней излагается представление о смысле предпринимательской деятельности организации, принципы отношения менеджеров к работникам, готовность нести за них ответственность, отношение к окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологическим мероприятиям, социально-техническим переменам (инновациям), к предпринимательскому риску (готовность или неготовность) и т.п.
Формулировка философии и предпринимательской политики дает возможность представить стратегический облик компании, под которым понимают совокупность основных целей и руководящих установок организации, его реальные контуры, описание предпринимательских задач.
Орг-ия как функция мен-та
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организация нацелена на процесс структурирования элементов организации, где руководитель подбирает персонал, делегирует им полномочия и права использовать ресурсы предприятия. Функция организация ставит вопросы: кто и как будет реализовывать планы предприятия.
31. Классификация видов внутрифирменного планирования
Признаки планирования | Виды планирования |
По периоду планирования | Долгосрочное (более 5 лет) Среднесрочное (от 1 до 5 лет) Краткосрочное (до 1 года) |
По уровню планирования | Организация в целом Подразделение Проект Отдельный исполнитель |
По предмету планирования | НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие |
По содержанию планирования | Продуктово-тематическое Ресурсное Объемно-календарное |
По цели планирования | Стратегическое Оперативное |
33. Функция «контроль», его значение.содержание.
Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);
- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);
- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);
- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).
Задача регулирования - актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.
Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента.
Функция «контроль» переходит в функцию «регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений.
По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.