Понятие мен-та.его трактовка.
Понятие мен-та.его трактовка.
Мен-т(в пер.с англ.:управление,заведование, организация)–это управление пр-вом;совокупность принципов,методов,средств и форм управления пр-вом,разработанных с целью повышения эф-сти пр-ва и увеличения прибыли,это умение добиваться поставленных целей,используя труд,интеллект и мотивы поведения других людей,работающих в орг-ии.
Содержание мен-та можно рассматривать:
-как науку и искусство управления;
-как вид деят-и и процесс принятия управ-х реш;
-как аппарат управления деятельностью организации.
Основная цель мен-та–обеспечение гармонии в развитии орг-ии,т.е.согласованного и эфф-ого функцион-ия всех внешних и внутренних эл-ов орг-ии.
Основные задачи мен-та:
-организация пр-тва товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
-переход к испол-ю Аников,обладающих выс.квал-й;
-стимул-е сотрудников орг-ии путем создания д/них соответствующих усл.труда и системы его оплаты;
-определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
-разАтка стратегии развития ор-ии и реализация;
-определение целей развития организации;
-выАка системы мероп.д/достиж.намеченных целей;
-осуществление контроля за эффективностью деят-и орг-ии, за выполнением поставленных задач.
Основные категории мен-та.
Категория мен-та-наиболее общие и фундаментальные понятия,отражающие существенные св-ва и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
Объекты и субъекты, 2) виды; 3) функции; 4) методы; 5) принципы.
Объектом мен-та является орг-ия–как сообщество людей, сознательно координируемое д/дост. установленных целей.Природа,св-ва,формальная стр.и поведенческие аспекты орг-ии зависят от ее вида,иерархического ур.и функциональной обл. деят-и.
Субъектом мен-та явл.мен-ры рук-ли различного уровня,спец-ты по управ,имеющие спец-ю подготовку и наделенные полномочиями в области прин.реш.в опр-х сферах дея-и орг-ии.
Функции мен-та–это конкретный вид управленческой деят-и,который осущ-ся специальными приемами и способами и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Различают общие(формирование целей,планирование, орг-ия и контроль),технологические(решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) ф-и мен-та.
М-ды мен-та-это система правил и процедур реш.различных задач управления с целью обеспечения эф-ого развития орг-ии.
В мен-те испол-ся как общие методы и приемы (например,экспертизы,оценки управ-х реш.),применяемые во всех сферах деят-и(пр-ве,торговле,образовании)так и специальные,отражающие специфику опр-ной сферы(инновационный,финансовый,персональный мен-т и пр.).
Выделяются следующие методы управления:
-орг-нно-административные,основанные на прямых директивных указаниях;
-эк-ие, обусловленные эк-ими стимулами;
-соц-но-психол-ие,применяемые с целью повышения соц.актив.сотрудников.
Принципы мен-та–это общие правила,кот формируют требования к системе управ.орг-ей-функциям,методам и организационной стр-е управления,при соблюдении кот.обеспечивается эф-ное развитие орг-ии.
К важнейшим принципам эф-ого мен-та относятся принципы целостности,иерархической упорядоченности,целевой направленности,научной обоснованности и оптимальности,сочетания централизации и децентрализации,демократизации.
Управленческие революции
Началом отсчета времени возникновения мен-та считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс.лет до н.э.)В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов»,связанных с торговлей.Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс.лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.
Первая управ.революция,названная выше, характеризуется как «религиозно-коммерческая».
Вторая управ.революция произошла в Вавилоне(второе тысячелетие до н.э.)и получила название «светско-административной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управ.гос-ом.
Третья управ.революция(«производственно-строительная» связана с применением гос-ых м-дов управления в сфере пр-ва и строительства и произошла в период царствования Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) также в Вавилоне.
Конечно,термин «революция» принят совершенно условно,поскольку развитие мен-та происходило и происходит эволюционным путем,обогащая его в соответствии с изменениями,происходящими в эк, в производственных отн.
Подходы мен-та
· процессный подход:управление рассм-тся как процесс,например, планирование,орг-ия,мотивация, контроль;
· системный подход:обозначаются цели,задачи в показательной форме.Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, орг-ия — на подразделения.
Системный подход
Система—совок.эл-тов,находящихся в отн.и связях друг с другом,которая образует опр-ную целостность, единство.При опр-и понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности,стр-ы,связи,элемента,отн, подсистемы и др.
Важнейшие принципы системного подхода(системного анализа)след:
· процесс прин.реш.д.начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
· необходимо рассматривать всю проблему как целое,как единую систему и выявлять все последст. и взаимосв.каждого частного реш;
· необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
· цели отдельных подсистем не д.вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
· восхождение от абсолютного к конкретному;
· единство анализа и синтеза,логического и исторического;
· выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.
Открытая система—это система,питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.Примеры открытых систем:калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей(энергия поступает извне),промышленное предприятие,завод,фирма,компания и др.
Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя.Примеры закрытых систем:Ающие часы с внутренним источником энергии,Ающая автомашина, самолет,автоматическое пр-во со своим собственным источником энергии и т. д.
Одним из вариантов системного подхода явл. ситуационный подход который концентрируется на том, что применение различных методов и подходов к управлению определяется ситуацией.Поскольку существенные внутренние и внешние факторы для разных орг-ий весьма разнообразны,то не сущ.единого, «лучшего»способа управлять орг-ей.Самым эф-ным методом конкретной ситуации является метод,который более всего соответствует данной ситуации.
Ситуац. подход концентр-ся на том, что пригодность различных методов управления опред-ся ситуацией.Поскольку сущ.такое обилие факторов как в самой орг-ции,так и в окружающей среде,не сущ.единого«лучшего»способа управлять орг-ей.Самым эф-ным методом в конкр. ситуации является метод,который более всего соответствует данной ситуации.
Принципы мен-та по Файолю
Дисциплина- Аие д/подчиняться условиям соглашения м/у ними и рук-вом,а мен-ры—применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Современные принципы мен-та
· Лояльность к работающим
· Отв-ть-обязательное усл.успешного управ.
· Коммуникации,пронизывающие орг-ию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали
· Атмосфера,способствующая раскрытию способностей работающих
· Долевое участие каждого работающего в общих результатах
· Своевременная реакция на изменения во внешней среде
· Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы
· Непосредственное участие менеджеров в групповой работе - условие достижения согласованности и целостности
· Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и рук-лями
· Этика бизнеса
· Честное отношение и доверие к людям
· Испол-е в Ае фундаментальных основ мен-та
· Четкое представление о месте и роли орг-ии в будущем
· Качество личной работы и постоянное самосовершенствование
Сущность и элементы орг-ии
Орг-ия-первичное хозяйственное звено в экономике, это сообщество людей,сознательно координируемое для достиж. определенных целей.
Орг-ия-это совок.долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достиж.им установленных целей.
Различают форм-е и неформ-е орг-ии.Формальные орг-ии–это орг-ии,кот.созданы по воле людей,по предварительной договоренности и возглавляются рук-лями(назначенными или избранными).Неформальные орг-ии–это спонтанно образующиеся орг-ии,где люди группируются вокруг одного чел-а и ругулярно взаимодействуют друг с др.
Элементы управления.
1. Функциональные области деят.и организации – это основные виды деят.и, объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач,выполнение которых необходимо д/достиж.всей орг.ей поставленных целей.
Типичные функциональные области:сбыт(маркетинг), производство,финансы,персонал,НИОКР (инновации).
2. Производственный процесс – это совок. трудовых и естественных процессов,в рез-е взаимодействия которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.
Основные эл-ты производственного процесса: предметы труда,средства труда,труд.
Предметы труда–это вещество природы,вещь или комплекс вещей,на которые чел.воздействует в процессе труда при пом.ср.труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей.Предмет труда в конечной форме выступает в виде готовой продукции или услуги;на промежуточных.стадиях производственного процесса это-сырье,материалы,отдельные детали или сборочные единицы изделия.
Средства труда–это матер.ср.,при помощи которых чел.воздействует на предмет труда,это орудия и материальные условия труда.К орудиям труда относятся:производственное оборудование, инструменты, оснастка; к материальным условиям труда -производственные помещения,склады,транспортные средства,осветительные установки и др.
Труд–это целенаправленная деят-ть рабочих, инженерного персонала и служащих,связанная с превращением исходного сырья и материалов в готовую продукцию или услуги.
3. К основным элементам управления относятся:
- функции управления,
- структура управления.
По цели деят-и выделяют коммерческие и некоммерческие.Коммерческие п/п(орг-ии) ориентированы на получение прибыли и ее распределение,в том числе м/у участниками создания или функционирования п/пя.Коммерческие орг-ии могут выступать в форме гос-ых и муниципальных унитарных п/пй,частных унитарных п/пй,хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ,производственных кооперативов.
Цель,для реализации которой создается предприятие (орг-ия),во многом влияет на выбор его организационно-правовой формы.Организационно-правовые формы,которые выбираются для функционирования предприятия,определяются его особенностями и действующим законодательством
По формам хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества и об-ва,производственные кооперативы, унитарные предприятия.Многообразие организационно-правовых форм позволяет выбрать наиболее соответствующую целям и условиям функционирования предприятия.
По степени специализации п/п подразделяются на специализированные(выпускающие однородную продукцию с ограниченной номенклатурой), универсальные выпускающие продукцию широкой номенклатуры или выполняющие множество различных видов работ-инструментальные,ремонтные заводы)и смешанные.
Некоммерческие организации
- Потребительский кооператив (союз, общество)
- Фонды
- Общ-ые и религиозные орг-ии (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Оргструктура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.
Организационная структура органа (аппарата) управления представляет собой единство подразделений, каждый из которых пред назначен для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.
В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур управления — бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты и, следовательно, сферы своего развития.
18. + и – бюрократической структуры управления.
Бюрократический тип оргструктуры управ-я исторически сформировался первым.Главным в бюрократических оргструктурах управления является «должность», а не «чел» с его индивидуальностью.В результате орг-ия,использующая бюрократические оргструктуры управления,становится «жесткой»,ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям,проводимым извне.
Бюрократический тип оргструктуры управления имеет разновидности,среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся:линейно-функциональную,линейно-штабную,дивизиональную структуры управления орг-ей.
Линейно-функциональная оргструктура строится по функциональным подсистемам.
Линейно-функциональные оргструктуры управ-я эффективны в условиях,когда аппарат управ-я выполняет рутинные,часто повторяющиеся,жестко связанные задачи.Недостатком явл: невосприимчивость к изменениям;жесткость системы отн.между звеньями и работниками аппарата управ-я,обязанными строго выполнять установленные правила;замедление принятия управленческих реш.по мере увеличения уровней иерархии управ-я.
Линейно-штабная(штабная)оргструктура управ-я также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда,однако главной задачей мен-ров явл.координация действий функциональных служб в штабах различных ур.и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами орг-ии.
Дивизиональная оргструктура управ-я применяется в крупных орг-ях,и это связано со стремлением разукрупнения гигантских орг-ий,повышения гибкости и приспосабливаемости к изменениям во внешней среде.Ключевыми фигурами в управ-и орг-ей при этом становятся не рук-ли функциональных подсистем,а мен-ры производственных отделений,которые усиливают вертикаль иерархии управ-я.
Как видно,всем оргструктурам управ-я бюрокр-го типа свойственны:четко опр-ная иерархия,установленная система обязанностей и прав,разделение общей задачи на составляющие части,обезличенность во взаимоотн. персонала,жесткое разделение ф-й.
19. + и – органической структуры управления
Органический тип оргструктур управления, представляя собой новый тип, возник как антипод бюрократическому типу организации. Он в своей основе предполагает: импровизацию управленческой деятельности вместо планирования; гибкость структур вместо жесткости, связанной правилами и нормативами; коллегиальность в принятии решений вместо авторитарности; доверие среди персонала вместо власти. Кроме того, интегрирующей целью такого типа организации является стратегия развития организации, правилами работы персонала аппарата управления являются принципы, распределение обязанностей и работы между персоналом определяется характером решаемых проблем и, наконец, в организации имеет место постоянная готовность к прогрессивным изменениям.
Такой тип оргструктуры управления эффективен в условиях, когда деятельность организации связана с активной работой по совершенствованию производимой продукции и услуге учетом новейших достижений науки и техники, поскольку в этом случае требуется новый подход к организационным проблемам. Органический тип оргструктур обеспечивает естественное адаптивное развитие организации, уникальность которой определяется возрастающим взаимодействием с окружающей средой и необходимостью решения возникающих, подчас новых проблем.
При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и другими работниками линейных (функциональных) подразделений, временно подчиненных ему по ограниченному кругу показателей.
Бригадная оргструктура упра-я представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из кот.состоит из мен-ров и специалистов-исполнителей.
Принципами образования бригадных структур являются след:автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами,замена жестких связей бюрократического типа на гибкие.
Образованную в соответствии с этими принципами бригаду возглавляет рук-ль,осуществляющий руководство бригадой в соответствии с концепцией групповой формы управ-я,включающей в себя взаимопомощь,взаимозаменяемость,личную ответственность,ориентацию на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблемы в целом.
В состав каждой такой бригады д.включаться спец-ы с универсальными знаниями и навыками,способные обеспечить гибкость управ-я при смене выполняемых заданий.Гибкой д.б.и система мотивации труда.Д/этого в ее основу закладывается принцип эк-ки выгодного сотрудничества, заинтересованности в росте доходов и Пр,а оплату труда каждого члена бригады увязывают с общими рез-ми.
Иерархия построения бригадной оргструктуры предусматривает вхождение в самую верхнюю бригаду высших менеджеров организации.За каждым из них закрепляется ответственность за одно крупное (основное)направление деятельности орг-ии.На втором уровне количество бригад определяется основными направлениями деят-ти орг-ии,т.е.д.б.им равным, и т.д.
Каждой бригаде может быть дан статус самостоятельных хозрасчетных единиц (подразделений).
Преимуществами бригадной оргструктуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей, ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на относительно малоемкие сегменты рынка, нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки.
Целевая организационная стр.управ-я представляет собой комбинацию нескольких видов оргстр.К ней следует прибегать в тех случаях,когда цель явл. нетрадиционной.Так,в орг-циях профессионального образования существует проблема межорганизационной кооперации,формирования системы непрерывного проф-го образования,интеграции с отраслями эк-и.
Аналогичная ситуация может возникнуть и внутри каждой организации. В этом случае оргструктуры управления организации будут связаны линейно-функциональными и целевыми связями.
Неформальная ор-ия—спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными орг-иями.
Формальная орг-ия—орг-ия,обладающая правом юр.лица,цели деят-ти кот.закреплены в учредительных документах,а функционирование—в нормативных актах,соглашениях и положениях, регламентирующих права и отв-ть каждого из участников орг-ии.
Некоммерческие организации
- Потребительский кооператив (союз, общество)
- Фонды
- Общественные и религиозные орг-ии (объединения)
- Учреждения
- Объединения юр.лиц (ассоциации и союзы)
Смешанные предприятия—предприятия,капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран.Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства,что определяет местонахождение его штаб-квартиры. Смешанные предприятия—это одна из разновидностей международного переплетения капиталов.Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной пр-м-ой деят-и.Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны.Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения:картели,синдикаты, тресты,концерны.
Анализ внешней среды орг-ии
Внешняя среда является определяющей, поскольку она включает потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники рабочей силы и, конечно, различного рода государственные учреждения и характеризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью.
Сложность внешней среды — это многочисленность условий и факторов, без которых организация не может функционировать и обязана на них реагировать. К числу таких внешних факторов относятся: воздействие государственных актов, заинтересованные группы влияния, конкуренты и существенные технологические изменения. Организация, использующая большое количество видов исходных материалов, различных специалистов и контактирующая со многими другими организациями, действует в более сложной среде, чем организация, у которой эти параметры проще. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.
Подвижность внешней среды — это скорость, с которой происходят изменения среды вокруг организации. Практика показывает, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Кроме того, подвижность внешнего окружения может проявляться неодинаково: быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Подвижность среды определяет необходимость опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Подвижность среды также оценивается степенью изменчивости факторов внешней среды.
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает управляющая подсистема о конкретном факторе, и функцией достоверности информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения,
Скорость изменения технологий быстро растет, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. Организации, связанные непосредственно с высокими технологиями, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.
Состояние экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличить запасы поставляемых организации ресурсов и провести с работниками переговоры о фиксированной оплате труда, с тем чтобы сдержать рост издержек в будущем. Оно может также увеличить займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. В Социокультурные факторы. В их числе преобладают установки, жизненные ценности и традиции. Изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают положительным в деятельности организации. Это особенно важно для менеджеров применительно к их функции — мотивации людей с учетом целей организации. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности предприятия, поскольку они определяют вкусы потребителей. Организация должна прогнозировать изменение ожиданий общества и готовиться к их удовлетворению более эффективно, чем конкуренты.
Политические факторы имеют для руководителей особое значение. Один из них — отношение органов власти и управления, судебных органов к предпринимательству. Другой элемент политической обстановки — это группы интересов.
Большое значение имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев и даже к национализации иностранной собственности, к установлению специальных пошлин на импорт. Политика может измениться и в благоприятную для инвесторов сторону, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.
Отношения с местным населением. Для большинства организаций отношение местного населения имеет значение как фактор среды косвенного воздействия. Так, некоторые территории не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, стремятся не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых регионах политический климат благоприятствует предпринимательству, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным населением, в среде которого они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ, благотворительной деятельности или поддержке талантливой молодежи. Для организаций профессионального образования отношения с местным населением оказывают не косвенное, а прямое воздействие.
Изучение внутренней среды направлено на выявление сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны являются предметом пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться или минимизировать их влияние. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с ближайшими конкурентами (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). Поэтому постоянное наблюдение за изменениями внутренней среды организации способствует решению ряда первостепенных задач менеджера.
Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.
Жизненный цикл орг-ии
Фаза 2-детство и юность организации. Отличительные ее особенности: главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства, укрепление и захват своей части рынка, увеличение ЗП.
Фаза 3 – зрелость: гл. цель – систематический, сбалансированный рост и формирование индивид имиджа, рост по разным направлениям с завоеванием рынка, учет разнообразных интересов, индивидуальное премирование.
Фаза 4 – старение организации. Это высшая ступень зрелости. Отличительные ее особенности: главная цель – сохранить достигнутые результаты, обеспечение стабильности, свободный режим организации труда, участие в прибылях.
Общие функции мен-та
Контроль и регулирование.
Функция «постановка цели»
Постановка цели (целепостановка, целеполагание) является основополагающей функцией, т.к. в зависимости от выбора основной цели, группировки целей по степени значимости, зависит вся дальнейшая деятельность фирмы и эффективность приложенных усилий.
Цель — это опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Целеполагание означает, действие или поведение, направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием».
Цели должны быть взаимосочетаемыми и последовательными. Так, последующая цель не должна противоречить предшествующей, не должна ее заменять на стадии завершения, не должна препятствовать выполнению этой предшествующей цели.
Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: собственники организации, сотрудники организации, покупатели продукта организации, деловые партнеры организации, местное сообщество, общество в целом.
30. Функция»планирование», процесс планирования
Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.
Задачи планирования:
Миссия и философия орг-ии
Первый основополагающий шаг стратегического корпоративного управления — формирование миссии компании. Миссия представляет собой совокупность основных целей и предпринимательских намерений компании. Миссия детализирует статус компании и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом.
Формирование миссии включает:
• выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается компания;
• определение принципов работы компании под давлением внешней среды;
• определение культуры компании.
Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отражать следующие аспекты:
1) круг удовлетворяемых потребностей;
2) характеристику продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
3) перспективы роста бизнеса.
Следующий шаг — разработка философии компании, под которой следует понимать кредо существования, верховные принципы деятельности. Философия включает описание высших ориентиров поведения, принятых организацией, условий движения к ним, существующих объективных ограничений. В ней излагается представление о смысле предпринимательской деятельности организации, принципы отношения менеджеров к работникам, готовность нести за них ответственность, отношение к окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологическим мероприятиям, социально-техническим переменам (инновациям), к предпринимательскому риску (готовность или неготовность) и т.п.
Формулировка философии и предпринимательской политики дает возможность представить стратегический облик компании, под которым понимают совокупность основных целей и руководящих установок организации, его реальные контуры, описание предпринимательских задач.
Орг-ия как функция мен-та
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организация нацелена на процесс структурирования элементов организации, где руководитель подбирает персонал, делегирует им полномочия и права использовать ресурсы предприятия. Функция организация ставит вопросы: кто и как будет реализовывать планы предприятия.
31. Классификация видов внутрифирменного планирования
Признаки планирования | Виды планирования |
По периоду планирования | Долгосрочное (более 5 лет) Среднесрочное (от 1 до 5 лет) Краткосрочное (до 1 года) |
По уровню планирования | Организация в целом Подразделение Проект Отдельный исполнитель |
По предмету планирования | НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие |
По содержанию планирования | Продуктово-тематическое Ресурсное Объемно-календарное |
По цели планирования | Стратегическое Оперативное |
33. Функция «контроль», его значение.содержание.
Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);
- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);
- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);
- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).
Задача регулирования - актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.
Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления все