Актуальность проблем инновационной деятельности для экономики России.
Понятие, характер и факторы экономического роста.
Понятие экономического роста.
Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.
В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.
Факторы экономического роста.
Экономический рост можно оценить с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов.
В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N):
Y=f(L,К,N)
Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных факторов производства.
В экономической теории выделяют факторы лежащие на стороне совокупного предложения. К ним относятся:
а) количество и качество природных ресурсов;
б) количество и качество трудовых ресурсов;
в) объем основного капитала;
г) уровень научно- технического прогресса (технология).
От факторов совокупного спроса зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Важнейшим из факторов являются затраты труда.
Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор определяется прежде всего численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу.
Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны.
Характер. Экономическое развитие носит циклический характер, суть которого в том, что экономический рост, отражающий развитие национальной экономики, периодически сменяется этапами экономических кризисов и спадов.
Теория Й.Шумпетера.
Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и «предприниматель». Фигура предпринимателя характеризуется не тем, чем в конечном объёме он владеет, а особыми качествами характера - инициативой, авторитетом, даром предвидения, готовностью к риску. В рамках простого кругооборота, по его мнению, предпринимателя нет. Это - особый тип человека-носителя динамических процессов; он всегда нацелен на новое, являясь локомотивом технического прогресса. Согласно Й. Шумпетеру именно предприниматель является движущей силой экономического развития. Благодаря его организаторским способностям, интуиции, способности к риску экономика получает стимул к совершенствованию. Теория развития Шумпетера включает в себя и специфическую концепцию капитала. Авансированный капитал, превратившийся в средства производства, в его представлении теряет свою специфическую функцию - «служить фондом, за счёт которого предприниматель оплачивает приобретаемые средства производства». Это, с его точки зрения, уже не капитал, а имущество. Все явления, которые принято считать капиталистическими, связаны именно и только с этим фондом. Капитал всегда выступает в форме платёжных средств, но не все платёжные средства выполняют специфическую функцию капитала.
Он признаёт лишь денежную форму капитала.«Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней нет развития», - пишет Шумпетер.
Пример с Россией.
Международные сопоставления показывают, что нормированная наукоемкость экономики современной России, основанной на частном предпринимательстве, характеризует ее неудовлетворительную инновационную активность. Главная причина - это ментальность российских предпринимателей, ориентированных не на долговременную трудную работу, но на организацию таких производств, которые позволяют реализовать принцип: все и сейчас. Этот подход отрицает сложную и лишь с некоторой вероятностью прибыльную работу по созданию современного инновационного производства.
Содержание инновационного процесса.
Создание новых продуктов, обладающих высокими техническими, потребительскими и экономическими параметрами, представляет собой весьма сложный процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа как внешних, так и внутренних исполнителей, теснейшим образом связанный со всеми другими сферами деятельности предприятия. Можно выделить три основные фазы инновационного процесса: исследовательская фаза или формирование концепции продукта ;проектирование нового продукта; освоение производства нового продукта и продвижение его на рынок.
Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновациям присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Понятие.
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Развитие любой организации предполагает постановку целей, формирование нового образа будущего организации и в конечном итоге требует разработки стратегии развития. Успешные организации используют стратегическое управление для создания новой корпоративной культуры, обеспечивающей в организации состояние постоянной готовности к переменам, неожиданным событиям, активную реакцию и адаптацию к изменениям. Стратегическое управление в конечном итоге – ответ на вызов внешнего окружения. Разработка стратегии развития далеко не всегда требует инновационных подходов.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработали ряд универсальных стратегий. Их обычно называют «базовыми» или «эталонными», поскольку на их основе можно выбрать альтернативную (в т.ч. инновационную) стратегию развития конкурентных преимуществ фирмы, ориентируясь на имеющийся потенциал, возможности и угрозы внешнего окружения. Каждая стратегия роста в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы.
Типы.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1.Наступательная– характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.
2.Оборонительная– направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе.
3.Имитационная– используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".
Стратегия диверсификации.
Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих нацелевом рынке, или только для данного предприятия. Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость фирмы в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей.
Заниматься диверсификацией предприятия вынуждает ряд причин, среди которых одними из главных являются стремление уменьшить или распределить риск ( «не все яйца в одной корзине»), а также стремление уйти со стагнирующих рынков и получить финансовые выгоды от работы в новых областях. Последние два фактора — стагнирующий рынок и стремление освоить новые области деятельности — являются главными причинами диверсификации российских предприятий. Естественно, диверсификация предполагает выявление именно того вида деятельности (продукции), в которой можно наиболее эффективно реализовать конкурентные преимущества предприятия.
При анализе следует учитывать, что диверсификация имеет свои положительные и отрицательные стороны. Главная опасность диверсификации связана с распылением сил, а также с проблемами управления диверсифицированными предприятиями. Собственно, именно проблема управляемости крупных компаний и привела к развитию методов портфельного анализа. Практика западного менеджмента свидетельствует, что вероятность успеха отдельных стратегий роста неодинакова вследствие уменьшения синергического эффекта: для старого товара на старом рынке этот эффект составляет 50%; для нового товара на старом рынке — 33; для старого товара на новом рынке — 20; для нового товара на новом рынке — 5%5.
Этапы развития.
Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании — составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение — осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.
Причины его появления.
Новация - новшество, невведенное в производственный процесс. Инновация - нововведение, имеющее практическое внедрение в производственной деятельности. Принципы возникновения инновационного менеджмента:
спонтанность создания новых изделий;
потребность выработки методов, с помощью которых можно управлять нововведениями и ускорить процесс их внедрения;
необходимость применения нововведений и ускорить процесс их внедрения;
противоречие между старыми изделиями и нововведениями, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реакции на нововведения.
Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления создания новых знаний, изделий и технологий, а также управление социальными и психологическими аспектами внедрения инноваций. Инновационный менеджмент, как любое направление менеджмента связан с реализацией функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Предмет инновационного менеджмента - система управления инновационной деятельностью, охватывающая инновационные процессы на уровне одной организации и в масштабах государственной экономики. Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими основами управления инновационной деятельностью и умение управлять ими практически при решении задач по вводу нововведения в эксплуатацию.
Основные участники проекта
Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.
Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, юридические лица всех форм собственности, международные организации, иностранные юр. лица, физические лица – граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.
Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком.
Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).
Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся индивидуальные предприниматели, производственные предприятия, вузы и т.д.
Научно-технические советы(НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.
Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Состав и функции команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта.
Поддерживающие структуры – организации , содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы;
36. Структура бизнес-плана инновационного проекта
Структура бизнес-плана может быть различной, в зависимости от целей,
задач компании, вида деятельности и ряда других факторов. Здесь приводится
классическая структура, которой в любом случае необходимо придерживаться
при бизнес-планировании.
Подробно:
I. Титульный лист
Название ____________________________________________________________
Информация о разработчиках проекта ____________________________________
Ф.И.О. руководителя проекта, контактный телефон ________________________
Стоимость проекта ____________________________________________________
Предполагаемые источники финансирования ______________________________
Срок реализации проекта _______________________________________________
Срок окупаемости проекта _____________________________________________
II. Содержание
Перечень разделов бизнес-плана с указанием номеров страниц.
III. Резюме
3.1. Цель и задачи проекта, эффективность.
3.2. Описание инновационного продукта.
3.3. Краткие сведения об участниках реализации проекта (в том числе разработчике, организации – потенциальном исполнителе проекта).
3.4. Описание потребности в инвестициях, включая источники, объемы, сроки и направления использования.
3.5. Планируемые объемы производства по завершении реализации проекта (3 года).
3.6. Потенциальная бюджетная эффективность проекта.
3.7. Социальная эффективность проекта (количество создаваемых рабочих мест и др.).
IV. Описание проекта
4.1. Суть проекта, описание инновационного продукта, его назначение и отличие его от имеющихся аналогов.
4.2. Обоснование новизны технических и организационных решений.
V. План маркетинга
5.1. Ситуация на внутреннем и внешнем рынках. Имеющиеся в Российской Федерации и за рубежом аналоги инновационного продукта, степень их присутствия на рынке, характеристика конкурентов. Патентная ситуация.
5.2. Потенциальные рынки сбыта. Контингент потребителей продукции, объем платежеспособного спроса на первые 2 года.
5.3. Ориентировочная цена и себестоимость.
5.4. Планируемые объемы продаж. Организация сбыта продукции и ее рекламы.
Планирование и контроль реализации инновационного проекта – лень писать своими словами, мучайтесь.)
Виды:
Продуктово-тематическое планирование ориентировано на формирование тематики НИОКР, определение состава этапов работ. При продуктово-тематическом планировании проводят функциональную и проблемную структуризацию основных параметров инновационного проекта. Функциональная структуризация инновационного проекта осуществляется путем построения «дерева целей». «Дерево целей» – иерархическая система, включающая последовательно детализируемые цели: цели каждого последующего уровня способствуют осуществлению целей вышестоящего уровня. Затем «дерево целей» преобразуется в «дерево работ», в котором цели заменяются заданиями и мероприятиями, необходимыми для реализации данных целей. «Дерево работ» – это проблемная структуризация проекта. Результат структуризации – альтернативные варианты перечней работ, выполнение которых необходимо для достижения в установленные сроки намеченных целей инновационного проекта. Выбор варианта реализации проекта определяется величинами эффективности и риска.
Технико-экономическое планирование предусматривает определение материальных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по проекту. Технико-экономическое планирование предполагает составление бизнес-плана, в котором производится всесторонняя оценка нового проекта. Бизнес-план содержит информацию о перспективах, преимуществах от реализации проекта; анализ факторов риска и оценку степени риска; информацию о конкурентах, партнерах, поставщиках; оценку финансового положения фирмы. Бизнес-план позволяет оценить жизнеспособность новшества в условиях конкуренции на рынке. Он является базовым документом, на основании которого решается вопрос об инвестировании инновационного проекта.
Объемно-календарное планирование включает определение объемов работ по проекту, загрузки исполнителей и оборудования; построение календарных графиков проведения работ. В качестве метода календарного планирования при управлении инновационными проектами рекомендуется использовать метод сетевого планирования и управления (СПУ). При сетевом планировании комплекс работ, необходимых для реализации инновационного проекта, представляется в виде сетевой модели. Сетевая модель – графическое изображение плана работ, необходимых для достижения определенной цели, в их логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ (когда-то на бубне лабах у кого-то были такие кружочки с цифрами внутри, соединенные линиями, вот это оно самое))).
Есть еще календарный и финансовый.
Контроль – это один из инструментов управления инновационным проектом, включающий своевременное выявление проблем реализации проекта и меры по устранению несоответствий. Контроль позволяет снижать риски внутренней среды проектов. Задача контроля как функции управления заключается в обеспечении соответствия временных, финансовых и качественных характеристик проекта плановым показателям. Контроль включает четыре этапа:
1)сбор информации по проекту;
2)анализ информации: выявление отклонений фактических значений от плановых и причин, их вызвавших;
3)прогноз дальнейшего развития ситуации;
4)разработка корректирующих действий.
Для получения данных о результатах деятельности могут быть использованы различные методы, выбор которых определяется целями контроля и иерархическим уровнем субъекта контроля.
Данные, получаемые при текущем контроле анализируются, определяется степень отклонения фактических параметров проекта от плановых значений, а также выявляются факторы, затрудняющие осуществление инновационного процесса. К числу негативных факторов относятся технические проблемы, недостаточность финансирования, неэффективная организация проекта, отсутствие налаженных коммуникационных связей и пр. В случае, если выявленные отклонения фактических значений от плановых значительны (обычно более 10 %), то для устранения причин, сдерживающих нормальный ход инновационного процесса, составляются программы корректирующих действий. В случае кардинальных отклонений (обычно более 30 %), принятие решений о корректировке проекта осуществляется на уровне высшего руководства (по представлению руководителей среднего звена). При анализе достигнутых результатов по проекту, для выявления их отклонения от плановых показателей полученные данные представляются в графическом виде. Основными параметрами, подлежащими контролю являются время, затраты, качество, и используются три вида графиков: накопленные затраты – время; технический прогресс – затраты; технический прогресс – время.
В РФии
Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);
- Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон «О техническом регулировании»;
- Патентный закон;
- Закон РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
- Закон РФ О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон РФ О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);
- Закон РФ О селекционных достижениях»
В лекциях она давала схему – в воскресенье буду дома, выложу ее.
В Германии:
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в Германии на различных уровнях – со стороны федерации, отдельных земель, а также Еврососоюза.
Федеральная политика основывается как на создании благоприятных условий для инновационной деятельности (например, путем установления налоговых льгот, лояльной федеральной законодательной базы), так и её прямой поддержки путем финансирования научных исследований через целевые программы, гранты и т.д. Таким образом, центральные органы власти формируют общую систему мер, направленных на поддержку и повышение уровня инновационной активности в стране. В государстве отсутствуют центральные механизмы, координирующие и определяющие приоритетные направления научных исследований, что дает возможность развития различных научных сфер. Существенную роль в создании и функционировании механизмов обмена и передачи технологий играют исполнительные органы власти отдельных земель федерации. Они вносят значительный вклад в создание систем поддержки научной деятельности отдельных лиц, создавая инновационные центры, технопарки, организации, содействующие инновационным процессам, разрабатывая специальные программы кредитования, субсидирования и иной финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности. Государственные программы поддержки инновационной деятельности рассчитаны в первую очередь на сектор малого и среднего бизнеса. Помимо мер государственной поддержки субъекты научной деятельности получают поддержку и от надгосударственных структур, в первую очередь, ЕС. Высшими органами управления Евросоюза сформулирован ряд задач в области инновационного развития – увеличение затрат на НИОКР, координация инновационной политики, создание единого европейского исследовательского пространства.
Франция:
Ориентация на малый и средний бизнес, также приоритет отдается направлениям, важным для гос-ва (космос там, медицина и бла-бла). Поддержка есть и на уровне государства и на уровне регионов. Больше развита на уровне регионов. Есть организации, занимающиеся выдачей беспроцентных госкредитов, а есть бизнес-ангелы, которые еще помимо кредитов, помогают познакомиться с нужными людьми. Еще у них инновации тесно связаны с образованием. У них даже Министерство образования и инновационной деятельности
Англия:
отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне.
Эти 3 страны вечно соревнуются между собой.)
США:
базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа:
• Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований.
• Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике.
Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют:
• Министерство обороны
• Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) Другие министерства и государственные организации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.
Особенностью американской структуры - тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций, среди которых:
• Национальный центр промышленных исследований,
• Национальная академия,
• Американская ассоциация содействия развитию науки
Япошки:
Правительство Японии финансирует примерно 25% от общего объема НИОКР, выполняемых в стране. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий. Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% — фундаментальные исследования; 25 — прикладные исследования; 62% — опытно-конструкторские разработки.
Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк — правительство — субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.
Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:
• финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим илиодновременным предоставлением государственного госзаказа;
• финансирование Н ИОКР из различных фондов;
• льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;
• государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;
• льготное кредитование перспективных НИОКР;
• национализация отдельных отраслей промышленности споследующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);
■ защита японского производителя от конкуренции;
■ создание условий для получения новых технологий из других стран;
• импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
• привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
• согласование государственной инвестиционной программы с
интересами национальной промышленности.
Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство: Японский центр ключевых технологий — помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки; Организация по развитию новых источников энергии — способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований. Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных ком пани й-подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и «Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР.
А еще Япония активно скупает и продает инновации и США в принципе тоже.
Актуальность проблем инновационной деятельности для экономики России.
Это сложнейшая социально-экономическая задача, одна из главных проблем является большой разрыв в социально-экономическом развитии регионов. На данный момент, по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. Негативные тенденции в российской экономике свидетельствуют об экономическом застое из-за отсутствия сбережений у большей части населения и соответственно невозможности привлечения инвестиций в развитие инновационных производств.
На сегодняшний день в российской экономике отчетливо прослеживается тенденция резкого контраста между широчайшими возможностями для развития страны, повышением благосостояния граждан и фактическим уровнем жизни. Ключевым фактором эффективного функционирования отечественной инновационной системы должно стать появление не только крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры выпуска под давлением конкурентной среды, но и малых инновационных предприятий (МИП). Однако на современном этапе развития российской экономики инновационная активность малых предприятий остается крайне низкой, не превышая уровня в 3%.
Столь незначительная инновационная активность обусловлена следующими взаимосвязанными обстоятельствами:
— отсутствием достаточного объема капитала не только для фундаментальных нововведений, но и для мелких инновационных проектов;
— моральным старением применяемых технологий и износом оборудования;
— недостаточным уровнем квалификации кадров.
Вполне очевидно, что только принятие консолидированного решения по данному ряду проблем приведет к синергетическому эффекту не только для МИП, но и для целого ряда секторов российской экономики.
Масштабный переход к инновационной, модернизированной экономике нашей стране только предстоит. По показателю, который называется рейтинг инновационной активности, по данным исследования Мирового экономического форума, Россия находится на 51 месте из 130 стран мира.
2000-е годы для России стали этапом экономического роста. Однако данный рост основывался, прежде всего, на сырьевом драйвере, причем совершенно специфического типа. Сверхвысокая доходность сырьевой экономики делала экономически неэффективными для бизнеса и государства инвестиции в инновации.
Для строительства инновационной экономики Россия должна решить в настоящее время следующие проблемы:
1. корпоративное и налоговое законодательство устарело, оно не адекватно потребностям инновационной экономики и нуждается в крупном пересмотре;
2. несовершенство бюджетного кодекса, документов, регламентирующих техническое регулирование и вопросы интеллектуальной собственности;
3. отсутствие целей, приоритетов, политики инновационного развития, которые следует определить Правительству Российской Федерации. Необходим план создания инновационной экономики, создания технологических карт, создания новых венчурных фондов, создания и улучшения качества работы старых институтов. Не существует ни одной успешной инновационной становой модели в мире, которая бы возникла и существовала без прямого государственного участия;
4. отсутствие развитого внутреннего финансового рынка, благоприятных условий для сбережений, которые бы создали необходимую пассивную базу финансовых институтов, необходимых условий для абсолютной уверенности банков в том, что Правительство обеспечит в ближайшие годы стабильные условия;
5. наличие у большинства разработчиков негативного опыта работы с бизнесом, который они получили в 80-90 годы;
6. большинство проектов основаны на заделе 20-30 летней давности и часто направлены на решение социально-экономических задач тех лет. Это серье<