Внешняя среда организации. Типы внешней среды. Характеристики внешней среды.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Внешняя средаорганизации включает в себя такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и т.д.
Внешняя среда может быть устойчивой, когда возможны некие изменения, но они незначительны и предсказуемы. В устойчивой среде требования покупателей остаются относительно неизменяемыми. Внедрение новых технологий происходит редко. Необходимость инноваций для обгона конкурентов – минимальна.
Другой тип внешней среды – изменяющийся. В такой среде очень часты изменения в стратегии фирмы, в требованиях рынка, в рекламной деятельности, в технологиях, квалификации персонала. Эти изменения частично предсказуемы и ожидаемы.
Когда же изменения становятся непредсказуемыми и неожидаемыми для производителей, такую среду называют турбулентной.Турбулентные условия создаются новыми технологиями, новыми законами, новыми стратегиями. Фирмы работающие с высокими технологиями сталкиваются именно с турбулентной средой.
Нужно отметить, что это подход к внешней среде с точки зрения отрасли, сферы, где функционирует фирма.
Характеристики внешней среды
Взаимосвязанность факторов внешней среды –это силы, с которыми одни факторы воздействуют на другие факторы. Так же как изменение любого внутреннего фактора может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Взаимосвязанность факторов внешней среды имеет особенную значимость для мирового рынка в связи с его глобализацией.
Руководители организаций не должны рассматривать внешние факторы изолированно, и понять, что эти факторы быстро меняются, что приводит к необратимым общим изменениям.
Сложность внешней среды– это множество факторов, на которые организация обязана реагировать, а также высокий уровень изменчивости каждого фактора. В числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, - давление государственных актов, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения. В более сложных условиях, по сравнению с остальными, действуют организации, использующие много видов исходных материалов, разнообразные технологии, ведущие дела с многими предприятиями мира, а также быстроразвивающиеся организации.
Подвижность (динамика) внешней среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
С развитием экономики окружение всех организаций изменяется с нарастающей скоростью, однако есть предприятия, внешняя среда которых особенно подвижна. Например, скорость изменения технологий, а следовательно и конкурентной борьбы, особенно высока в авиационной промышленности, производстве компьютерной техники, сфере телекоммуникаций, фармацевтической, химической и электронной промышленности, биотехнологии и т.д.
Кроме того, подвижность внешней среды может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других.
Подвижность среды определяет необходимость опираться на разнообразную информацию для принятия эффективных решений.
Неопределенность внешней средыявляется функцией количества информации, которой располагает организация о конкретном факторе, и функцией уверенности в этой информации.
Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация, поэтому, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Этапы построения организации. Методы распределения обязанностей по подразделениям..
Построение организации
Существуют три главных этапа в построении любой организации:
· определение характера выполняемой работы;
· распределение работы между отдельными позициями менеджмента;
· классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.
Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи, данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы). Выделяют три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом нами этапе построения организации. Они включают анализ:
- деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
- решений, какого вида решения будут приниматься, и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
- отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер; лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать; влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.
Распределение работ между отдельными элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
Классификация элементов менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот способ известен как «принцип ориентации». Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника.