Стратегически выбор в системе СМ. Характеристика процесса
Стратегический выбор:
1. Начало страт.выбора (оценка отрасли, изучение миссии)
2. Особенности рыночного опыта предприятия для оценки страт. зон хозяйствующих подразделений, структуры предприятия
3. Разработка стратегических альтернатив развития перспектив предприятия, определение предпосылок, преимуществ и рисков данной альтернативы направления развития
4. Выбор стратегии, оценка выбранной стратегии по этапам согласования и утверждения
При стратегическом выборе важную роль играет оценка общей ситуации и конкуренции в отрасли. Целью такого анализа явл. определ привлекательности отрасли и определение товарных рынков. Такой анализ позволяет уточнить для целей стр в структуру, динамику отрасли, характерные для неё возможности, определить ключевые факторы успеха и на этой основе получить характеристики предпосылок развития.
Анализ общей ситуации в отрасли для стр. выб:
- определение экономических характеристик отрасли
- оценка степени конкуренции
- выявление движущих сил
- определение ключевых факторов состояния успешности
- составление заключения о степени привлекательности отрасли
Для оценки общей ситуации в отрасли и адекватности отраслевого окружения используются следующие показатели:
- размеры рынка
- масштабы конкуренции (локальная, территориальная, национальная, глобальная)
- темпы изменения размеров рынка
- стадия жизненного цикла отрасли
- структура конкурентов (их количество, их относительная рыночная доля)
- степень вертикальной интеграции (может быть оценена с позиции вперёд с потребителями и назад с поставщиками сырья)
- темп технологических изменений и продуктовых инноваций
- степень продуктовой дифференциации
- величина экономии на ресурсах или других характеристиках
В процессе оценки отрасли в начале страт.выбора должны быть получены характеристики, отражающие наиболее специфические признаки сохранения привлекательности отрасли.
Ключевые факторы успеха в различных отраслях
Отрасли | Факторы успеха (спец.признаки сохранения привлекательности) |
Пищевая | Имидж предприятия, качество продукции, простая технология, эффект масштаба, сбытовая сеть |
Нефтегазовая | Местоположение, источники сырья, коммуникации |
Фармацевтическая | Финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть |
В процессе анализа ключевых факторов систематизируются оценки направлений концентрации усилий, затем разрабатываются мероприятия по завладению наиболее важными факторами отраслевой привлекательности.
Понятие миссии организации
СВ начинается с оценки миссии. Миссия – понятие, раскрывающее смысл существования организации. Ее можно представить как концентрированное, интегрирующее понятие о смысле существования предприятия.
CВ начинается с характеристики адекватности выбранной, согласованной миссии реальным условиям деятельности предприятия и степени отражения в ней возможности достижения соответствующих в перспективе целевых установок развития предприятия.
Схема анализа миссии может быть в виде:
Потенциал: имеющийся «Пи», модернизируемый, новый.
Продукция: старая «Рс», модифицированная(обновляемая), новая, освоенная
Проблемы потребителей: изученные «ППи», выявленные, потенциальные
Риски: допустимый «Од», критический, катастрофический
Рынки: действующие «Рд», новые.
Анализ миссии в характеристиках матричных построений позволяет:
-систематизировать необходимый состав оценок
-получить исходные выводы о характере отражения в сформулированной миссии руководства предприятия, состояний позиций этого предприятия
Эти оценки/характеристики при этом могут отражать:
-консервативный характер представлений руководства, направлений развития перспективы
-умеренно прогрессивный характер этих оценок
-агрессивно наступательный характер.
Таким образом, на этапе анализа миссии предприятия действительно может быть сконструировано бесконечное множество вариантов стратегии, пограничные характеристики которых определяются ориентирами ведущего руководства и теми оценками, в которых отражаются представления этого руководства о возможностях, в том числе, связанных с коренным преобразованием предприятия.
То есть выбор стратегии может быть отражением данного типа хозяйственно-экономической установки.