Стратегически выбор в системе СМ. Характеристика процесса

Стратегический выбор:

1. Начало страт.выбора (оценка отрасли, изучение миссии)

2. Особенности рыночного опыта предприятия для оценки страт. зон хозяйствующих подразделений, структуры предприятия

3. Разработка стратегических альтернатив развития перспектив предприятия, определение предпосылок, преимуществ и рисков данной альтернативы направления развития

4. Выбор стратегии, оценка выбранной стратегии по этапам согласования и утверждения

При стратегическом выборе важную роль играет оценка общей ситуации и конкуренции в отрасли. Целью такого анализа явл. определ привлекательности отрасли и определение товарных рынков. Такой анализ позволяет уточнить для целей стр в структуру, динамику отрасли, характерные для неё возможности, определить ключевые факторы успеха и на этой основе получить характеристики предпосылок развития.

Анализ общей ситуации в отрасли для стр. выб:

- определение экономических характеристик отрасли

- оценка степени конкуренции

- выявление движущих сил

- определение ключевых факторов состояния успешности

- составление заключения о степени привлекательности отрасли

Для оценки общей ситуации в отрасли и адекватности отраслевого окружения используются следующие показатели:

- размеры рынка

- масштабы конкуренции (локальная, территориальная, национальная, глобальная)

- темпы изменения размеров рынка

- стадия жизненного цикла отрасли

- структура конкурентов (их количество, их относительная рыночная доля)

- степень вертикальной интеграции (может быть оценена с позиции вперёд с потребителями и назад с поставщиками сырья)

- темп технологических изменений и продуктовых инноваций

- степень продуктовой дифференциации

- величина экономии на ресурсах или других характеристиках

В процессе оценки отрасли в начале страт.выбора должны быть получены характеристики, отражающие наиболее специфические признаки сохранения привлекательности отрасли.

Ключевые факторы успеха в различных отраслях

Отрасли Факторы успеха (спец.признаки сохранения привлекательности)
Пищевая Имидж предприятия, качество продукции, простая технология, эффект масштаба, сбытовая сеть
Нефтегазовая Местоположение, источники сырья, коммуникации
Фармацевтическая Финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть

В процессе анализа ключевых факторов систематизируются оценки направлений концентрации усилий, затем разрабатываются мероприятия по завладению наиболее важными факторами отраслевой привлекательности.

Понятие миссии организации

СВ начинается с оценки миссии. Миссия – понятие, раскрывающее смысл существования организации. Ее можно представить как концентрированное, интегрирующее понятие о смысле существования предприятия.

CВ начинается с характеристики адекватности выбранной, согласованной миссии реальным условиям деятельности предприятия и степени отражения в ней возможности достижения соответствующих в перспективе целевых установок развития предприятия.

Схема анализа миссии может быть в виде:

Стратегически выбор в системе СМ. Характеристика процесса - student2.ru

Потенциал: имеющийся «Пи», модернизируемый, новый.

Продукция: старая «Рс», модифицированная(обновляемая), новая, освоенная

Проблемы потребителей: изученные «ППи», выявленные, потенциальные

Риски: допустимый «Од», критический, катастрофический

Рынки: действующие «Рд», новые.

Анализ миссии в характеристиках матричных построений позволяет:

-систематизировать необходимый состав оценок

-получить исходные выводы о характере отражения в сформулированной миссии руководства предприятия, состояний позиций этого предприятия

Эти оценки/характеристики при этом могут отражать:

-консервативный характер представлений руководства, направлений развития перспективы

-умеренно прогрессивный характер этих оценок

-агрессивно наступательный характер.

Таким образом, на этапе анализа миссии предприятия действительно может быть сконструировано бесконечное множество вариантов стратегии, пограничные характеристики которых определяются ориентирами ведущего руководства и теми оценками, в которых отражаются представления этого руководства о возможностях, в том числе, связанных с коренным преобразованием предприятия.

То есть выбор стратегии может быть отражением данного типа хозяйственно-экономической установки.

Наши рекомендации