Доминантные понятия СМ и связи между ними

В стратегическом менеджменте признается возможность использования для его характеристик определенного набора доминантных понятий и в таком количественном составе, которое может отобразить достаточно жесткую схему возникновения процессов развития будущего. С этой точки зрения интересны мысли Портера. В литературе большинством исследователей считается, что таким понятиями, которым как раз и присуще доминанта, являются:

- потенциал организации

- стратегия

- конкурентоспособность

Доминантные понятия СМ и связи между ними - student2.ru

Стратегия — от греч. Стратегос — искусство управления генерала. В обиходе : долгоср планы; операции, обеспеч.нынешнее состояние объекта; сов-ть приоритетных направлений развития. В условиях управления:детальный план для выполнения миссии орг-и и достижения её целей - пригодно лишь для оценки песпектив.

Под потенциалом обычно понимается совокупность возможностей предприятия, организации, по выполнению определенных действий(выпуску продукции, оказанию услуг)

Конкурентоспособность - Это ее способность вести конкурентную борьбу и способность противостоять.

Связь между этими понятиями отличается очевидностью, характеристики понятий имеют взаимосвязь, можно доказать адекватность каждого из этих понятий.

Модель имеет формат равностороннего треугольника. Каждое из понятий модели – есть суть синтеза многочисленных факторов и характеристик состояния объекта.

При разработке доминантных понятий использ-сь лингвистич.подходы, отраж-е работу по обоснов-ю стр. решений и сформировавшие целостную картину и взаимосвязь м/у ними. Конструктивное положение основных понятий определяет взаимодействие в виде процесса. Начало взаимодействия м.б.положено в любой части структуры в зависимости от ролевых особенностей лица.

Процесс СМ

Во-первых, сколь бы объективно обоснованной не казалась стратегия, процесс выработки стратегии не должен завершаться каким либо немедленным действием, обычно этот процесс завершается установлением (определением, обоснованием) общих направлений развития, определенного тренда или вектора, движение по которому приводит или к укреплению позиций, или обеспечивает выход из создавшегося положения в направлении роста или наоборот в направлении качественного изменения. Таким образом, стратегия это руководство к действию, но не более того, это не документ, который определяет стратегию действия.

Во-вторых, сформулированная стратегия должна быть использована для разработки перспективных проектов (методом дальнейшего поиска), то есть в этом смысле сформулированная стратегия должна помочь определению участков и возможностей в рамках, которых существует некая альтернатива. В этом смысле стратегия сосредотачивает внимание. И в этом же качестве стратегия помогает отбросить другие, остальные возможности как несовместимые для данного случая.

В-третьих, следует иметь в виду, что необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход развития событий выводит организацию из данного состояния. То есть стратегия это не догма и не заповедь, стратегия – это нормальная оценка состояния и ситуации.

В ходе разработки стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые могут возникнуть при составлении на основе стратегии перспективных проектов, поэтому при формулировке стратегии приходится пользоваться достаточно сильными обобщениями, базирующимися на весьма неполной информации о характеристиках и реальных признаках формирующихся альтернатив развития.

Но как только появляется четко выраженная альтернатива развития, прежние характеристики стратегии должны быть, по крайней мере, уточнены, но возможен и отказ от всей стратегии в целом.

Так как для отбора перспективных проектов используется как стратегия, так и ориентиры высшего руководства – может показаться, что это одно и то же, однако следует иметь в виду, с точки зрения управленческой дисциплины, что ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. И стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров может не быть таковой при смене ориентиров.

Стратегии и ориентиры руководства должны согласовываться, в том числе в активном режиме, ….должны быть интерактивны.

Стратегия, не смотря на то, что это инструмент высшего руководства, должна быть понятна на всех уровнях менеджмента. Более того современные представители менеджмента имеют возможность излагать свое мнение не только в режиме обязательных документов, но и на предварительном этапе они могут принимать активное участие во всех коллегиальных средствах и системах руководства.

Наши рекомендации