Понятие о сущности и логической модели стратегического менеджмента
В определении сущности стратегического менеджмента важно понимание его как определенной системы новых управленческих отношений, которые могут быть сформированы и реализованы в рамках стратегического менеджмента. СМ имеет следующие признаки и стороны, в соответствии с которыми он может встраиваться в действующую систему и обеспечивать ее развитие:
1. Функциональная сторона, при которой данное управление рассматривается как совокупность видов деятельности.
a. Маркетинг
b. Исследования и разработки
c. Производство
d. Снабжение
e. Сбыт
f. Управление персоналом
g. Управление финансами
2. Процессная сторона, при которой стратегическое управление может рассматриваться как совокупность действий по определению и разрешению проблем, как процесс подготовки принятия решения. Этапы процесса стратегического управления можно рассматривать в следующей последовательности:
a. Анализ ситуации, выявление отклонений, формулировка проблемы.
b. Определение цели
c. Планирование деятельности для достижения цели
d. Осуществление деятельности
e. Контроль
f. Координация регулирования/отказ от стратегии
3. Ресурсная (поэлементная) сторона рассматривается как деятельности по организации сочетания определенных ресурсных и структурных элементов действующей системы.
Элементами механизма стратегического управления являются информация, кадры, техника управления, структура, фин. средства, технология процесса СМ. С учетом сказанного можно составить модель СМ , которая может быть использована для объяснения сути самого менеджмента, а с другой стороны, с помощью которой на этапе формирования СМ может быть проведена идентификация действующей системы управления и получить выводы по ее адекватности.
Модель СМ имеет размер 7*5*6=210. Каждая клетка в модели имеет определенный смысл. Модель процесса целеполагания с учетом состояния рынка 1.3-2.3
Предлагаемая модель обуславливает следующие принципиально важные для менеджмента переменное состояние: виды деятельности (функции), 1.1 маркетинг, 1.2 исследования и разработки, 1.3 производство продукции 1.4 снабжение, 1.5 сбыт, 1.6. управление финансами, 1.7 управление персоналом.
Этапы процесса управления : 2.1. анализ (ситуации, системы) и выявление проблемы, 2.2.определение цели развития, 2.3 планирование мероприятий, 2.4 осуществление деятельности, 2.5 контроль и оценка достигнутых результатов.
Элементы: 3.1. информация, 3.2. кадры, 3.3 техника управления, 3.4 структура, 3.5 финансовые средства, 3.6 Технология процессов управления
На этапе анализа проводится работа по систематизации к качественному описанию процессов и отношений, возникающих в рамках соответствующих модулей, означает модель процесса разработки планов (возможно стратегических), то есть в режиме стратегического управления в составе действующего управления этого модуля позволяет сделать вывод о возможностях разработки в режиме стратегического управления стратегического портфеля заказов.
Методологические основы СМ
СМ – это совокупность методов, подходов, ресурсов, которые позволяют определенным образом исследовать взаимоотношения внутри социально-экономической группировки, принимать адекватные решения для нормализации таковых отношений.
Предметом изучения СМ , последующего анализа, конструирования является организационно-управленческие отношения, связанные с созданием целостной, эффективной и гибкой системы взаимодействия предприятия.
При этом предполагается некая определенная схема организации, в которой отражаются внутренние и внешние строения (структуры) соответствующих производственно-хозяйственных отношений
Принципиальная схема организации
СМ должен обеспечивать соответствующими инструментами воздействие на организационно-управленческую систему организации, меняя ресурсное обеспечение или же оставляя неизменным создавать условия для внедрения более интенсивных процессов
В стратегических разработках все большее распространение получают такие инструменты и методы, которые наряду с достаточно конкретными характеристиками позволяют получать информацию на основе допуска интуитивного момента в анализе.
В них используются понятия и методические приемы развития объекта или же одновременно используются приемы и методы, способные отобразить структурные элементы изучаемого объекта/процесса.
4. Понятие о стратегии, черты стратегии…
Стратегия — от греч. Стратегос — искусство управления генерала. В обиходе : долгоср планы; операции, обеспеч.нынешнее состояние объекта; сов-ть приоритетных направлений развития. В условиях управления:детальный план для выполнения миссии орг-и и достижения её целей - пригодно лишь для оценки песпектив.
Осн.харак-ки стр. мен-та сегодня: управление развитием системы в усл-х измен-я окр. среды, предпол. распр-е ресурсов для достижения цели. Решения подчинены правилам. Стратегия и есть совок правил. 4Гр:
1) качеств. Цели, критерии — ориентиры; количеств — задания.
2) Взаим-е с внешн ср: когда и что произв, кому прод, у кого — покуп, как побежд конкурентов
3) Отнош-я с контрагентами, обознач-ся в опер-м плане.
Стр классиф: по их воздействию (пр: корпоративная), от ф-и управл.дея-ти (маркет...финанс..)
2 хар-ки стратегии — устойчивость и завершённость.
1)Стр заверш-ся установл-м общего направл-я дея-ти.
2) сосредоточение на определ. Участках
3) Как только цель достигнута, стр. отпадает
4) При разр.стр необх. Использ контрверсионный подход для более высокой точности данных
5) учёт альтернатив.