Рабочие места и порядок прохождения практики на предприятии
Преддипломная практика студентов должна проходить в одном из подразделений предприятия (организации, учреждения), выполняющего экономические, учетные функции . Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.
Во время прохождения практики студенты соблюдают и выполняют все требования, действующие на предприятии, правила внутреннего трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность с выполнением конкретного производственного задания и оплатой труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.
III. Обязанности руководства баз практики.
Для обеспечения ориентированного руководства практикой от предприятия назначаются руководители из числа квалифицированных и опытных специалистов.
Руководитель практики от предприятия обязан:
- организовать практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики;
- обеспечить студентов рабочими местами в соответствии со специальностью и создать необходимые условия для получения ими в период прохождения практики информации о технике и технологии производства, организации производства и труда, организации учетных и аналитических работ и т.д.
- совместно с руководителем практики от кафедры при участии студентов разработать индивидуальные календарные планы-графики прохождения практики и осуществлять контроль за его выполнением;
- оказать студентам содействие в выборе и уточнении тем дипломных проектов, представляющих практический интерес для предприятия;
- оказать помощь студентам в сборе, систематизации и анализе первичной технико-экономической информации на предприятии для выполнения дипломных проектов;
- обеспечить студентов необходимыми консультациями по всем вопросам, входящим в задание по преддипломной практике и дипломному проекту, с привлечением специалистов предприятия;
- предоставить студентам возможность пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации и оформления отчета;
- контролировать выполнение студентами заданий на практику и правил внутреннего распорядка;
- по окончании практики дать заключение о работе студентов с оценкой фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики;
- предоставить студентам возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов систематизации и анализа исходной информации и решения задач по теме дипломного проекта.
IV . Права и обязанности студентов в период прохождения практики
При прохождении практики студенты имеют право:
- получать необходимую информацию для выполнения задания, а также для выполнения дипломного проекта;
- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главного бухгалтера и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;
- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику и дипломный проект;
- с разрешения руководителя практикой от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике и дипломному проекту;
- пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.)
В период практики студенты обязаны:
- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной учетной информации и иллюстративных материалов по теме дипломного проекта;
- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;
- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;
- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.
К студенту не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
V. Программа преддипломной практики.
Программа практики включает:
1. тематический план с примерным распределением рабочего времени практики на изучение конкретных тем;
2. содержание практики .
3. оформление и защита отчета по практике и заполнение дневника;
5.1. Тематический план преддипломной практики
№пп | Наименование тем | Количество дней практики |
Ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия, учреждения, организации | ||
Общее ознакомление с организацией бухгалтерского учета и аналитической работы на предприятии | ||
Краткая характеристика анализируемого предприятия, предварительная проверка отчетных материалов | ||
Учет внеоборотных активов , анализ основного капитала и оценка эффективности его использования | ||
Учет оборотных активов, анализ состояния оборотного капитала и его использования | ||
Учет текущих обязательств и расчетов, анализ финансового состояния предприятия | ||
Учет собственного и заемного капитала, анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации |
5.2. Содержание практики .
Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал.
Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий.
Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
Тема 1. Ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия, учреждения, организации
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
Производственный профиль предприятия. Виды выпускаемой продукции. Технологическая схема производства. Схема организационного построения и управления предприятием. Основные технико-экономические показатели предприятия за отчетный период.
Экскурсия по цехам , местам хранения товарно-материальных ценностей, отделам и службам предприятия.
Учетная политика предприятия. Степень автоматизации учетно-аналитических работ.
Тема 2. Характеристика организации бухгалтерского учета и состояния аналитических работ на предприятии.
Структура бухгалтерской службы . Схема документооборота на предприятии. Роль и функции экономических служб в организации и проведении экономического анализа; руководство аналитической работой в отделах и в целом на предприятии.
Состояние аналитической работы в производственных подразделениях, ее исполнители.
Использование результатов анализа в практике работы предприятий ( где рассматриваются результаты, какие управленческие решения принимаются руководством предприятия по результатам анализа).
Тема 3.Краткая характеристика анализируемого предприятия,предварительная проверка отчетных материалов.
Название предприятия, краткая историческая справка о его деятельности.
Объем и тип производства, основная специализация, номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции. Характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта
Организационная структура, стратегия и тактика управления предприятием
Результаты деятельности предприятия за отчетный период.
Состав квартальной и годовой отчетности предприятия, аудиторские заключения, акты ревизий, проверок, проведенных представителями налоговой инспекции, финорганов, банков.
Проверка своевременности представления, полноты и правильности составления финансовой отчетности. Проверка своевременности, полноты проведения инвентаризации, правильности отражения ее результатов в отчетности.
Краткое заключение о качестве отчета.
Тема 4. Учет внеоборотных активов , анализ основного капитала и оценка эффективности его использования
Состав основных средств, долгосрочных инвестиций , финансовых вложений и нематериальных активов на предприятии. Виды оценок, способы начисления амортизации. Схема типовых бухгалтерских проводок по учету основных средств, долгосрочных инвестиций , финансовых вложений и нематериальных активов на предприятии.
Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов и оценка эффективности его использования.
Тема 5. Учет оборотных активов, анализ состояния оборотного капитала и его использования.
Состав МПЗ, производственных затрат и издержек обращения, методы списания. Виды оценок готовой и реализованной продукции. Схема типовых бухгалтерских проводок по учету материально-производственных запасов, производственных затрат и издержек обращения, учету выпуска готовой продукции (работ,услуг), ее отгрузки и реализации, учету денежных средств на предприятии . Образцы первичных учетных документов.
Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов предприятия и экономическая оценка состояния оборотного капитала и его использования. Для оценки использовать систему показателей оборачиваемости и качества использования оборотных средств.
Тема 6. Учет текущих обязательств и расчетов, анализ финансового состояния предприятия.
Учет оплаты труда, учет дебиторской задолженности, учет кредиторской задолженности, учет внешнеэкономической деятельности организаций и операций в иностранной валюте. Основные расчеты. Схема типовых бухгалтерских проводок. Образцы первичных учетных документов..
Общая оценка финансового состояния предприятия. Анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости.
Тема 7. Учет собственного и заемного капитала, анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации.
Учет финансовых результатов и использования прибыли. Учет капитала и резервов. Учет кредитов банка, займов и средств целевого финансирования. Структура, порядок формирования и распределения собственного и заемного капитала. Схема типовых бухгалтерских проводок. Образцы первичных учетных документов.
Анализ состава, структуры и динамики собственного и заемного капитала и оценка эффективности его использования. Анализ финансовых результатов деятельности организации.
5.3. Оформление и защита отчета по практике и заполнение дневника.
По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру:
- заполненный по всем разделам дневник практики , подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;
- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.
- материалы к выполнению дипломного проекта;
- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики (прил.5):
- выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материалов к дипломному проекту;
- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения ( план составляется совместно с руководителем практики от кафедры и предприятия);
- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия;
- перечень и аннотированный обзор использованной студентом научной литературы ( монографии, научные сборники и статьи, реферативные издания) и нормативных материалов ( стандарты , отраслевые руководящие и методические материалы и др.);
- выводы и предложения студента по практике;
- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от предприятия и кафедры.
Завершающий этап преддипломной практики – составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и учетные данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения дипломного проекта.
Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке дипломного проекта.
Отчет состоит из нескольких разделов: введения, основной части, заключения.
Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана преддипломной практики. По возможности, включаются в отчет и элементы научных исследований. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем и увязывается с общим направлением работ данного отдела.
Излагая порядок расчета показателей , не следует включать в отчет характеристику теоретических вопросов, тем более из учебной литературы и конспектов лекций.
К текстовой части отчета следует приложить заполненные и пронумерованные регистры и формы отчетности.
В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации.
По окончании срока практики отчет сдается на проверку руководителю практики от вуза.
В составе отчета о преддипломной практике (прил.6) студент представляет на кафедру систематизированные материалы по решению конкретных задач по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия.
Защита отчета о практике проводится на заседании комиссии, в которую, кроме руководителя практики от кафедры, входят два преподавателя и , по возможности, руководитель практики от предприятия.
В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в дипломный проект, оценить их полноту и объем работы, которую необходимо выполнить для завершения дипломного проекта. Основные рекомендации к защите отчета приведены в памятке для студентов (прил.7).По результатам защиты комиссия выставляет студенту оценку по четырехбалльной системе, заносит ее в зачетную книжку и дает рекомендации по выполнению дипломного проекта.
Приложение 2
Типовая повестка собрания студентов по преддипломной практике
Цель практики: сбор конкретных исходных данных по теме дипломного проекта.
- Сроки практики – ( две недели ориентировочно в марте месяце)
- Начало дипломного проектирования - _____________ Окончание дипломного проектирования- __________________.
- Руководство практикой. В качестве руководителей преддипломной практики назначаются руководители дипломного проекта.
Руководитель практики выдает «Задание на практику» с точной формулировкой «Рабочей программы практики» и индивидуальным заданием по теме дипломного проекта.
- Ведение «Дневника прохождения практики». В процессе прохождения практики студент должен вести «Дневник», кратко описывая выполнение работ и получая отметки о их выполнении.
- Место прохождения практики. Должно строго соответствовать той организации, откуда предоставлено письмо-заявка на студента, и приказу по вузу на преддипломную практику.
- Отчет студента по преддипломной практике. Отчет предварительно принимает руководитель практики (ставит рекомендуемую оценку). Отчет должен содержать обязательные формы: «Задание», «Дневник прохождения практики», таблицы, схемы, материалы анализа, проблемы, формы сбора исходной информации и т.д. Отчет подлежит защите перед комиссией, по результатам защиты проставляется оценка. Все материалы отчета остаются в архиве кафедры. При сдаче отчета студент формулирует тему дипломного проекта, определяет ведущую организацию, представляет оглавление дипломной работы и библиографию по проблеме. Студент предоставляет оформленную документацию – задание на дипломный проект, титульный лист и другие необходимые документы из комплекта.
- Подготовка, изучение студентами и периодическое обновление действующего стенда «Дипломное проектирование». Стенд должен содержать образцы заполнения комплекта необходимых документов, календарный план организации дипломного проектирования и примерные структуры и содержание смотров-конкурсов дипломных проектов.
- Изучение студентами «Методических указаний по преддипломной практике к дипломному проектированию», а также отдельных методических указаний по разделам дипломного проектирования.
- Подготовка и доведение сведения студентов- дипломников: графика консультаций руководителей дипломного проектирования; календарного плана работы студентов над дипломным проектом, сроков и содержания смотров дипломных проектов; списка состава комиссии по приему отчетов по преддипломной практике.
Приложение 3
Памятка