Модуль Ш. Современные направления предпринимательской деятельности
КЕЙС № 9«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УКРУПНЕНИЯ ФИРМЫ»
Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, выполняющего аналитические расчеты, связанные с формированием долгосрочной стратегии развития фирмы с точки зрения целесообразности или нецелесообразности расширения бизнеса.
Цель кейса:развитие навыков определения эффекта масштаба для решения вопроса о возможности укрупнения предприятия.
Содержание кейса: Бизнес-ситуация в общем виде приведена на рис. 9.0. В данном кейсе рассматривается деятельность компании, которая располагает различными ресурсами: финансовыми и трудовыми. Необходимо рассчитать и проанализировать темпы изменения (роста или снижения) основных факторов производства.
Бизнес-ситуация |
Расширение фирмы? |
Рис. 9.0. Бизнес ситуация.
Анализ долгосрочной стратегии предприятия рекомендуется начинать с оценки масштаба его деятельности [1, 2]. Другими словами важно ответить на вопросы:
- как меняется выпуск продукции фирмы,
- когда пропорционально возрастают использованные производственные факторы (труд и инвестиции)?
Различают неизменный, положительный и отрицательный эффект масштаба.
Неизменный эффект масштаба наблюдается в случае, если темпы роста продукции равны темпам роста производственных факторов. |
При неизменном эффекте масштаба укрупнение предприятия не скажется на изменении издержек производства.
Положительный эффект масштаба наблюдается в случае, если темпы роста продукции обгоняют темпы роста производственных факторов. |
В случае положительного эффекта масштаба выгоднее иметь одну крупную фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем несколько мелких фирм.
Отрицательный эффект масштаба наблюдается в случае, если темпы роста продукции отстают от темпов роста производственных факторов. |
Отрицательный эффект масштаба говорит о нежелательности дальнейшего наращивания объемов производства, поскольку итогами укрупнения могут быть рост затрат, проблемы координации между структурными подразделениями, проблемы сохранения контактов между руководством и рабочими.
Графически эффект масштаба определяется с помощью карты изоквант.
Изокванта – кривая, на которой расположены все сочетания производственных факторов, обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции. |
Каждая изокванта строится в осях координат L и K (или И) и обозначает выпуск определенного объема продукции Q (см. рис. 9.1.).
Рис.9.1. Карта изоквант по выпуску продукции
Каждая изокванта строится в осях координат L и K и обозначает выпуск определенного объема продукции Q (см. рис. 9.1.).
Луч ОА содержит различные сочетания труда и инвестиций или капитала, которые могут использоваться для выпуска продукции при сохранении постоянных пропорций факторов производства.
После того, как построены все изокванты, необходимо сравнить все точки пары соседних точек (В и С, С и D и пр.).
если , то ЭФМ неизменный; если , то ЭФМ > 0, т.е. положительный; если , то ЭФМ < 0, т.е. отрицательный. . |
Сравнение можно производить не по фактору L, а по фактору К, т.е. капитала или инвестиций, так как соотношение между K и L остается неизменным по всем изоквантам. На графике влияние эффекта масштаба можно проследить по расположению изоквант:
- при неизменном эффекте изокванты равномерно распределяются на графике, отрезая от луча ОА равные отрезки.
- при сближении изоквант по мере увеличения затрат труда и капитала имеет место положительный эффект;
- если изокванты «разбегаются» с ростом факторов производства, то налицо отрицательный эффект масштаба.
Вариант решения.Основываясь на данных о размере затрат труда и капитала, построить карту изоквант для соответствующих сочетаний затрат труда L и капитала К, луч ОА под углом 45° к оси абсцисс и
рассчитать темпы изменения затрат труда или капитала и объемов выпуска продукции. На основе анализа полученных данных об эффекте масштаба в точках пересечения изоквант с лучом ОА, сделать выводы о целесообразности или нецелесообразности укрупнения фирмы.
В данном кейсе не приводится конкретный пример расчета всех пар точек, рисунок и расчеты выполняются учащимися самостоятельно.
ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ
Исходными данными для выполнения расчетов по данному кейсу являются варианты заданий, приведенные в таблице 9.1.
Таблица 9.1.