Основные показатели деятельности фирмы (в текущих ценах), тыс.р.
Показатели | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год |
1. Выручка | ||||
2. Себестоимость | ||||
3. Прибыль | ||||
4. Рентабельность продаж, % | 5,21 | 5,2 | 5,2 | 4,8 |
5.Рентабельность основной деятельности, % | 5,5 | 5,49 | 5,49 | 5,0 |
Следует обратить внимание на то, что показатели рентабельности рассчитываются самостоятельно, так как в «Отчетах о прибылях и убытках» они не приводятся.
Приведенные показатели отражают уровень собственных значений в ценах соответствующих годов. В этой связи важно понимать, что для реальной оценки ситуации, показатели в текущих ценах, необходимо перевести в сопоставимые цены, т.е. продисконтировать. Для этого используем следующие индексы роста потребительских цен за соответствующие периоды: J2/1=1,11, J3/2=1,09, J4/3=1,08. При выборе индексов роста (или снижения) цен можно ориентироваться на средний уровень инфляции, учетные ставки ЦБР, изменение курса ведущих мировых валют и т.д. Для определения индексов цен можно воспользоваться данными Росстата РФ, Министерства финансов РФ, которые размещаются на официальных сайтах учреждений, на сайтах консультационных служб Консультант, Гарант и др.
В результате дисконтирования получим показатели выручки, себестоимости и прибыли в сопоставимых ценах (см. в табл. 2.2.).
Таблица 2.2
Основные показатели деятельности фирмы (в сопоставимых ценах), тыс.р.
Показатели | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год |
1. Выручка | ||||
2. Себестоимость | ||||
3. Прибыль | ||||
4.Рентабельность продаж, % | 5,21 | 5,2 | 5,2 | 4,8 |
5.Рентабельность основной деятельности, % | 5,5 | 5,49 | 5,49 | 5,0 |
На основании приведенных данных можно заключить, что наблюдается тенденция снижения основных показателей деятельности фирмы:
- среднее снижение выручки за четыре года составляет 89,7%;
- средние темпы снижения себестоимости составили 88,7%;
- прибыль снижается в среднем за четыре года на 79,43%.
Наиболее наглядно изменение выручки, себестоимости и прибыли за 4 года представлены на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Динамика основных показателей деятельности
Изменение рентабельности по годам представлено на рисунке 2.2
Рис. 2. 2. Изменение рентабельности
Таким образом, уровень рентабельности продаж в течение 3-х лет находилась на одном уровне, а в 2013 году произошло ее снижение на 0,4%, уровень рентабельности основной деятельности так же снижается с 5,5% в 2010г. До 5,0% в 2013г., что отрицательно характеризует работу фирмы. Причинами таких диспропорций могут служить разные темпы снижения себестоимости продукции и выручки предприятия.
ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ
Исходными данными для выполнения расчетов по данному кейсу являются «Отчеты о прибылях и убытках» конкретных предприятий за последние четыре года или поквартальные отчеты за прошедший год. Эти сведения учащиеся должны найти самостоятельно, воспользовавшись материалами летней практики, либо открыто публикуемыми отчетами предприятий и организаций.
Контрольные вопросы к кейсу.
1. Назовите основные показатели деятельности фирмы.
2. Как определяется выручка, себестоимость и прибыль организации?
3. Как рассчитываются показатели рентабельности?
4. Какие факторы влияют на снижение показателей?
5. Может ли рост выручки сопровождаться снижением прибыли и почему?
6. Может ли снижение выручки сопровождаться ростом прибыли и почему?
7. Каким образом различные темпы роста или снижения выручки и себестоимости влияют на изменение прибыли фирмы?
Рекомендуемая литература к кейсу.
1. ПБУ 2/2008 – Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
2. ПБУ 9/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
3. ПБУ 10/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
4. ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы
5. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций. ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
6. Налоговый кодекс РФ ч.I, II, гл. 25 «Налог на прибыль организаций». М.: Проспект, КНОРУС, 2013.-688 с. ISBN 978-5370-01804-6.
КЕЙС № 3 «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ»
Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, формирующего издержки предприятия, калькуляции себестоимости товаров, работ, услуг.
Цель кейса:развитие навыков расчета затрат фирмы, классификации их на постоянные и переменные, прямые и косвенные.
Содержание кейса:
В данном кейсе рассматривается следующая бизнес-ситуация (рис.3.0.):
Основным видом продукции фирмы является производстве огнеупоров. Выпуск продукции осуществляется в арендованном помещении цеха. Необходимо рассчитать состав и структуры затрат, выделить постоянные и переменные затраты (прямые и косвенные).
Бизнес-ситуация |
Калькуляция себестоимости продукции фирмы |
Структуры затрат |
Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги
Виды себестоимости:
Рис. 3.0. Бизнес-ситуация.
Какие структуры затрат следует рассчитать в данной практической работе, студент мотивированно должен обосновывать, приняв самостоятельное решение.
К расходам фирмы относятся: Ø расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, Ø возмещение стоимости основных средств, НМА и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. |
При формировании себестоимости товаров, работ или услуг фирмы основываются на положениях по бухгалтерскому учету [1, 2, 3] и Налогового кодекса РФ [ 4].
В практической деятельности предприятия обязаны формировать себестоимость продукции по основным элементам [1, 4]:
Материальные затраты,
Статьи себестоимости, которые предприятие выделяет в калькуляциях, носят рекомендуемый характер. Каждая фирма, исходя из особенностей собственного производства, может использовать следующий перечень статей:
Основные материалы и сырье,