Основные показатели деятельности фирмы (в текущих ценах), тыс.р.

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
1. Выручка
2. Себестоимость
3. Прибыль
4. Рентабельность продаж, % 5,21 5,2 5,2 4,8
5.Рентабельность основной деятельности, % 5,5 5,49 5,49 5,0

Следует обратить внимание на то, что показатели рентабельности рассчитываются самостоятельно, так как в «Отчетах о прибылях и убытках» они не приводятся.

Приведенные показатели отражают уровень собственных значений в ценах соответствующих годов. В этой связи важно понимать, что для реальной оценки ситуации, показатели в текущих ценах, необходимо перевести в сопоставимые цены, т.е. продисконтировать. Для этого используем следующие индексы роста потребительских цен за соответствующие периоды: J2/1=1,11, J3/2=1,09, J4/3=1,08. При выборе индексов роста (или снижения) цен можно ориентироваться на средний уровень инфляции, учетные ставки ЦБР, изменение курса ведущих мировых валют и т.д. Для определения индексов цен можно воспользоваться данными Росстата РФ, Министерства финансов РФ, которые размещаются на официальных сайтах учреждений, на сайтах консультационных служб Консультант, Гарант и др.

В результате дисконтирования получим показатели выручки, себестоимости и прибыли в сопоставимых ценах (см. в табл. 2.2.).

Таблица 2.2

Основные показатели деятельности фирмы (в сопоставимых ценах), тыс.р.

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
1. Выручка
2. Себестоимость
3. Прибыль
4.Рентабельность продаж, % 5,21 5,2 5,2 4,8
5.Рентабельность основной деятельности, % 5,5 5,49 5,49 5,0

На основании приведенных данных можно заключить, что наблюдается тенденция снижения основных показателей деятельности фирмы:

- среднее снижение выручки за четыре года составляет 89,7%;

- средние темпы снижения себестоимости составили 88,7%;

- прибыль снижается в среднем за четыре года на 79,43%.

Наиболее наглядно изменение выручки, себестоимости и прибыли за 4 года представлены на рисунке 2.1.

Основные показатели деятельности фирмы (в текущих ценах), тыс.р. - student2.ru

Рис. 2.1. Динамика основных показателей деятельности

Изменение рентабельности по годам представлено на рисунке 2.2

Основные показатели деятельности фирмы (в текущих ценах), тыс.р. - student2.ru

Рис. 2. 2. Изменение рентабельности

Таким образом, уровень рентабельности продаж в течение 3-х лет находилась на одном уровне, а в 2013 году произошло ее снижение на 0,4%, уровень рентабельности основной деятельности так же снижается с 5,5% в 2010г. До 5,0% в 2013г., что отрицательно характеризует работу фирмы. Причинами таких диспропорций могут служить разные темпы снижения себестоимости продукции и выручки предприятия.

ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ

Исходными данными для выполнения расчетов по данному кейсу являются «Отчеты о прибылях и убытках» конкретных предприятий за последние четыре года или поквартальные отчеты за прошедший год. Эти сведения учащиеся должны найти самостоятельно, воспользовавшись материалами летней практики, либо открыто публикуемыми отчетами предприятий и организаций.

Контрольные вопросы к кейсу.

1. Назовите основные показатели деятельности фирмы.

2. Как определяется выручка, себестоимость и прибыль организации?

3. Как рассчитываются показатели рентабельности?

4. Какие факторы влияют на снижение показателей?

5. Может ли рост выручки сопровождаться снижением прибыли и почему?

6. Может ли снижение выручки сопровождаться ростом прибыли и почему?

7. Каким образом различные темпы роста или снижения выручки и себестоимости влияют на изменение прибыли фирмы?

Рекомендуемая литература к кейсу.

1. ПБУ 2/2008 – Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.

2. ПБУ 9/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

3. ПБУ 10/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

4. ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

5. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций. ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

6. Налоговый кодекс РФ ч.I, II, гл. 25 «Налог на прибыль организаций». М.: Проспект, КНОРУС, 2013.-688 с. ISBN 978-5370-01804-6.

КЕЙС № 3 «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ»

Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, формирующего издержки предприятия, калькуляции себестоимости товаров, работ, услуг.

Цель кейса:развитие навыков расчета затрат фирмы, классификации их на постоянные и переменные, прямые и косвенные.

Содержание кейса:

В данном кейсе рассматривается следующая бизнес-ситуация (рис.3.0.):

Основным видом продукции фирмы является производстве огнеупоров. Выпуск продукции осуществляется в арендованном помещении цеха. Необходимо рассчитать состав и структуры затрат, выделить постоянные и переменные затраты (прямые и косвенные).

Бизнес-ситуация

Калькуляция себестоимости продукции фирмы
 
 
Структуры затрат

Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги

Виды себестоимости:

Рис. 3.0. Бизнес-ситуация.

Какие структуры затрат следует рассчитать в данной практической работе, студент мотивированно должен обосновывать, приняв самостоятельное решение.

К расходам фирмы относятся: Ø расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, Ø возмещение стоимости основных средств, НМА и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.  

При формировании себестоимости товаров, работ или услуг фирмы основываются на положениях по бухгалтерскому учету [1, 2, 3] и Налогового кодекса РФ [ 4].

В практической деятельности предприятия обязаны формировать себестоимость продукции по основным элементам [1, 4]:

Материальные затраты,

Статьи себестоимости, которые предприятие выделяет в калькуляциях, носят рекомендуемый характер. Каждая фирма, исходя из особенностей собственного производства, может использовать следующий перечень статей:

Основные материалы и сырье,

Наши рекомендации