Тема № 4. Предпринимательская деятельность и товарный рынок

I. Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте понятие товарного рынка и опишите его структуру. Выполните задание письменно.

2. Дайте определение понятию «товар» как объекту предпринимательского права.

3. Охарактеризуйте нормативную базу, на основе которой строится деятельность оптовых и розничных рынков.

4. Подумайте, какие субъекты предпринимательского права обеспечивают организацию торговли. Составьте схему.

5. Осуществите сравнительный анализ ярмарочной и рыночной торговли, сопоставьте деятельность ярмарок, выставок и рынков. Составьте таблицу.

6. Раскройте историю возникновения в России биржевой торговли, обозначив современное значение биржи в предпринимательской деятельности. Составьте конспект.

7. Составьте схему классификации бирж как субъектов предпринимательства.

8. Охарактеризуйте особенности создания товарной биржи, укажите требования относительно учредителей и участников биржи, основных документов биржи и др.;

9. Опишите формы участия в деятельности биржи брокеров и дилеров.

10. Составьте таблицу с описанием и краткой характеристикой сделок, заключаемых на бирже.

11. Подумайте, как образуется доход биржи, ели она организуется в одной из форм, предусмотренных для коммерческих юридических лиц и в соответствии с законом не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли.

12. Найдите отличия в правовом положении членов биржи, постоянных и разовых посетителей биржи, если все они вправе принимать участие в торгах, отразив их в конспекте.

13. Подготовьте по выбору письменное сообщение о компетенции клирингового цента биржи или государственного комиссара, осуществляющего контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства.

14. Схематично изобразите структуру современной товарной биржи с указанием назначения каждого подразделения данного юридического лица.

II. План семинарского занятия

1. Организация деятельности оптовых и розничных товарных рынков.

2. Правовое регулирование деятельности ярмарок и торгово-промышленных выставок.

3. Товарная биржа: функции, порядок создания и деятельности. Место товарной биржи в обеспечении развития товарного рынка.

4. Общая характеристика биржевых сделок, порядок их заключения. Субъекты биржевых сделок: их права и обязанности.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

- после повторения лекционного материала, нужно ознакомиться с материалом учебников и учебных пособий;

- особое внимание нужно уделить нормативной основе организации товарного оборота, познакомиться с Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20.02.1992 № 2383-1, Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РРРРРРРроссийской Федерации" от 30.12.2006 № 271-ФЗ, Постановление администрации Ростовской области «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Ростовской области» от 16 мая 2007 № 196;

- для подготовки к отдельным вопросам семинара, а также для написания научных докладов, сообщений и рефератов следует воспользоваться рекомендуемой литературой из приведенного ниже списка;

- понятие товарного рынка и его структура удачно освещается в экономической литературе. При подготовке этого вопроса можно также воспользоваться учебниками по коммерческому праву, где также можно найти характеристику правового режима товаров;

- следует обращать внимание на определения, сформулированные в тексе законов. Не всегда искомый термин законодатель использует для обозначения субъекта права. Так, ярмарка – это рыночное мероприятие, рынок – имущественный комплекс, биржа – организация с правами юридического лица и т.д. При этом субъектами всегда называют лиц, организующих торговлю на ярмарке, рынка, организующих выставку. Именно их правовое положение нуждается в тщательном исследовании;

- ярмарку, выставку, рынок и биржу нужно сравнивать не только по легальным определениям, но и по целям организации, времени образования, имеющимся разновидностям, степень распространенности, сфере использования и т.п.;

- в начале знакомства с особенностями биржевой торговли предлагается реферативное исследование истории становления данного института в России, это поможет понять специфику российской биржи, определять тенденции дальнейшего развития рынка торговли на бирже. При написании реферата следует руководствоваться материалами учебника Резго Г.Я., Кетовой И.А. Биржевое дело. - М.: Финансы и статистика, 2004.

- при осмыслении современного значения биржи нужно задуматься над вопросом, почему именно по результатам деятельности биржи определяется коньюктура рынка, чем привлекательна биржа для продавцов и покупателей, каково соотношение сделок с реальным товаром и спекулятивных сделок на бирже сегодня;

- обдумывая схему классификации бирж, можно использовать следующие характеристики: виды сделок, совершаемых на бирже; количество и характер торговых секций; объект сделок; организационно-правовая форма биржи, требования к участников торгов и др.;

- необходимо обратить внимание, что минимальное число учредителей не названо в законе, однако в соответствии со ст. 11 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле», их не должно быть менее 10, при этом доля каждого в уставном капитале не должна превышать 10%. Иные требования к размеру уставного капитала в законе не содержатся, поэтому следует подумать, какую сумму он должен составлять;

- следует учитывать ограничения относительно членского состава биржи, подготовив обоснованные пояснения о причинах подобных запретов (ст. 11, 14 Закона);

- нужно обратить внимание на содержание правил биржевой торговли, которые разрабатывает каждая биржа самостоятельно. Однако обязательные сведения, которые должны быть там отражены, указаны в законе;

- современные биржи исключают возможность участия всех желающих заключить сделки, поэтому необходимо проанализировать характер договорных связей граждан и юридических лиц с посредниками, обеспечивающими участие в биржевых торгах;

- брокеры и дилеры как основные посредники имеют возможность заключать сделки в нескольких формах (от своего имени и за свой счет; от своего имени и за счет клиента; от имени и за счет клиента; от имени клиента, но за свой счет). Остается только пояснить случаи использования каждой формы и указать, какая свойственна дилерам, а какие брокерам. При этом можно вспомнить варианты получения прибыли данными лицами (работа на понижение или на повышение цен);

- освоение материала о разновидностях биржевых сделок необходимо начать с разработки конкретного примера, изменяя условия которого можно сформировать представления о каждом виде сделок;

- неоценимую помощь в систематизации знаний о биржевых сделках может оказать составление таблицы, левая часть которой будет занята наиболее подробным перечисление признаков и свойств биржевых сделок. Вверху следует отразить виды (форвардная, фьючерсная, простая, опционная, расчетно-форвардная). После этого расставить в соответствующих столбцах знаки, свидетельствующие о присутствии или отсутствии искомого признака.

IV. Вопросы для самоконтроля

1. Что обозначает термин «товарный рынок», какова его структура?

2. На каких нормативных актах основывается деятельность оптовых и розничных товарных рынков?

3. Какова правовая основа функционирования ярмарок и выставок?

4. Чем отличаются выставки, ярмарки и рынки между собой?

5. Какое определение товарной биржи дается в одноименном законе?

6. В каких организационно-правовых формах образуются современные товарные биржи?

7. Какие требования предъявляются законодательством относительно числа и состава учредителей товарной биржи?

8. Что отражается в правилах биржевых торгов, которые самостоятельно должна разработать каждая биржа?

9. Для чего в структуре товарной биржи образуется клиринговый центр?

10. Чем дилер отличается от брокера?

11. Какие сделки заключаются на товарной бирже?

12. Каково содержание расчетно-форвардных сделок?

V. Рекомендуемая литература

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к теме 1 (с. 9-10).

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993, 25 дек. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994, 8 дек. - № 238-239.

3. Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 18. - Ст. 961.

4. Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РРРРРРРроссийской Федерации" // Российская газета. – 2007, 10 янв. - № 1.

Дополнительная литература:

1. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учебное пособие. - М.: Инфра-М., 2002.

2. Биржевое дело. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные, опционные рынки. - М.: Тривола, 1994.

4. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002.

5. Резго Г.Я., Кетова И.А. Биржевое дело. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004.

7. Быстров Ю. Выставки – инструмент маркетинга // Маркетинг. - 2005. - № 3.

8. Жариков Р.В. Развитие регионального рынка продовольственных товаров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3.

9. Метелева Ю.А. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации // Право и экономика. - 2007. - № 2.

10. Морозов В.В. Срочный рынок в России // Внешнеэкономический бюллетень. - 2002. - № 11.

11. Орешкин В. Состояние и перспективы развития мировых товарных рынков // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 8.

12. Осадчий А. Основные тенденции развития российского рынка выставочных услуг // Маркетинг. - 2006. - № 6.

13. Шумаев В. Инфраструктура товарных рынков // Экономист. – 1997. - № 10.

Наши рекомендации