Институт математики, естественных наук и информационных технологий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий
Кафедра алгебры и математической логики
Шармин В.Г.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Учебно-методический комплекс. Программа
для студентов очной формы обучения
НАПРАВЛЕНИЕ 010200.62 – МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ
профиль подготовки «АЛГЕБРА И ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА».
Тюменский государственный университет
Шармин В.Г. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА.Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления НАПРАВЛЕНИЕ 010200.62 – МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ, профиль подготовки «АЛГЕБРА И ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА», форма ОБУЧЕНИЯ – ОЧНАЯ. Тюмень, 201_, ___ стр.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 010200.62 – МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ и профилю подготовки «Алгебра и дискретная математика».
Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки, и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Производственная практика» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой алгебры и математической логики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой алгебры и математической логики доктор физико-математических наук, профессор В.Н.Кутрунов
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Шармин В.Г., 2011
1. Цели практики:
Общая цель практики - закрепление и углубление знаний, полученных в ходе лекционных и практических занятий и курсового проектирования. Целью прохождения производственной практики является:
· знакомство с реальной практической работой предприятия;
· изучение и анализ опыта организации, связанной с производственно-финансовой деятельностью, решением задач управления производством и коллективом;
· участие в эксплуатации программных продуктов, проработка одного из теоретических вопросов, связанного с целями практики и деятельностью конкретного предприятия, на котором проводится практика.
2. Задачи практики:
· изучение опыта использования вычислительной техники и математических методов для решения задач, стоящих перед предприятием (фирмой, учреждением);
· изучение принципов построения математических моделей реальных процессов;
· закрепление знаний по программированию путем создания конкретных реальных вычислительных программ;
· знакомство с содержанием и результатами разработок кафедры на предприятиях, участие в них студентов;
· знакомство с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды;
· подготовка и систематизация необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;
· приобретение практических навыков по разработке и внедрению математических методов исследования и решения практических задач;
· приобретение навыков обслуживания вычислительной техники;
· изучение стандартов (в том числе международных), используемых в практических исследованиях;
· формирование навыков научно-исследовательской работы.
Место практики в структуре ООП бакалавриата
Для успешного прохождения практики достаточно знаний и умений, полученных при изучении всех математических и информационных дисциплин, а также умений и навыков, сформированных при прохождении учебной практики и написании курсовых проектов.
Приобретенные в период прохождения учебной практики знания и умения являются необходимым условием выполнения выпускной квалификационной работы, а также могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности или при обучении в магистратуре.
Формы проведения практики
Индивидуально-групповая.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
При чтении лекций на подготовительном этапе применяются технологии объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения в сочетании с современными информационными технологиями обучения (различные демонстрации с использованием проекционного мультимедийного оборудования).
При проведении групповых консультаций и занятий в малых группах и индивидуальной работе применяются технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, репродуктивного обучения, а также современные информационные технологии обучения (самостоятельное изучение студентами учебных материалов в электронной форме, выполнение студентами электронных практикумов, различные демонстрации с использованием проекционного мультимедийного оборудования).
При выполнении должностных обязанностей на предприятии (учреждении, организации) студент-практикант использует технологии, которые применяются на данном предприятии (учреждении, организации), включая современные информационные технологии.
При сборе, анализе и обработке полученной информации и на этапе подготовки отчета применяются современные информационные технологии (системы поиска информации, работа с учебно-методическими материалами, размещенными на сайте университета и в сети Интернет).
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Примерная тематика лекций на подготовительном этапе.
1. Характер и структура предприятия (учреждения, организации).
2. Организация работы предприятия (учреждения, организации).
3. Техника безопасности.
Примерный план производственной практики:
1. ознакомление с основными принципами и методами решения производственных задач;
2. ознакомление с экспериментальной базой предприятия и ее возможностями;
3. изучение существующей на предприятии технологии сбора, передачи и обработки производственной информации;
4. изучение перспективных разработок, направленных на совершенствование и развитие производства;
5. ознакомление с техническими характеристиками и функциональными возможностями новой техники.
Содержание практики
В ознакомительной части практики даются общие представления о характере производства и структуре предприятия, о структуре и решаемых задачах на предприятии Перед началом практики все студенты обязательно должны пройти на предприятии инструктаж по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям режима работы на данном предприятии.
Распределение по местам практики и руководство всей практикой осуществляется в конкретных отделах предприятия.
Первая часть практики предусматривает общее ознакомление студентов с предприятием, его производственной и организационной структурой.
Вторая часть посвящается работе на конкретном рабочем месте, приобретению навыков работы, а также обработке материалов обследования и составлению отчета непосредственно на рабочем месте.
В период преддипломной практики студенты, наряду со сбором материалов для ВКР, должны участвовать в решении текущих производственных задач. Они могут занимать рабочие места разработчиков, программистов и др.
Помимо сбора материалов по перечисленным вопросам в отделах и службах предприятия, студентам необходимо установить тесную связь с библиотекой предприятии, бюро технической информации, отделом стандартизации с тем, чтобы изучить и по возможности получить некоторую специальную литературу и руководящие материалы, которые могут быть использованы при работе над ВКР.
Задание для работы над ВКР с примерной формулировкой темы ВКР разрабатывается в течение первой недели практики с учетом потребностей предприятия и в соответствии с профилем специальности. Эта тема должна быть реальной и актуальной для предприятия, где проходит практика. Независимо от места прохождения практики тема ВКР должна бы утверждена на заседании выпускающей кафедры.
Организационные вопросы
За 2 месяца до начала практики на кафедре проводится распределение студентов по базовым предприятиям. При распределении учитывается соответствие научной работы и склонности студентов характеру работы предприятия, а также персональные заявки от баз практики. Персональные заявки от баз практики учитываются при своевременной подаче (за два месяца до начала практики) соответствующего письма на имя проректора учебной работе ТюмГУ. Письмо от предприятия, желающего принять на практику студентов, должно быть отпечатано на бланке предприятия, иметь подпись должностного лица, заверенную печатью. В письме указываются полностью фамилии, имена и отчества студентов, название специальности и группа, сроки прохождения практики.
При непредставлении студентом или его руководителем информации о желаемом месте прохождения практики распределение осуществляется на имеющиеся вакантные места, закрепленные за данной специальностью на предприятиях города.
Распределение, производимое кафедрой, является окончательным, закрепляется приказом ректора по университету и изменению без приказа не подлежит. Приказ издаётся за месяц до начала производственной практики.
После выпуска распоряжения о распределении на практику студентам выдаются соответствующие направления. Они являются основанием для нахождения студентов на соответствующем предприятии в течение производственной практики и сдаются в отдел кадров предприятия или руководителю практики на предприятии.
В первый день практики со студентами-практикантами проводите организационное собрание, на котором объясняются цель и задачи практики, готовится необходимая документация: программа практики, направление на предприятие, командировочное удостоверение, дневник, план-график прохождения практики.
В настоящее время студенты проходят практику как на государственны предприятиях, так и в организациях и фирмах различных форм собственности. В отдельных случаях практика организуется в индивидуальном порядке по месту будущей работы выпускника. Традиционные формы организации практики в этом случае могу трансформироваться с учетом потребностей и возможностей предприятия. Однако должна быть обеспечена преемственность, согласованность теоретического обучения в вузе требования образовательного стандарта и содержания практики. Во вводной беседе для конкретного места практики необходимо увязать теоретическую подготовку студента в вузе, его задачи по подготовке ВКР с особенностям предприятия, где студент проходит практику, и конкретными заданиями на практику, связанными с интересами предприятия.
Студент-практикант при прохождении практики обязан:
1. полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики и планом-графиком прохождения практики;
2. подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего распорядка;
3. изучить и строго соблюдать правила охраны труда производственной санитарии;
4. участвовать в рационализаторской и изобретательской деятельности по заданию кафедры;
5. нести ответственность за выполняемую работу и ее результат наравне со штатными сотрудниками;
6. вести дневник или рабочую тетрадь, куда записываются необходимы данные, содержание лекций и бесед;
7. представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.
Руководство практикой.
Общее и методическое руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой, которая выделяет руководителя практики из числа ведущих преподавателей. Обязанности руководителя практики от университета Руководитель практики обязан:
1. до начала практики выехать на предприятие для организации необходимой подготовки к приходу студентов-практикантов;
2. разъяснить содержание специальности, ее особенности и значения для предприятия;
3. разработать план-график прохождения практики;
4. обеспечить проведение всех организационных мероприятий пере приходом студентов на практику (инструктаж о порядке прохождения практики, по технике безопасности и режиму работы предприятия);
5. обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программам;
6. организовать, исходя из учебных планов и программ, на базах практики совместно с руководителями практики от предприятия лекции и семинары по экономике, технологии и управлению производством, охране труда, инженерной психологии, стандартизации, патентоведению, охране труда, правовым вопросам и т.д.;
7. осуществлять контроль за обеспечением нормальных условий труда и быта студентов, контролировать проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда;
8. контролировать выполнение практикантами правил внутреннего распорядка;
9. принимать участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам производственной и преддипломной практики;
10. рассмотреть отчеты студентов по практике, давать отзывы об их работе и представить заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;
11. всю работу проводить в тесном контакте с руководителем практики от предприятия или организации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
11.1. Основная литература:
1. Дьяконов В.П. Компьютерная математика. Теория и практика / В.П.Дьяконов. – М.: Нолидж, 2001.
2. Львовский С.М. Набор и верстка в пакете LaTex / С.М.Львовский. – М.: МЦНМО, 2003.
11.2. Дополнительная литература:
1. Кривилёв А. В. Основы компьютерной математики с использованием MATLAB/ А. Кривилёв. - Москва: Лекс-Книга, 2005 .
2. Рычков А. Д. Введение в численные методы : учеб. пособие/ А. Д. Рычков; Новосиб. гос. ун-т, Мех.-мат. фак.. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 2007 .
11.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Федеральный портал ≪Российское образование≫ http://www.edu.ru/
2.Федеральное хранилище ≪Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов≫ http://schoolcollection.edu.ru/
ОТЧЕТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий