Кафедра экономики предприятия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

РОБОЧАЯ ПРОГРАММА

практической подготовки студентов

__________________________ Производственной практики ___________________

(название практики)

направление подготовки_6.030504 „Экономика предприятия” _

(шифр и название направления)

специальности_________________________________

(шифр и название специальности

специализация _________________________________

(и название специализации)

ОКУ ______бакалавр_______________

(назва освітньо-кваліфікаційного рівня)

факультет _________________Экономики__________________

(название факультета)

форма обучения____ дневная форма обучения _____

Утверждено

На заседании кафедры

Протокол № от 2015

Донецк- 2015

Рабочая программа производственной практики для студентов направления подготовки 6.030504 "Экономика предприятия", образовательно - квалификационного уровня «бакалавр» дневной и заочной формы обучения 3 - го курса / Р.Н. Романинец. - Донецк: ДонГУУ, 2014. - с .

Рабочую программу разработано в соответствии с Отраслевыми стандартами высшего образования «Образовательно - профессиональная программа» и «Образовательно - квалификационная характеристика» подготовки бакалавров отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство».

Принято на заседании кафедры экономики предприятия,

Протокол № от 2015 г.

Разработал: к.э.н., доцент Р.М. Романинец

зав. кафедрой: к.э.н., проф. В.Д. Жидченко

ВСТУПЛЕНИЕ

Производственная практика студентов - неотъемлемая часть процесса подготовки бакалавров Донецкого государственного университета управления (ДонГУУ). Проводится практика на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности в производственной и непроизводственной сферах (далее предприятия).

Практика организуется в соответствии с "Положением о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины", утвержденного Министром образования Украины (приказ от 08.04.1993 г. №93).

Данная программа является основным учебно - методическим документом, определяющим содержание производственной практики и обеспечивает комплексный подход к ее организации и последовательности в обучении студентов.

Студенты специальности "Экономика предприятия" образовательно-квалификационного уровня „бакалавр” проходят производственную практику на третьем курсе в течение трех недель, согласно графика и приказа ректора ДонГУУ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики - углубление и закрепление теоретических знаний, необходимых для выполнения производственных функций деятельности специалиста образовательно-квалификационного уровня "бакалавр" - аналитической, плановой, организационной, учетно-статистической, контрольной, информационной; овладение навыками экономической работы с планирования, прогнозирования, учета, анализа, экономического обоснования технологических, организационных и управленческих новаций, финансирование мероприятий, а также формирование потребности в систематическом обновлении знаний и творческого их применения в практической деятельности после окончания обучения в ДонГУУ.

Задача практики - изучение опыта работы экономических служб, приобретение практического умения разработки экономических, организационных и управленческих мероприятий; навыков экономических расчетов и практической работы с документацией экономических служб предприятия; сбор материала для выполнения курсовой работы.

До начала практики студент должен:

1. Знать: теорию и практику изученных дисциплин - политэкономии, микроэкономики, макроэкономики, статистики, экономики предприятия, финансов, денег и кредита, бухгалтерского учета, экономической статистики, организации и нормирования труда, систем обработки экономической информации, биржевого дела, ценообразования, финансового анализа, менеджмента.

В ходе практики студент изучает: организационную структуру управления предприятием, организацию труда, формы и методы нормирования и оплаты труда рабочих; учет и анализ технико - экономических показателей: объем производства, численность работающих, производительность труда, издержки производства, цен на продукцию, прибыль и рентабельность производства, эффективность использования материальных и нематериальных активов; статистическую отчетность и др.

2. Уметь:

а) анализировать использование ресурсов; оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;

б) формировать информационное обеспечение управления предприятием и его подразделениями;

в) собирать и систематизировать информацию о состоянии выполнения плановых заданий по структурным подразделениям и предприятию в целом; вести управленческий учет расходов подразделений и предприятия в постатейном разрезе; готовить статистическую отчетность предприятия по экономическим вопросам.

БАЗЫ ПРАКТИКИ

Базами практики могут быть различные предприятия промышленности, строительства, сельскохозяйственного производства; предприятия коммунального хозяйства, городского транспорта, сбыта, совместные предприятия, другие региональные и общегосударственные фирмы и ассоциации по обслуживанию населения; компании, объединения, ассоциации и другие значимые хозяйственные организации; международные, посреднические, торговые предприятия, объединения, промышленно - финансовые группы; предприятия и организации, ведущие внешнеэкономическую деятельность, другие предприятия различных форм собственности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

На практике студент должен приобрести навыки:

1) анализа ресурсов, процессов и результатов деятельности предприятия и его подразделений;

2) информационного обеспечения разработки сценариев и прогнозов изменения внешней среды;

3) организации процессов управления, принятия хозяйственных решений и контроля за их выполнением; деловых контактов предприятия с внешней средой;

4) разработки эффективных систем мотивации и оплаты труда персонала;

5) учета выполнения плановых заданий подразделениями и предприятием в целом;

6) подготовки статистической отчетности, первичных и сводных отчетов о деятельности предприятия и его подразделений;

7) разработки и контроля текущего выполнения установленных планов, норм и нормативов, мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия и его подразделений;

8) обеспечение собственных информационных потребностей.

В процессе экономической практики студент должен усвоить:

1. Структуру производства и управления производственным процессом; технико-экономическую характеристику предприятия; значение экономической службы в управлении производством; функции экономических отделов; формы и методы управления качеством продукции (услуг); методы планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности, отчетную документацию; организацию производства и труда на предприятии, уровень концентрации, специализации, кооперации и комбинирования производства; организацию заработной платы, формы и системы оплаты труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих, формирования и использования фонда оплаты труда и фонда потребления; состав и структуру издержек производства, методы их уменьшения. Цены на ресурсы и продукцию. Систему налогообложения на предприятии и виды налогов.

2. Информационные потоки экономических показателей. Организацию оперативного, статистического и бухгалтерского учета на предприятии. Автоматизацию экономических и учетных работ. Перечень и содержание отчетной документации по производству, труду, себестоимости, финансам и другим направлениям деятельности предприятия.

3. Наличие компьютерной техники в экономических отделах предприятия, методы и режим ее работы. Использование математических методов и ПК в экономических расчетах. Использование электронной почты, состояние программирования на предприятии.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Цель индивидуального задания - приобретение умений и практических навыков самостоятельного решения производственных, научных, организационных и управленческих задач.

Индивидуальное задание (одно или несколько) выдается студенту руководителем практики от ДонГУУ, а его содержание уточняется и конкретизируется руководителями во время инструктажа и прохождения практики на предприятии. В течение практики тема индивидуального задания может быть изменена по согласованию с руководителем практики от ДонГУУ.

Материалы, собранные по индивидуальному заданию, могут быть использованы для подготовки научных сообщений, рефератов, статей, студенческих научных исследований, курсовых работ.

Индивидуальное задание практиканта должно совпадать с функциональными обязанностями работника предприятия, за которым закреплен студент - практикант.

Возможна следующая тематика индивидуальных практических задач по структурным подразделениям.

Планово - экономический (плановый) отдел:

1. Выявление резервов роста объемов производства (формирование и использование производственной мощности, формы и методы организации производства, технического развития и обслуживания производства и др.).

2. Разработка производственной программы цехов и участков (наличие оборудования и производственных мощностей, технические нормы производительности оборудования и трудоемкости продукции, фонд времени работы оборудования, режим работы, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции и др.).

3. Разработка мероприятий по снижению издержек производства (снижение трудоемкости, рост производительности труда; сокращение обслуживающего и административного персонала; применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий; уменьшение потерь от брака, непроизводительных расходов; снижение норм затрат ресурсов, улучшения материально - технического и энергоснабжения; изменение метода амортизации основных фондов, и др.).

4. Разработка альтернативной стратегии развития предприятия (стратегия конкурентоспособности, обновления продукции, развития и обеспечения производства и др.).

5. Разработка бизнес - плана предприятия (структура бизнес - плана и содержание его основных разделов и др.).

Отдел труда и заработной платы:

1. Расчет фонда заработной платы на предприятии (системы оплаты труда, основная и дополнительная заработная плата, применены методы расчета фонда заработной платы, и др.).

2. Организация нормирования труда на предприятии (нормы времени, обслуживания, численности; установление нормативных объемов работ, характеристики основных видов работ и соответствующие нормы затраты труда на их выполнение, методы нормирования труда, рабочее время, соответствие между объемом затрат труда и размером его оплаты и др.).

3. Выявление резервов роста производительности труда (факторы повышения производительности труда, резервы роста производительности труда, программа управления производительностью, мотивация труда и др.).

4. Стимулирования труда на предприятии (улучшения мотивации труда: материальное поощрение, совершенствование организации труда, улучшение качества рабочей силы, вовлечение персонала в процесс управления, неденежное стимулирование и др.).

5. Направления улучшения условий труда на рабочих местах (материально - технические и организационно - экономические факторы, техника безопасности, экономические затраты и потери и др.).

6. Социально - экономическое положение работников предприятия (социальное партнерство, участие работников в экономических процессах, состояние социальной сферы предприятия, деятельность профсоюзов, право трудового договора, право охраны труда, порядок выплаты заработной платы, режим работы, организация рабочих мест, медицинское обслуживание, коллективный договор, тарифное соглашение, социальные службы, профессиональное обучение, рационализаторские проекты и др.).

7. Разработка мероприятий по снижению трудоемкости работ (технологическая, производственная, полная трудоемкость; трудоемкость обслуживания, трудоемкость управления; предельная, проектная, плановая, фактическая трудоемкость; измерение трудоемкости; сокращение затрат труда (фонд времени) работников за счет механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствования организации производства и труда; качественное улучшение использования рабочего времени за счет ликвидации потерь, непроизводительных затрат, связанных с браком, отклонениями от установленной технологии, улучшение условий труда и др.).

8. Эффективность использования персонала предприятия (структура персонала, показатели движения персонала, затраты на персонал и их эффективность и др.).

ЗАНЯТИЯ И ЭКСКУРСИИ

Планирование и проведение экскурсий и занятий проводится совместно руководителями практики от ДонГУУ и предприятия. Занятия во время практики могут проводиться в форме лекций, семинаров, практических и лабораторных работ для углубленного теоретического обучения с использованием документов, инструкций и форм отчетности базы практики. Занятия должны раскрывать студентам перспективы развития специальности и готовить их к изучению последующих дисциплин учебного плана.

Для проведения подобных занятий желательно привлекать наиболее квалифицированных работников предприятия и ученых.

Экскурсии во время практики проводятся с целью формирования у студентов наиболее полного представления о базе практики, ее структуру, взаимодействия отдельных подразделений, систему управления.

Экскурсии могут проводиться как в рамках базы практики, так и на других предприятиях.

Тематика занятий и экскурсий:

1) Хозяйственная взаимодействие данного предприятия с другими предприятиями производственной и непроизводственной сферы района (города, области).

2) Взаимодействие данного предприятия с банками, страховыми компаниями, пенсионными, инвестиционными фондами, биржами.

3) Предприятие в системе хозяйства города (района).

4) Жаль, приносимая предприятием окружающей среде.

5) Экономика социальной сферы предприятия.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Руководители практики от ДонГУУ и предприятия должны порекомендовать студенту краткий перечень литературы, которая есть на базе практики: нормативные материалы, описания, наглядные пособия, бланки, отраслевые инструкции по планированию, учету, отчетности, анализа; Положение по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и др.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИКАНТАМ

Перед началом практики студент должен пройти инструктаж у руководителя практики от ДонГУУ и получить на кафедре экономики следующие документы:

1) направление на базу практики;

2) дневник практики;

3) рабочую программу экономической практики.

Основная работа студента - практиканта должна проходить в экономических отделах и службах предприятия, путем изучения функций, методов их выполнения и обязанностей работников отделов: планово-экономического, труда и заработной платы. В этих же отделах собираются формы статистической отчетности, данные для выполнения индивидуального практического задания.

Практикант оформляется стажером специалиста одного из экономических отделов. Возможно перемещение в роли стажера нескольких должностей (бухгалтера, экономиста, финансиста и др.).

В день прибытия на базу практики студент должен оформиться в отделе кадров и в течение ближайших двух дней проинформировать об этом руководителя практики от ДонГУУ, позвонив на кафедру экономики (062) 300-24-37.

В течение практики необходимо:

1. Рационально спланировать время прохождения практики согласно графику.

2. Выполнить соответствующие экономические расчеты.

3. Составить схему управления предприятием и структуру экономической службы.

4. Снять копии отчетности: по прибыли и расходам, финансах, баланса и другие согласно приложению 4.

5. Выполнить анализ основных показателей: объема и издержек производства, производительности труда, прибыли и других показателей, приведенных в приложении 3.

6. Снять копии должностных инструкций двух-трех работников экономического отдела.

7. Получить отзыв руководителя практики от предприятия с подписью и печатью (в дневнике).

8. Оформить отчет о практике.

9. Оформить дневник практики: даты прибытия, выбытия; подписи, печати.

В процессе практики студент подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка предприятия. Рабочий день практиканта соответствует продолжительности рабочего дня работников экономического отдела предприятия. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка практикант отвечает перед руководителями практики от предприятия и ДонГУУ.

К концу практики студент составляет отчет, представляет его на кафедру экономики руководителю практики для получения рекомендации к его защите в ближайшие дни (по графику кафедры) защищает отчет перед комиссией.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Контроль деятельности студента осуществляется руководителями практики от ДонГУУ и предприятия.

Основными контрольными документами являются "Дневник практиканта" и "Отчет об экономической практике", которые оформляются надлежащим образом. С целью обеспечения действенности практики студенту приходится "График прохождения экономической практики", в ходе которого проверяется руководителем от предприятия.

Руководитель практики от ДонГУУ:

1) устанавливает связь с руководителем от предприятия, готовит материалы для приказа ректора ДонГУУ;

2) проводит инструктаж студентов, на котором разъясняет цели и задачи практики, формы контроля и отчетности, а также содержание этой программы; уточняет индивидуальные задания для каждого практиканта; разъясняет требования по технике безопасности, режим работы практиканта;

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

Экономическая практика на предприятии завершается написанием отчета объемом 20 - 25 страниц печатного текста. Оформление отчета должно соответствовать требованиям кафедры: образцы титульного листа и содержание разделов приведены в приложениях 1 и 2.

Схема оформления отчета

Титульный лист с указанием наименования практики, места ее прохождения, фамилии, имени, отчество студента с указанием курса, специальности и его подписи (см. приложение 1).

Реферат (см. Приложение 5).

Содержание с перечнем наименований разделов и параграфов с указанием страниц (см. приложение 2).

Изложение разделов и параграфов, в которых приводятся таблицы, графики, имеющие непосредственное отношение к тексту отчета и ссылки на них.

Страницы отчета должны иметь сквозную нумерацию текста, включая титульный лист и все документы в приложениях. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу листа.

В тексте отчета должны быть пронумерованы рисунки, таблицы, формулы. Наименование рисунка должно быть под ним.

Например : Рис. 1.1. Динамика численности работников

Для таблиц наименование указывается сверху.

Например : Таблица 2.1. Издержки производства

На все таблицы, рисунки и приложения в тексте отчета должны быть ссылки и комментарии автора. Отчет должен быть написан грамотно, произвольные сокращения слов не допускаются, кроме общепринятых (т, шт., м, м3, и др.). Отчет необходимо переплести в твердой обложке.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА

Во Введении формулируется цель экономической практики, обосновывается актуальность темы индивидуального задания, значимость этой проблемы для предприятия. Указываются использованные исходные данные, материалы инструкций и отчетности предприятия. Объем вступления - одна страница машинописного текста.

В параграфе 1 "Характеристика предприятия, его экономической службы" следует привести краткую характеристику предприятия, его производственную структуру, количество и местонахождение структурных подразделений, в том числе вспомогательных и обслуживающих, а также состояние основных фондов, используемых технологий, освоения проектной мощности, уровень рентабельности. Указать основные виды продукции, работ, услуг, объемы строительно-монтажных работ, в том числе собственными силами, используемые виды транспорта. Привести перечень отделов и должностей экономической службы, квалификационные требования к экономистам. Описать основные задачи, решаемые отделами и службой в целом, их взаимосвязь в процессе деятельности между собой и с другими структурными подразделениями. Структура управления, Положение об экономической службе и отделы, должностные инструкции приводятся в приложениях. Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.

В параграфе 2 "Анализ основных экономических показателей работы предприятия и причин их изменения" приводятся основные показатели за два года, абсолютное и относительное изменение. Раскрываются и оцениваются причины этих изменений. На основании анализа дается оценка деятельности предприятия в целом. Описывается методика анализа, применяемая на предприятии. Формы, используемые экономической службой, приводятся в приложениях. Объем параграфа три-четыре страницы машинописного текста.

В параграфе 3 "Расчет плана деятельности предприятия на месяц" описываются основные разделы и показатели плана развития предприятия, методы их расчета, система планов предприятия, бизнес-планирования. Формы планов по структурным подразделениям и предприятию в целом приводятся в приложениях. Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.

В параграфе 4 "Формы отчетности предприятия" характеризуются показатели статистической и бухгалтерской отчетности как основы экономической информации для принятия управленческих решений. Особое внимание уделить оценке и учету основных фондов, нематериальных активов, амортизации, производственных запасов, отчетности по фактической себестоимости, использования основных фондов, оборотных средств, производственных мощностей. Охарактеризовать формы отчетности перед органами статистики, пенсионным фондом, налоговой инспекцией, органами власти и др. (содержатся в приложении 4). Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.

В параграфе 5 "Экономико-управленческие мероприятия по улучшению работы предприятия" описываются мероприятия по развитию предприятия, повышение конкурентоспособности, экономической безопасности, эффективности инвестиций по внедрению инноваций, улучшению качества продукции, снижению издержек производства, повышению производительности труда, улучшению использования основного и оборотного капитала, показателей экономической эффективности, информационных факторов. Мероприятия с указанием объемов, сроков выполнения работ, затрат и экономической эффективности приводятся в приложениях. Объем параграфа две-три страницы машинописного текста.

В параграфе 6 "Материалы по конкретной теме индивидуального задания" более подробно освещается вопрос, выбранные студентом совместно с руководителями практики, учитывая наличие на предприятии интересного и достаточного материала. Объем параграфа три-четыре страницы машинописного текста.

В параграфе 7 "Автоматизация экономических расчетов на предприятии" описываются типы примененных компьютеров и средств обработки информации, программное обеспечение. Перечислить виды примененных программных продуктов для планирования, учета, управления, рассказать о пользователей, составление словарей, ввод входной информации, получения и использования исходной информации. Описать, какие сотрудники и как используют "электронный офис", редакторы электронных таблиц (Excel), средства управления базами данных, использование внутренних компьютерных сетей, компьютерный сервер с базами данных, компьютерная сеть Интернет, электронная почта и др. Интересные документы дать в приложениях. Объем параграфа две страницы машинописного текста.

В параграфе 8 "Предложения студента по повышению эффективности работы предприятия" дать свои предложения по возможным направлениям улучшения всех сторон деятельности предприятия. Объем параграфа одна-две страницы машинописного текста.

В параграфе "Выводы об эффективности практики, предложения по ее улучшению" оценить приобретенные знания, умения и навыки. Предложить конкретные шаги по приобретению максимума практического опыта при небольших сроках практики. Объем параграфа одна страница машинописного текста.

В приложениях содержатся действующие инструкции, отчетные формы, статистические данные и другой материал, используемый экономистами предприятия.

По желанию студента приложения могут возвращаться ему для использования в учебном процессе и научной деятельности.

Таблица соответствия шкалы оценивания ECTS с национальной системой оценивания в Украине

Сумма баллов за все виды учебной деятельности Оценка ECTS Оценка по национальной шкале
для экзамена, курсового проекта (работы), практики для зачета
90 – 100 А отлично зачтено
82-89 В хорошо
74-81 С
64-73 D удовлетворительно
60-63 Е
35-59 FX неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи не зачтено с возможностью повторной сдачи
0-34 F неудовлетворительно не зачтеноно

ИТОГИ ПРАКТИКИ

Результаты практики оцениваются в процессе защиты отчета перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой экономики. Срок защиты указывается в приказе ректора.

Для получения дифференцированного зачета студент должен представить руководителю отчет, дневник и зачетную книжку. Дифференцированная оценка по практике учитывается наравне с другими оценками, которые характеризуют успешность студентов, включая начисления стипендии. Студент, не выполнивший программу практики или при неудовлетворительном отзыве, что получил, на базе практики, или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно в период зимних каникул или отчисляется из ДонГУУ. Решение по этому вопросу принимает ректор на основании представления декана факультета.

Приложение 1

Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ОТЧЁТ

РЕФЕРАТ

Отчет о практике: 30 с., 2 рис., 5 табл., 6 приложений, 7 источников.

Объект исследования - предприятие " ".

Цель отчета - показать приобретенные навыки анализа, планирования ресурсов, процессов и результатов деятельности предприятия и его подразделений.

Методы исследования - факторный анализ.

Разработаны предложения по повышению эффективности предприятия. Результаты внедрены в производство.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования - поиск методов согласования интересов структурных подразделений предприятия для устойчивого экономического развития.

Приложение 6

к распоряжению от__________№_______

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет ______________________________________________________

Направление подготовки (специальность)________________________________________

Текущее и итоговое оценивание практической подготовки

Руководителя практики от кафедры на отчет по ______________________________________

( название практики)

студента ____________________________________________________ _______ курса

(фамилие, имя, отчество студента)

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Присутствие на инструктивном совещании и своевременное получение документации для прохождення практики (до 2 баллов) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оформление на базе практики. Прохожденне инструктажа на предприятии (до 3 баллов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомление с предприятием (до 5 баллов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сбор фактического материала для написания отчета (до10 баллов) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий профессиональной практической подготовки, написания соответствующих разделов отчета по практике (до 30 баллов)___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Выполнение индивидуального задания, глубина раскрытия, возможность использования в рамках научных исследований (до 20 баллов)_________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовка и оформление отчета и дневника по практике согласно требованиям приведенным в программе (до 10 баллов)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Защита ( до 20 баллов)

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка отчета:

Количество баллов по результатам текущего контроля__________________________

Количество баллов по результатам итогового контроля__________________________

Общее количество баллов ______________________________________________________

Выводы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель экономической практики от кафедры ___________________________________

(должность, фамилие, имя, отчество)

____________________________

(подпись

“_________” __________________________ 20___год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

РОБОЧАЯ ПРОГРАММА

практической подготовки студентов

__________________________ Производственной практики ___________________

(название практики)

направление подготовки_6.030504 „Экономика предприятия” _

(шифр и название направления)

специальности_________________________________

(шифр и название специальности

специализация _________________________________

(и название специализации)

ОКУ ______бакалавр_______________

(назва освітньо-кваліфікаційного рівня)

факультет _________________Экономики__________________

(название факультета)

форма обучения____ дневная форма обучения _____

Утверждено

На заседании кафедры

Протокол № от 2015

Донецк- 2015

Рабочая программа производственной практики для студентов направления подготовки 6.030504 "Экономика предприятия", образовательно - квалификационного уровня «бакалавр» дневной и заочной формы обучения 3 - го курса / Р.Н. Романинец. - Донецк: ДонГУУ, 2014. - с .

Рабочую программу разработано в соответствии с Отраслевыми стандартами высшего образования «Образовательно - профессиональная программа» и «Образовательно - квалификационная характеристика» подготовки бакалавров отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство».

Принято на заседании кафедры экономики предприятия,

Протокол № от 2015 г.

Разработал: к.э.н., доцент Р.М. Романинец

зав. кафедрой: к.э.н., проф. В.Д. Жидченко

ВСТУПЛЕНИЕ

Производственная практика студентов - неотъемлемая часть процесса подготовки бакалавров Донецкого государственного университета управления (ДонГУУ). Проводится практика на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности в производственной и непроизводственной сферах (далее предприятия).

Практика организуется в соответствии с "Положением о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины", утвержденного Министром образования Украины (приказ от 08.04.1993 г. №93).

Данная программа является основным учебно - методическим документом, определяющим содержание производственной практики и обеспечивает комплексный подход к ее организации и последовательности в обучении студентов.

Студенты специальности "Экономика предприятия" образовательно-квалификационного уровня „бакалавр” проходят производственную практику на третьем курсе в течение трех недель, согласно графика и приказа ректора ДонГУУ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики - углубление и закрепление теоретических знаний, необходимых для выполнения производственных функций деятельности специалиста образовательно-квалификационного уровня "бакалавр" - аналитической, плановой, организационной, учетно-статистической, контрольной, информационной; овладение навыками экономической работы с планирования, прогнозирования, учета, анализа, экономического обоснования технологических, организационных и управленческих новаций, финансирование мероприятий, а также формирование потребности в систематическом обновлении знаний и творческого их применения в практической деятельности после окончания обучения в ДонГУУ.

Задача практики - изучение опыта работы экономических служб, приобретение практического умения разработки экономических, организационных и управленческих мероприятий; навыков экономических расчетов и практической работы с документацией экономических служб предприятия; сбор материала для выполнения курсовой работы.

До начала практики студент должен:

1. Знать: теорию и практику изученных дисциплин - политэкономии, микроэкономики, макроэкономики, статистики, экономики предприятия, финансов, денег и кредита, бухгалтерского учета, экономической статистики, организации и нормирования труда, систем обработки экономической информации, биржевого дела, ценообразования, финансового анализа, менеджмента.

В ходе практики студент изучает: организационную структуру управления предприятием, организацию труда, формы и методы нормирования и оплаты труда рабочих; учет и анализ технико - экономических показателей: объем производства, численность работающих, производительность труда, издержки производства, цен на продукцию, прибыль и рентабельность производства, эффективность использования материальных и нематериальных активов; статистическую отчетность и др.

2. Уметь:

Наши рекомендации