Особенности прогнозирования оказания клиникой конкурентоспособных услуг
Прогнозирование конкурентоспособности медицинских услуг - обязательная часть стратегического планирования в клинике. Надежность прогнозирования в большой мере определяется полнотой и достоверностью используемой информации. В настоящее время долгосрочное планирование конкурентоспособности услуг ведется по двум направлениям:
1) внедрение и освоение предоставления новых медицинских услуг;
2) улучшение показателей качества уже предоставляемых услуг.
В план руководством включаются все новые и модифицированные виды услуг. В клинике процесс перспективного планирования новой конкурентоспособной услуги включает семь главных этапов: от генерации идеи до ее коммерческой реализации: 1) генерация идей; 2) оценка услуги; 3) проверка концепции; 4) экономический анализ; 5) разработка продукции; 6) пробный маркетинг; 7) коммерческая реализация. Далее отметим, что для первичной оценки уровня конкурентоспособности планируемой к предоставлению услуги используется метод стандартизованных составов главных параметров услуги. В работе представлены анализ двух новых услуг клиники: удаление сосудистых образований, пигментации на коже лазером (услуга А) и синуслифтинг (поднятие дна гайморовой пазухи) (услуга Б) и соответствующие им оценки конкурентоспособности. При анализе ведется оценка параметров услуги по шкале от 1 (превосходно) до 10 (плохо) баллов. Также взвешивается возможность каждого параметра услуги, поскольку они различным образом влияют на конкурентоспособность. Клиника установила весовые значения: 4 - общим характеристикам; 5 - маркетинговым; 3 - производственным. Рассматриваем подробнее перечень оценочных показателей в Приложение 3.
Приложение 3 - Перечень оценочных показателей
Наименование показателей | Значение оценки | ||
Услуга А | Услуга Б | ||
1. Общие показатели новой услуги 1.1 Потенциальная прибыль 1.2 Существующая конкуренция 1.3 Возможная конкуренция 1.4 Размер рынка 1.5 Уровень инвестиций 1.6 Возможность патентования 1.7 Степень риска | |||
2. Маркетинговые характеристики услуги 2.1 Соответствие возможностям клиники 2.2 Воздействие на существующие услуги 2.3 Привлекательность для рынка 2.4 Длительность жизненного цикла услуги 2.5 Воздействие на образ услуги 2.6 Устойчивость к сезонным факторам | |||
3.4 Доступность производственных ресурсов 3.5 Возможность конкурентоспособных цен | |||
В результате, после определения оценок находятся среднеарифметические различных видов показателей услуги, в нашем исследовании имеем (таблица 4). Видим, что услуга Б имеет больший суммарный балл по всем показателям, т.е. она оказывается более конкурентоспособной, она руководством рекомендуется к долгосрочному предоставлению. Но, например, по общим показателям она уступает услуге А.
Приложение 4- Итоговые суммарные показатели новой услуги
Услуга А | Услуга Б | ||
Общие показатели | 5,28 | 4,14 | |
Маркетинговые показатели | 2,5 | 5,16 | |
Производственные характеристики | 4,8 | ||
Итого по услуге | 12,58 | 14,3 | |
Также отмечаем, что в процессе прогнозирования новой услуги используется метод экспертной оценки, основу которого составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов-экспертов.
Финансовое планирование клиники представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и финансовых норм и нормативов по обеспечению развития клиники необходимыми финансовыми ресурсами. Оно состоит в разработке конкретных финансовых планов, позволяющих определить на предстоящий плановый период все источники финансирования развития фирмы, сформировать структуру ее активов и капитала на конец планируемого периода. Для клиники финансовое планирование включает разработку внутриорганизационных документов: план по финансовым результатам и распределению прибыли; баланс доходов и расходов (бюджет клиники); плановый агрегированный баланс предприятия. Период разработки финансовых планов непосредственно увязывается с периодом стратегического и технико-экономического планирования, так как результаты планов развития клиники являются базой финансового планирования. Поэтому «горизонт» финансового планирования соответственно определяется в пределах 1-5 лет с разбивкой первого года по кварталам.
План по финансовым результатам и распределению прибыли в клинике составляется на основе информации а) об плановой выручке клиники от предоставления медицинских услуг (без налоговых платежей); б) об издержках на производство и реализацию услуг (учитываются управленческие и коммерческие расходы); в) о плановых внереализационных расходах и доходах; г) о ставках налоговых платежей. Финансовый результат определяет чистую прибыль клиники, оставшуюся в ее распоряжении и используемую в целях финансирования дальнейшей деятельности.
Комплексный стратегический план организационной системы клиники.
Потенциал клиники, который используется в полной мере при составлении комплексного стратегического плана медучреждения, складывается из компонент, характеризующих его ресурсы, положение и его динамику во внешней социально-экономической среде. Разработка комплексного стратегического плана клиники всегда нуждается в достоверной информации о четкой проработке главных разделов, охватывающих все основные внешние и производственно-хозяйственные сферы деятельности, руководством сюда включаются:
- объем потребности в услугах клиники на рынке;
- состояние возможностей в оказании услуг, способных удовлетворить спрос потребителей, определяющие зону хозяйствования на рынке, опирающиеся на свой производственно-технологический потенциал;
- финансовое состояние потенциальных потребителей и объем платежеспособного спроса в возможных зонах хозяйствования;
- контрактную дисциплину клиентов;- потенциальных конкурентов и возможность победить в конкурентной борьбе.
Глава 3. Разработка предложений по развитию и совершенствованию стратегического планирования
Стратегическое планирование как процесс предъявляет определенные требования к организации внутренней среды фирмы. Речь идет или об изменении смысла прежней организационной политики, функций отдельных работников или о создании принципиально новых частей фирмы с новыми, нетрадиционными целями и задачами.
Изучение теории и практики организации управления на предприятиях, особенно малого бизнеса, приводит к выводу о большом разнообразии способов изменений, если принять во внимание также масштабы и область деятельности клиники, а также сложность технологии данного предприятия. В рамках всего вышесказанного можно предложить следующую программу изменений:
1) Проведение анализа внешней и внутренней среды клиники новыми методами SWOT-анализа, АВС-анализа. Обоснованность данного изменения в том, что SWOT-анализ, по сравнению с другими, более старыми методами, помогает оценить руководству вероятность угроз (низкий покупательский спрос, конкуренция) и опасностей, которые они представляют.
Вместе с тем, этим методом возможно выявление и возможностей предприятия (например, развитие или спад рынков, демографические изменения и, следовательно, увеличение или уменьшение потребностей в стоматологических услугах, технологии). Использование SWOT-анализа позволит руководству сосредоточить внимание на своих сильных сторонах и на слабых сторонах конкурентов и выявить ключевые факторы дальнейшего успеха.
2) В области сбытовой политики и стратегии предлагается интенсифицировать использование системы ФОССТИС (формирования спроса и стимулирования сбыта) и предусматривается активная «маркетинговая экспансия» в:
- рекламной деятельности (рекламные буклеты и открытки, использование рекламы в прессе, радио, по телевидению и в Интернет);
- создании и регулировании неклиентских коммерческих связях с посредниками, агентами;
- организации и участии в торгово-промышленных ярмарках, специализированных выставках;
- использование кредита в различных более гибких формах, оказания услуг в рассрочку и со скидками (помимо пенсионеров ОАО «Газпром» попытаться затронуть другие социальные группы);
- презентация услуг специально для потенциальных клиентов.
3) В области контроля за соблюдением расходной части комплексного бюджета - от решения задач в этой области зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности клиники:
- оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в том числе проведение анализа по отклонениям функциональных бюджетов);
- мероприятия по ликвидации непроизводительных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
- ускорение оформления и предоставления руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводных и функциональных бюджетов, для более оперативной корректировки этих бюджетов.
4) В области совершенствования планирования потребности ресурсов длительного пользования:
- внедрение программы ультраточного определения состава необходимых входных ресурсов и их обоснованной группировки по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;
- меры по установлению обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;
- ужесточение требований к выбору основных поставщиков по видам необходимых клинике ресурсов;
- коррекция в соглашениях с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;
- более детальный расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий.
- меры по снижению издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.
Данные меры объясняются следующим: для производства любого товара или услуги фирма должна своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые экономические ресурсы. Значит, в стратегическом планировании для выживания и существования экономического субъекта необходимо использовать информацию об определенных потребностях экономических ресурсов в дальнейшем.