Группировка калькуляционных статей

Группировка по калькуляционным статьям применяется только к VГП. Калькуляционные статьи могут быть однородными по своему содержании (простыми) или комплексными. Сущность классификации по калькуляционным состоит в их разделении по целевому назначению. По способу отнесения на отдельные виды продукции расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые связаны непосредственно с изготовлением продукции определенного вида и могут быть прямо отнесены к стоимости единицы этой продукции. Косвенные расходы невозможно непосредственно отнести к определенному виду продукции по сколько они связаны с процессом производства в целом. Не единицу каждого вида продукции их относят путем распределения пропорционально тому или иному показателю. По признаку связи с объемом производства расходы делятся на постоянные и переменные. Постоянные не зависят от объема производства, переменные зависят от объема изготовленной продукции. На МТ термином постоянные и переменные расходы пользуются и в несколько ином смысле. Здесь постоянные и переменные расходы выделяют в зависимости от того находится ли судно на ходу или на стоянке. Те расходы, которые не зависят от нахождения судна на ходу или на стоянке являются постоянными, а те которые зависят- переменными (расходы на топливо).

Себестоимость перевозок грузов и пассажиров

Себ-тью перевозок назыв размер затрат, приходящихся на единицу транспортной продукции.

S тонно-мили =∑Rэкс /∑Ql

∑Rэкс – эксплуатационные расходы судна

∑Ql – объем транспортной продукции, произведенной флотом в тонно-милях

На МТ рассматривается также себ-ть перевозки 1т груза (пассажира) на конкретных направлениях работы флота.

Sт=∑Rэкс/∑Q

Эксплуатационные расходы флота объединяются в такие статьи:

- з/п плавсостава

- стоимость рациона коллективного питания

- отчисления на соц.мероприятия

- топливо

- ремонт (отчисления в ремонтный флот)

- амортизация флота

- материалы и износ МБП

- навигационные расходы, судовые сборы и администрирование

- стивидорные расходы

-расходы на питание пассажиров

- расходы на содержание баров, ресторанов на пассажирских судах

- админ.-управл. расходы (вся совокупность затрат, связанных с содержанием административно-управленческого аппарата)

- общие эксплуатационные расходы (подготовка кадров, изобретательство, культурно-массовые мероприятия)

- прочие расходы (конструкторское бюро, реклама, резерв плавсостава и др)

Статья навигационные расходы, судовые сборы и агентирование комплексная. Она вкл:

- навигац. расходы – проезд членов экипажа на судно и обратно, оплата услуг катеров, буксиров, автотранспорта, расходы на снабжение пресной водой, стирка белья, зачистка трюмов силами порта, дезинфекция, дегазация, культурное обслуживание экипажа в портах, приобретение морских карт и др.

- агентирование – оплата агентного вознаграждения, комисионные и брокерские расходы

- судовые сборы.

При калькуляции себ-ти админ.-управл., общие эксплуатационные и прочие расходы относятся к косвенным. Они распределяются между судами пропорционально прямым затратам.

R косв=(∑R косв/∑Rпр) * Rпр

Rкосв/Rпр=∑Rкосв/∑Rпр

R косв – косвенные расходы судна

∑Rкосв – косвенные расходы судоходного предприятия

Rпр – прямые расходы судна

∑Rпр – прямые расходы судоходного предприятия

Для составления оперативных калькуляций себ-ти в отдельных рейсах можно использовать 2 метода:

1) Прямой расчет затрат на основе конкретных данных о параметрах рейса

2) Применение обобщенных показателей себ-ти содержания судов на ходу и на стоянке

На себ-ть перевозок влияет большое кол-во факторов, кот-е делят на внутр. и внешние. Внутр. факторы зависят от судоходного предприятия. Кним относятся производительность труда, уровень исп-ния судов, экономия топлива и др. материалов, качества труда экипажа по обслуживанию судов и механизмов. К внешним, не зависящим от судох.компании факторам относятся цены на топливо и др. материалы, конъюнктура мирового рынка, структура и направление перевозок и др.

Себестоимость ПРР

В морских портах рассчитывается полная себестоимость ПРР в виде сметы затрат на эти работы, средняя себ-ть 1т груза и нормативная себ-ть перегрузки 1т по видам грузов. Затраты на ПРРрассчитываются по таким статьям:

- з/п производственного персонала

- отчисления на соц.мероприятия

- топливо и электроенергия

- амортизация производственных фондов, принимающих участие в ПРР

- ремонт (отчисления в ремонтный фонд)

- материалы и износ МиБИП

- административно-управленческие расходы

- общие эксплуатационные расходы

- прочие расходы

Калькуляционной единицей себ-ти явл физ.тонна груза. Рассчитывается также себ-ть 1т тонно-операции.

Средняя себ-ть перегрузки 1т груза: S = ∑R прр/∑Q, где

∑R прр – сумма затрат порта на ПРР

∑Q – объем переработки грузов или перевалочный грузооборот порта в тоннах.

К осн. факторам, влияющих на уровень себ-ти относятся:

- объем перевалочного грузооборота

- типы перегрузочных машин и механизмов и уровень их использования

- внедрения передовых методов перегрузки и перевозки грузов, механизации труда, взаимодействие разных видов тр-та в порту

- углубление специализации портов, перегрузочных районов, комплексов

- рационализация управленческих процессов и др.

Наши рекомендации