Группировка калькуляционных статей
Группировка по калькуляционным статьям применяется только к VГП. Калькуляционные статьи могут быть однородными по своему содержании (простыми) или комплексными. Сущность классификации по калькуляционным состоит в их разделении по целевому назначению. По способу отнесения на отдельные виды продукции расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые связаны непосредственно с изготовлением продукции определенного вида и могут быть прямо отнесены к стоимости единицы этой продукции. Косвенные расходы невозможно непосредственно отнести к определенному виду продукции по сколько они связаны с процессом производства в целом. Не единицу каждого вида продукции их относят путем распределения пропорционально тому или иному показателю. По признаку связи с объемом производства расходы делятся на постоянные и переменные. Постоянные не зависят от объема производства, переменные зависят от объема изготовленной продукции. На МТ термином постоянные и переменные расходы пользуются и в несколько ином смысле. Здесь постоянные и переменные расходы выделяют в зависимости от того находится ли судно на ходу или на стоянке. Те расходы, которые не зависят от нахождения судна на ходу или на стоянке являются постоянными, а те которые зависят- переменными (расходы на топливо).
Себестоимость перевозок грузов и пассажиров
Себ-тью перевозок назыв размер затрат, приходящихся на единицу транспортной продукции.
S тонно-мили =∑Rэкс /∑Ql
∑Rэкс – эксплуатационные расходы судна
∑Ql – объем транспортной продукции, произведенной флотом в тонно-милях
На МТ рассматривается также себ-ть перевозки 1т груза (пассажира) на конкретных направлениях работы флота.
Sт=∑Rэкс/∑Q
Эксплуатационные расходы флота объединяются в такие статьи:
- з/п плавсостава
- стоимость рациона коллективного питания
- отчисления на соц.мероприятия
- топливо
- ремонт (отчисления в ремонтный флот)
- амортизация флота
- материалы и износ МБП
- навигационные расходы, судовые сборы и администрирование
- стивидорные расходы
-расходы на питание пассажиров
- расходы на содержание баров, ресторанов на пассажирских судах
- админ.-управл. расходы (вся совокупность затрат, связанных с содержанием административно-управленческого аппарата)
- общие эксплуатационные расходы (подготовка кадров, изобретательство, культурно-массовые мероприятия)
- прочие расходы (конструкторское бюро, реклама, резерв плавсостава и др)
Статья навигационные расходы, судовые сборы и агентирование комплексная. Она вкл:
- навигац. расходы – проезд членов экипажа на судно и обратно, оплата услуг катеров, буксиров, автотранспорта, расходы на снабжение пресной водой, стирка белья, зачистка трюмов силами порта, дезинфекция, дегазация, культурное обслуживание экипажа в портах, приобретение морских карт и др.
- агентирование – оплата агентного вознаграждения, комисионные и брокерские расходы
- судовые сборы.
При калькуляции себ-ти админ.-управл., общие эксплуатационные и прочие расходы относятся к косвенным. Они распределяются между судами пропорционально прямым затратам.
R косв=(∑R косв/∑Rпр) * Rпр
Rкосв/Rпр=∑Rкосв/∑Rпр
R косв – косвенные расходы судна
∑Rкосв – косвенные расходы судоходного предприятия
Rпр – прямые расходы судна
∑Rпр – прямые расходы судоходного предприятия
Для составления оперативных калькуляций себ-ти в отдельных рейсах можно использовать 2 метода:
1) Прямой расчет затрат на основе конкретных данных о параметрах рейса
2) Применение обобщенных показателей себ-ти содержания судов на ходу и на стоянке
На себ-ть перевозок влияет большое кол-во факторов, кот-е делят на внутр. и внешние. Внутр. факторы зависят от судоходного предприятия. Кним относятся производительность труда, уровень исп-ния судов, экономия топлива и др. материалов, качества труда экипажа по обслуживанию судов и механизмов. К внешним, не зависящим от судох.компании факторам относятся цены на топливо и др. материалы, конъюнктура мирового рынка, структура и направление перевозок и др.
Себестоимость ПРР
В морских портах рассчитывается полная себестоимость ПРР в виде сметы затрат на эти работы, средняя себ-ть 1т груза и нормативная себ-ть перегрузки 1т по видам грузов. Затраты на ПРРрассчитываются по таким статьям:
- з/п производственного персонала
- отчисления на соц.мероприятия
- топливо и электроенергия
- амортизация производственных фондов, принимающих участие в ПРР
- ремонт (отчисления в ремонтный фонд)
- материалы и износ МиБИП
- административно-управленческие расходы
- общие эксплуатационные расходы
- прочие расходы
Калькуляционной единицей себ-ти явл физ.тонна груза. Рассчитывается также себ-ть 1т тонно-операции.
Средняя себ-ть перегрузки 1т груза: S = ∑R прр/∑Q, где
∑R прр – сумма затрат порта на ПРР
∑Q – объем переработки грузов или перевалочный грузооборот порта в тоннах.
К осн. факторам, влияющих на уровень себ-ти относятся:
- объем перевалочного грузооборота
- типы перегрузочных машин и механизмов и уровень их использования
- внедрения передовых методов перегрузки и перевозки грузов, механизации труда, взаимодействие разных видов тр-та в порту
- углубление специализации портов, перегрузочных районов, комплексов
- рационализация управленческих процессов и др.