Применение затратного подхода
Затратный подход к оценке стоимости машин и оборудования основы-
вается на трудовой теории стоимости и на принципе замещения, суть кото-
рой заключается в том, что осведомленный инвестор не заплатит за объект
большую сумму, чем затраты на производство (приобретение) аналогичного
объекта одинаковой полезности с сопоставимыми технико-
эксплуатационными показателями.
Текущая стоимость оборудования определяется путем расчета восста-
новительной стоимости (ВС) с последующим учетом в ней обесценения (О),
вызванного выявленными элементами накопленного износа: физического,
функционального, экономического:
Соб.т = ВС – О.
В теории затратного подхода к оценке машин и оборудования выделя-
ют прямые и косвенные методы расчета себестоимости или восстановитель-
ной стоимости.
К прямым методам относятся: метод прямой калькуляции; метод
трендов; метод расчета по цене однородного объекта; метод покомпонентно-
го разложения.
Метод прямой калькуляции достаточно сложен и требует обработки
больших массивов информации. Однако этот метод дает наиболее точный и
достоверный результат. В практической оценке метод прямой калькуляции
оценщиками не применяется в силу указанных выше причин.
Метод трендов позволяет определить себестоимость или восстанови-
тельную стоимость оцениваемого оборудования на основании имеющейся
ретроспективной информации об изменении себестоимости или восстанови-
тельной стоимости идентичного (аналогичного) оборудования с последую-
щим приведением ее к текущему уровню (на дату оценки) при помощи ин-
дексов (трендов). Такое приведение может осуществляться как по отдельным
статьям затрат, формирующих себестоимость, так и по себестоимости в це-
лом.
Метод расчета по цене однородного объекта:
1. Для оцениваемого объекта подбирается однородный объект, похо-
жий на оцениваемый прежде всего по технологии изготовления, используе-
мым материалам, конструкции. Цена на однородный объект должна быть из-
вестна.
2. Определяется себестоимость производства однородного объекта:
где Ндс - ставка налога на добавленную стоимость; Нпр - ставка налога на
прибыль; Кр — показатель рентабельности продукции; Цод - цена однородно-
го объекта.
Допустимо принять показатель рентабельности для пользующейся по-
вышенным спросом продукции в интервале 0,25-0,35, для продукции имею-
щей средний спрос, — 0,1-0,25, для низкорентабельной продукции — 0,05-
0,1.
3. Рассчитывается полная себестоимость оцениваемого объекта. Для
этого в себестоимость однородного объекта вносятся корректировки, учиты-
вающие различия, например, в массе объектов:
где Сп - полная себестоимость производства оцениваемого объекта; G0, Goд -
массы конструкций оцениваемого и однородного объектов соответственно.
Определяется восстановительная стоимость оцениваемого объекта по
формуле:
Если оцениваются машины и оборудование, спрос на которые низок, то
их восстановительная стоимость принимается обычно на уровне себестоимо-
сти.
Метод покомпонентного разложения:
1. Составляется перечень комплектующих узлов и агрегатов оценивае-
мого объекта, по которым имеется ценовая информация.
2. Определяется полная себестоимость объекта оценки:
где Цэл - стоимость комплектующего узла или агрегата; СЗс - собственные за-
траты изготовителя (например, стоимость сборки»).
3. Рассчитывается восстановительная стоимость оцениваемого объекта:
где Кп - норма прибыли; Кт - коэффициент, учитывающий торговую наценку
дилера.
Норму прибыли в восстановительной стоимости учитывают, как пра-
вило, в случае расчета ВС с позиций стоимостей в «обмене».
К косвенным методам расчета себестоимости или восстановительной
стоимости относятся методы целостной оценки.
Методы целостной оценки могут применяться в равной степени в за-
тратном и сравнительном подходах. Данные методы основаны на изучении
взаимосвязи между себестоимостями или ценами аналогичных машин и их
технико-экономическими характеристиками. В зависимости от выбранного
количества параметров, наиболее влияющих на формирование себестоимости
или цены (главных ценообразующих параметров), и методологии расчета ме-
тоды целостной оценки включают следующие методы.
Метод удельных экономических показателей с использованием линей-
ного коэффициента торможения позволяет рассчитать восстановительную
стоимость оцениваемой машины на базе известной удельной стоимости ма-
шины-аналога.
Удельная стоимость - это стоимость не всей машины, а част-
ное от деления цены на значение главного ценообразующего параметра. Вос-
становительную стоимость оцениваемой машины получают умножением ра-
нее рассчитанной удельной стоимости машины-аналога на значение главного
ценообразующего параметра объекта оценки.
При существенных различиях в значениях основных одноименных па-
раметров анализируемых машин в расчет вводят коэффициент торможения
стоимости, рассчитываемый по данным машин-аналогов. Под коэффициен-
том торможения стоимости подразумевается отношение удельной стоимости
машины большей производительности к удельной стоимости однотипной
машины меньшей производительности при условном равенстве всех прочих
параметров.
Использование удельной стоимости в расчетных процедурах дает воз-
можность довольно быстро и просто рассчитать искомую стоимость. При
этом закономерности изменения удельной стоимости, определяемые величи-
ной коэффициента торможения, практически с течением времени не меняют-
ся. Однако следует иметь в виду, что абсолютные величины удельных стои-
мостей в результате влияния научно-технического прогресса, инфляции и
других факторов требуют периодического обновления.
Метод параметр-цена с использованием степенного коэффициента по-
зволяет учесть корреляционную зависимость цены от значения основного
параметра машины с помощью следующей формулы:
где ВС0 - восстановительная стоимость оцениваемой машины; (Р0/ Ран) - ко-
эффициент параметрической коррекции, учитывающий разницу в значениях
главных ценообразующих параметров объекта оценки и аналога; Р0, Ран - зна-
чения главных одноименных параметров оцениваемой машины и аналога; Кс
- степенной коэффициент; Цан - известная цена нового аналогичного обору-
дования.
Величина степенного коэффициента стоимости определяется на основе
имеющейся информации о ценах и параметрах функционально и конструк-
тивно однородных групп машинно-технической продукции.
Методы корреляционного моделирования строятся на статистическом
анализе зависимости цен выбранного ряда аналогичных машин от форми-
рующих эти цены значений главных ценообразующих параметров. Эти мето-
ды охватывают метод парной корреляции и многофакторный анализ (метод
множественной корреляции). Оцениваемый объект рассматривается как не-
которая совокупность аналогичных объектов, для которых известны цены и
значения главных ценообразующих параметров. На основе информации об
объектах, входящих в совокупность, с помощью методов статистического
анализа разрабатывают математическую модель зависимо, цены от одного
(метод парной корреляции) или нескольких параметров (многофакторный
анализ). По такой модели и производят расчет стоимости оцениваемой ма-
шины.
Методы корреляционного моделирования требуют наличия достаточно
обширной базы данных, что несколько ограничивает возможность их приме-
нения, однако они показывают наиболее точные результаты.
После определения восстановительной стоимости оцениваемой маши-
ны переходят к расчету износа.
Общий накопленный износ оборудования определяется по формуле:
Ин = 1 - (1 - Ифиз) • (1 - Ифун) • (1 – Иэк),
где Ифиз, Ифун, Иэк - физический, функциональный и экономический износы
соответственно.