Все мы делим пополам: банкротство граждан
И СЕМЕЙНОЕ ИМУЩЕСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Е.В. БЕРНШТЕЙН
Бернштейн Елизавета Валерьевна, адвокат филиала N 42 Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва).
Во всех странах мира национальные особенности правового статуса семейного имущества влекут далеко идущие последствия для всей процедуры банкротства. Особенно это справедливо в тех юрисдикциях, которые устанавливают режим общей совместной собственности для имущества супругов, в том числе в России. Адвокат Е.В. Бернштейн обращает внимание на проблемы, возникшие в правоприменительной практике по делам о банкротстве физических лиц, состоящих в браке.
Ключевые слова: банкротство граждан, семейное имущество, общая совместная собственность супругов.
Совсем недавно - с 1 октября 2015 г. - вступил в силу Федеральный закон РФ N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника". Судебная практика, сложившаяся за столь короткий период, пока не богата, однако уже имеются поводы для постановки некоторых вопросов.
Зарубежное нормативное регулирование по взаимосвязанной проблеме описывает С.Л. Будылин. По сведениям, приведенным данным автором, в Англии, например, нет специального режима для семейного имущества. Каждый из супругов в принципе имеет свое имущество и свои долги, поэтому закон не предусматривает совместного банкротства супругов. Имущество, впрочем, может при соответствующем оформлении находиться и в общей собственности (нераздельной либо долевой) (joint tenancy, tenancy in common). В этом случае при банкротстве доля супруга-банкрота выделяется. Долги тоже могут быть общими, если супруги являются созаемщиками. В этом случае каждый супруг отвечает за всю сумму долга. Если один обанкротился, обязательства второго остаются в неприкосновенности <1>.
--------------------------------
<1> Будылин С.Л. Муж и жена - одна сатана? Банкротство гражданина и семейные активы. URL: http://zakon.ru/Blogs/OneBlog/16082?entryName=muzh_i_zhena_%E2%80%93_odna_satana_bankrotstvo_grazhdanina_i_semejnye_aktivy.
Юрисдикции, признающие общую совместную собственность на имущество супругов (в том числе некоторые штаты США), как правило, признают и общность большинства долгов супругов. При этом в случае банкротства одного супруга общая собственность целиком входит в конкурсную массу, подлежащую распределению по общим долгам. В результате даже в деле о банкротстве только одного из супругов центральное место часто занимают вопросы распределения их общего имущества.
Процедура несостоятельности над общим имуществом супругов урегулирована Законом Германии о несостоятельности (§ 332 - 334 Insolvenzordnung).
Если супруги договариваются об общности имущества, то необходимо выделить несколько различных имущественных масс: специальный материал (Sondergut) (§ 1417 BGB), раздельное имущество (Vorbehaltsgut) (§ 1418 BGB Гражданского кодекса Германии), также общая собственность (Gesamtgut) (§ 1418, 1419 BGB Гражданского кодекса Германии). В брачном договоре предусматривается способ управления общим имуществом: совместно или одним из супругов.
Если имущество управляется одним из супругов, то они отвечают общим имуществом только по совместным обязательствам. Кроме того, супруг, который управляет общим имуществом, несет ответственность перед кредиторами другого супруга за общие долги в качестве должника (§ 1437 BGB Гражданского кодекса Германии). Если управление общим имуществом осуществляют супруги сообща, то общим же имуществом они отвечают и по совместным долгам.
Супруги в брачном договоре вправе предусмотреть продолжаемую общность имущества (§ 1483 BGB Гражданского кодекса Германии). Сказанное означает, что после смерти одного из супругов часть принадлежавшего умершему имущества не включается в состав наследственной массы, а переходит к пережившему супругу, который отвечает не только по своим обязательствам, но и по совместным обязательствам супругов (§ 1489 BGB Гражданского кодекса Германии).
Российские законодатели избрали третий путь. Имущество, нажитое в браке, находится в общей совместной собственности супругов независимо от того, на кого оно оформлено. А вот долги, возникшие у каждого из супругов в течение брака, общими не считаются (за исключением не вполне определенного класса обязательств, связанных с нуждами семьи). Что касается банкротства, российское законодательство не предусматривает включение в конкурсную массу общего имущества супругов независимо даже от размера их общих долгов. В нее включается лишь часть общего имущества, являющаяся результатом выделения доли супруга-банкрота.
Поскольку имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью <2>, рассмотрение дел о банкротстве граждан в большом количестве случаев будет осложняться нахождением должника в зарегистрированном браке на момент рассмотрения дела или в прошлом (если брак расторгнут).
--------------------------------
<2> Пункт 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. 1996. 27 янв. N 17.
Если иск супруга о разделе общего имущества рассматривается после продажи имущества в ходе конкурсного производства, вырученные от продажи имущества средства учитываются при определении долей супругов. Таким образом, имущество, зарегистрированное за должником в установленном порядке, считалось принадлежащим именно ему, а другой супруг при продаже имущества без его ведома мог претендовать на получение только части стоимости проданного имущества.