Основные тенденции и перспективы

Малое количество заявлений о банкротстве по сравнению с количеством неплатежеспособных должников обусловлено в том числе и низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности населения страны. Многие граждане, особенно представители малообеспеченной части населения, плохо осведомлены о законодательных новациях. Закон N 154-ФЗ в данном случае не исключение, и даже если гражданин слышал о его принятии, то он может не иметь представления о сути Закона и нюансах его реализации.

Существуют многочисленные вопросы и к организационным аспектам проведения банкротства физических лиц. В частности, поскольку гонорар арбитражного управляющего определяется в процентах от реализованного имущества гражданина, создается ситуация, в которой управляющий будет заинтересован не в защите интересов физического лица, а в его скорейшем банкротстве и продаже его имущества в целях получения вознаграждения.

Не менее актуальная проблема - сложность оценки имущества должника. Согласно ст. 446 ГПК РФ на единственное жилое помещение, принадлежащее должнику, не может быть обращено взыскание. В то же время стоимость единственного жилого помещения может многократно превышать сумму задолженности перед кредиторами (например, задолженность может составлять 1 млн руб., а стоимость квартиры - 5 млн руб.).

Постановление КС РФ N 11-П/2012 указало на конституционно-правовую дефектность ч. 1 ст. 446 ГПК РФ. Однако КС РФ не стал признавать данную часть неконституционной, он отметил, что отсутствие разработанного порядка обращения взыскания на единственное жилье должника создаст многочисленные прецеденты применения произвольных критериев. На практике это приведет к нарушению гражданских прав должников.

С учетом перечисленных выше издержек законодательства о банкротстве был поднят вопрос о необходимости его совершенствования. Одним из первых шагов в направлении к упрощению процедуры банкротства физических лиц стало подписание Президентом РФ Федерального закона от 30.11.2016 N 407-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с ним сумма государственной пошлины, уплата которой необходима для открытия процедуры банкротства, была снижена в 20 раз и составляет с 1 января 2017 года 300 руб. для физических лиц против 6 000 руб., которые граждане должны были платить до принятия Закона.

Безусловно, нуждается в доработке и порядок определения участия арбитражных управляющих в делах о банкротстве физических лиц, так как тенденция отказа многих управляющих от работы с физическими лицами является одним из весомых препятствий для процедуры банкротства. Перспективным представляется более четкое определение порядка вознаграждения арбитражных управляющих и покрытия понесенных ими расходов.

Нужно упростить и сбор документов, требующихся для начала процедуры банкротства, поскольку в настоящее время многие граждане сталкиваются с невозможностью представления документов в полном объеме и получают отказ в начале процедуры.

Таким образом, реализация Закона N 154-ФЗ в современной России сталкивается на практике с многочисленными препятствиями. Среди основных проблем - нежелание арбитражных управляющих работать с физическими лицами, отсутствие финансовых ресурсов для оплаты процедуры банкротства, сложность оценки имущества должника, завершение стадии реструктуризации в подавляющем большинстве случаев принятием решения о реализации имущества должника (хотя изначально реструктуризация долгов ставит перед собой иные задачи). Законодательство о банкротстве физических лиц нуждается в совершенствовании, и к необходимости его дальнейшей доработки законодатели неизбежно вернутся.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ

СПОРОВ О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

А.А. БОРОВАЯ

Боровая А.А., судья Арбитражного суда Северо-Западного округа.

Актуальность темы исследования обусловлена все более возрастающим количеством дел о банкротстве физических лиц, новизной применяемых положений законодательства, а также необходимостью устранения вопросов применения в судебной практике положений главы X Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Анализ судебной практики по делам о банкротстве граждан выявил некоторые проблемы, возникающие при применении судами положений параграфа 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина" главы X "Банкротство гражданина", внесенного в Закон о банкротстве Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;

- признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;

- признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ЗАЯВЛЕНИЯ

ГРАЖДАНИНА О ПРИЗНАНИИ ЕГО БАНКРОТОМ

Пункты 1 и 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве устанавливают правила обращения самого должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

Согласно пункту 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве обязанность должника по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом возникает при наличии одновременно двух условий:

- размер не исполненных должником денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (как с наступившим сроком исполнения, так и с ненаступившим) в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей независимо от того, связаны они с осуществлением предпринимательской деятельности или нет;

- удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.

Наши рекомендации