По специальности «связи с общественностью»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УфимскАЯ государственнАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И сервиса»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «сВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
уфа 2009
УДК 52 (075)
Рецензенты: доктор философских наук, профессор, проректор по науке Башкирской академии государственной службы и управления Ю.Н. Дорожкин; кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой связей с общественностью Башкирского государственного университета Р.Р. Сулейманова.
Дипломная работа (проект) по специальности «Связи с общественностью»: Учебно-методическое пособие / Р.Б. Шайхисламов, Э.В. Садретдинова, Н.С. Шайхисламова / Отв. редактор Р.Б. Шайхисламов. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009. – 81 с.
В учебно-методическом пособии содержатся основные требования и методические указания по подготовке курсовых проектов и дипломной работы, выбору и обоснованию темы, оформлению и защите. Пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 030602 «Связи с общественностью». Обобщен опыт УГАЭС подготовки и защиты курсовых и дипломных работ, а также опыт других вузов. Пособие нацелено на подготовку и защиту проектов и работ, ориентированных на разработку актуальных проблем связей с общественностью.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности 030602 «Связи с общественностью», а также для научных руководителей и рецензентов курсовых и дипломных работ.
Издается по решению Учебно-методического совета УГАЭС
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Глава 1.Квалификационные требования к дипломной работе | |
1.1. Цели и задачи дипломной работы | |
1.2. Квалификационная характеристика выпускника | |
1.3. Требования к уровню подготовленности выпускника | |
1.4. Требования к продолжению образования | |
Глава 2.Организация и планирование подготовки дипломной работы | |
2.1. Выбор темы, оформление задания | |
2.2. Порядок подготовки дипломной работы | |
2.3. Сбор источников и литературы | |
2.4. Рекомендации при работе с источниками и литературой | |
Глава 3. Предзащитная экспертиза и защита дипломной работы | |
3.1. Этапы предзащитной экспертизы | |
3.2. Отзыв научного руководителя дипломной работы | |
3.3. Рецензия на дипломную работу | |
3.4. Материалы для презентации дипломной работы | |
3.5. Процедура защиты дипломной работы | |
3.6. Оценка дипломной работы | |
Глава 4. Оформление дипломной работы | |
4.1. Общие нормативные требования | |
4.2. Автореферат дипломной работы | |
4.3. Содержание, введение и заключение дипломной работы | |
4.4. Главы и параграфы | |
4.5. Правила оформления текста, таблиц, рисунков, формул | |
4.6. Оформление сносок | |
4.7. Оформление списка использованных источников и литературы | |
4.8. Оформление приложений | |
4.9. Редактирование текста работы | |
Глава 5. Дипломная работа в виде проекта | |
5.1. Сущность проектного PR исследования | |
5.2. Описание задач проекта | |
5.3. План (программа) проекта | |
5.4. Реализация проекта | |
5.5. Оценка эффективности проекта | |
Глава 6. Дипломная работа в виде аналитического исследования | |
6.1. Основные формы аналитической работы | |
6.2. Показатели качества выполнения аналитической работы | |
Глава 7. Навигатор по PR проблематике | |
7.1. Сфера сервиса, малый бизнес как объект PR исследования | |
7.2. Навигатор по PR проблематике дипломных работ | |
Литература в помощь дипломнику | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи при выполнении дипломной работы студентам-выпускникам специальности «Связи с общественностью» Уфимского государственной академии экономики и сервиса. Но оно также будет полезным и для студентов 1 - 4 курсов данной специальности при написании курсовых работ, аналитических записок, конкурсных проектов и т.д. в качестве общего научно-методического ориентира. По сути, дипломная работа должна представлять собой итог усилий студента не только на последнем курсе, но и на протяжении всего периода обучения в вузе. Ориентация на конечный результат – успешную защиту выпускной квалификационной работы, взятая с первого же курса, без сомнения, будет способствовать успешному профессиональному росту будущего специалиста.
Учебно-методическое пособие составлено таким образом, чтобы познакомить студентов в первую очередь с общим уровнем требований к квалификации специалиста по связям с общественностью (что должно послужить общей системой координат к качеству дипломной работы), а затем с основными (вытекающими из данной системы координат) научными, методическими и организационными требованиями к дипломной работе.
Учебно-методическое пособие направлено на то, чтобы при подготовке дипломной работы выпускник ориентировался преимущественно на решение средствами PR проблем сервиса, малого и среднего бизнеса (который преимущественно охватывает также сферу сервиса). Значительная часть выпускников УГАЭС по данной специальности займут в своей профессиональной деятельности такую быстро развивающуюся и все более востребованную нишу сферу сервиса, как консалтинговые услуги (в составе различных консалтинговых фирм, агентств, или в качестве самостоятельных предпринимателей и работников). Выпускники УГАЭС в силу своей специализации могут выбрать в качестве объекта дипломного исследования различные предприятия и организации, прежде всего те, которые стремятся к ведению цивилизованного, социально ответственного бизнеса. Рекомендуются выполнять дипломные работы на основе исследования деятельности предприятий сервиса (туристические фирмы, гостиницы, рестораны, организация досуга и развлечений, торговля и фирменный сервис (особенно в области компьютерной техники), автосервис, информационный сервис и т.д.), малых и средних предприятий в сфере производства промышленных и потребительских товаров, рекламных, маркетинговых и PR фирм.
Авторы данного учебно-методического пособия – доктор социологических наук Р.Б. Шайхисламов, доцент Н.С. Шайхисламова, старший преподаватель Э.В. Садретдинова.
ГЛАВА 1. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ
Рис. 3.2. Собственные среднедушевые бюджеты доходов по экономическим районам Российской Федерации в 2004 г., руб.
Ссылки в тексте на рисунки оформляют аналогично ссылкам на таблицы.
Все формулы, если их в главе больше одной, нумеруют арабскими цифрами. Номер формулы состоит из двух цифр, разделенных точкой, из которых первая – номер главы, а вторая – порядковый номер формулы в данной главе. Номер указывают с правой стороны страницы на уровне формулы в круглых скобках, например:
Z=X+Y (1.2)
Ссылки в тексте на номер формулы указывают в скобках, например: «…в формуле (1.2)». Одинаковые формулы повторно не нумеруют.
4.6. Оформление сносок
Сноски в дипломной работе должны быть подстрочными. Для оформления сноски (цитата, цифровые данные) в конце цитируемого отрывка ставится арабская цифра, обозначающая порядковый номер сноски на этой странице. Внизу страницы, после основного текста, проводится черта, под которой помещается сноска: порядковый номер, фамилия автора, название источника и его выходные данные (место и год издания), номер страницы, на которую ссылается дипломник. Например:
Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. – М., 2003.–С. 75.
Если на одной странице приводится несколько сносок на один источник, то вторая сноска оформляется таким образом:
Там же, с. 83.
Если сноски на данный источник литературы приводятся на других страницах проекта, их следует оформить так:
Почепцов Г.Г. указ. ист. – с. 117.
Следует отметить, что на каждой новой странице дипломной работы нумерация сносок производится с единицы.
Оформление библиографического материала выпускной работы имеет определенные правила:
а/ подстрочные ссылки наличествуют во всех случаях, когда приводятся высказывания глав правительств и государств, используются официальные документы государств, международных организаций;
б/ обязательно оформление подстрочными ссылками цитат, цифр, других конкретных данных, приводимых в тексте и заимствованных из источников и литературы;
в/ в подстрочных ссылках на монографии указываются с соблюдением принятой пунктуации фамилия и инициалы авторов /автора/, заглавие работы, место и год издания, страница.
г/ в ссылках на статьи, опубликованные в периодических изданиях и сборниках, после фамилии и инициалов автора, названия работы, приводятся название и выходные данные издания;
д/ в ссылках на газеты указываются название газеты, дата, месяц, год;
е/ в ссылках на архивные документы указываются название архива, номер фонда, описи дела, листа.
4.7. Оформление списка использованных источников и литературы
В конце дипломной работы перед приложениями помещают список использованных автором источников и литературы. К использованной литературе относятся книги, статьи или иные источники, которые лил цитировались в дипломной работе, или вошли в обзор научной литературы по той или иной проблеме, сделанной автором дипломной работы.
Список использованных источников и литературы составляется в строгой последовательности по следующим разделам:
1) Официальные документы РФ в хронологическом порядке.
2) Официальные документы других международных организаций и союзов (СНГ, ООН, ЕС, ОБСЕ, НАТО и др.).
3) Источники:
а/ законодательные и другие нормативно-правовые акты, отчёты и статистические сборники, справочные и методические материалы /правила и инструкции/;
б/ публикации документов /сборники и публикации в журналах и газетах/;
в/ обзоры, каталоги, описи.
4) Литература.
Список литературы приводится по алфавиту на русском языке; на иностранных языках по латинскому алфавиту с последовательным указанием автора, названия, места издания, издательства, года, общего количества страниц. Список литературы на восточных языках приводится в оригинале.
Примеры оформления списка использованной литературы.
Официальные документы:
Конституция Российской Федерации: Официальный текст на 15 марта 1996 г. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 63 с.
или
О финансово-промышленных группах: Федеральный закон РФ, 30.11.1995 г., № 190 // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 49. – Ст. 4697.
Монографии:
Под автором
- один автор:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. – М.: Русский язык, 1993. – 495 с.
- два или три автора:
В заголовке приводят имя только одного автора. Перечисление всех авторов обязательно в первых сведениях об ответственности (после косой черты).
Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке / Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. – М.: Наука, 1978. – 201 с.
- четыре автора:
В этом случае библиографическую запись составляют под заглавием. Все четыре фамилии авторов приводятся в первых сведениях об ответственности (после косой черты).
Радио – радиолюбителям / В.Г. Борисов, А.В. Гроховский, Б.Г. Степанов, В.В. Фролов. – М.: Техника, 1988. – 432 с.
- пять авторов:
Библиографическая запись составляется под заглавием. В первых сведениях об ответственности приводят фамилии трех авторов и слово «и др.».
Холодильник в вашем доме / А.В. Антипов, В.Ф. Возный, Б.П. Камовников и др. – М.: Техника, 1999. – 123 с.
Под заглавием
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986. –
590 с.
Отдельный том многотомного издания:
Савельев И.В. Курс физики: в 3 т.: Учеб. для студ. высш. техн. учеб. заведений. Т. 3. Квантовая оптика. Атомная физика / И.В. Савельев. – М.: Наука, 1989. – 320 с.
Составная часть документа:
Статья из журнала
Черников М.В. Концепты правда и истина в русской культуре: проблема корреляции / М.В. Черников // Полис. – 1999. - № 5. – С. 46-58.
Статья из газеты
Яковлев А.Н. Свобода – это наше все..? / А.Н. Яковлев // Российские вести. – 2001. – 24 янв.
Статья из сборника
Абдрахимова Н.Р. Взаимодействие практического психолога образования и специалистов-смежников / М.Р. Абдрахимова // Актуальные вопросы психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 17-21 мая 2001 г. – Воронеж, 2001. – С. 5-7.
Информация из сети Интернет
Ляхтеэнмяки М. Лингвофилософская концепция М.М.Бахтина: о двуединой онтологии языка. // http://humanities.edu.ru/db/glossary/index/html
Важно помнить, что при описании источников литературы необходимо соблюдать принцип единообразия: везде следует указывать издательство и количество страниц в источнике.
4.8. Оформление приложений
Приложения оформляют как продолжение дипломной работы и помещаются после списка использованной литературы. Каждое приложение должно иметь заголовок, написанный полужирным шрифтом. В правом верхнем углу над заголовком обычным шрифтом пишется: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Если приложение оказывается растянутым на несколько страниц, на каждой последующей странице указывают: Продолжение приложения 1, Продолжение приложения 2 и т.д. Если в работе одно приложение, оно не нумеруется.
В приложении могут быть как текстовые материалы (пресс-релизы, статьи, таблицы) и рисунки (графики, диаграммы, схемы и т.д.), которые составлены автором, так и аудио и видеоматериалы, журналы, бюллетени, в производстве которых автор принимал участие, или которые предоставлены дипломнику той или иной организацией.
Видео и аудиоматериалы, журналы, бюллетени вкладываются в отдельную папку.
4.9. Редактирование текста работы
Для дипломной работы по специальности «Связи с общественностью» предъявляются особые требования к стилистике текста. Поскольку дипломные работы выполняются сегодня на компьютере в программе MS Word, существуют возможности автоматической проверки показателей легкости чтения, предназначения текста на определенный уровень образования читателя, числа сложных фраз, благозвучия.
Показатели легкости чтения характеризуют проверенный текст с точки зрения того, насколько текст легко читается и насколько должен быть подготовлен читатель для его прочтения. Данный показатель основан на индексе легкости чтения Флеша. Показатель подсчитывается по среднему числу слогов в слове и слов в предложении и варьируется от 0 до 100. Чем выше значение показателя, тем легче прочесть текст и тем большему числу читателей он будет понятен. Рекомендуемый интервал значений для обычного текста: от 60 до 70.
Уровень образования. Этот показатель основан на образовательном индексе Флеша-Кинсайда и показывает, каким уровнем образования должен обладать читатель проверяемого документа. Подсчет показателя делается на основе вычисления среднего числа слогов в слове и слов в предложении. Значение показателя варьируется от 0 до 20. Значения от 0 до 10 означают число классов школы, оконченных читателем. Следующие пять значений — от 11 до 15 — соответствуют курсам высшего учебного заведения. Высшие пять значений относятся к сложным научным текстам. Рекомендуемый диапазон значений этого показателя: от 8 до 10.
Число сложных фраз. Этот показатель показывает в процентах, какое количество сложных фраз содержится в проверенном тексте. Сложными считаются фразы с относительно большим количеством знаков препинания, перегруженные союзами, местоимениями, прилагательными и так далее. Нормальным количеством сложных фраз можно считать 10 — 20 процентов.
Благозвучие. Данный показатель указывает на удобочитаемость текста с фонетической точки зрения. Подсчет показателя основан на вычислении среднего количества шипящих и свистящих согласных. Интервал изменения показателя: от 0 до 100. Рекомендуемый диапазон значений: от 80 до 100. Этот индекс указывает на удобочитаемость текста с фонетической точки зрения.
ГЛАВА 5. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА В ВИДЕ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1. Сущность проектного PR исследования
По самой своей сути PR всегда нацелен на изменение будущего состояния дел и поэтому является неотъемлемой частью стратегического менеджмента. В качестве таковой PR деятельность связан с разработкой и реализацией такого вида управленческого решения, как проект («projectus» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед»). Любой проект характеризуется следующими чертами. 1. Он направлен на достижение конкретных результатов, которые можно измерить в тех или иных величинах. 2. Он ограничен во времени (имеет свое начало и конец). 3. Он представляет собой систему, т.е. нечто единое целое. Представляя собой объединенное в единое целое различных действий, этапов, создает принципиально большие и новые результаты, чем результаты отдельных действий и этапов самих по себе, вместе взятых. 4. Он всегда является уникальным, неповторимым, поскольку всегда привязан к конкретной ситуации, объекту, всегда является авторским. Поэтому попытки реализовать проект в иных условиях всегда терпит неудачу.
Любой проект делится на определенные этапы (фазы, стадии). В паблик рилейшнз проекты принято делить на четыре этапа. Так называемая система РЕЙС (от англ. RACE: Research, Action, Communication, Evaluation) предполагает, что проект должен состоять следующих взаимосвязанных и последовательно реализуемых этапов: 1. Анализ, исследование и постановка задач. 2. Разработка программы. 3. Осуществление программы. 4. Исследование результатов, их оценка и возможные доработки.
Проектное исследование может быть реализованным полностью (пакет PR мероприятий и рекомендаций внедрен в практику), частично (внедрены в практику отдельные мероприятия и рекомендации) или нереализованным. Если дипломный проект не реализован, то следует детально разработать первые два этапа, а второй и третий этапы необходимо представить в виде проекта реализации программы и проекта оценки эффективности реализации программы.
При написании проекта необходимо знать этапы цикла проекта, основные принципы и задачи управления проектным циклом, механизм интегрированного и логико-структурного подходов и их использование при написании проекта, основы планирования мероприятий и бюджета проекта.
При подготовке PR проекта следует избегать непоследовательности. Она может заключаться в том, что вначале у студента появляется идея проведения каких-либо акций (что относится ко второму этапу), а затем он задумывается о смысле и назначении этих акций (что уже относится к первому этапу). В результате получается, как говорится, «запрягать телегу впереди лошади».
Типичные проблемы и недостатки проектного исследования, которые выпускнику следует учитывать и стараться не допустить в своей работе:
· не обозначена проблема;
· или она обозначена абстрактно, вне анализа ситуации;
· ошибка в постановке проблемы (за проблему выдается то, что не является проблемой, или определена лишь одна сторона проблемы);
· целевая аудитория четко не обозначена и не описана;
· слабо разработана структура общей цели;
· проект является многоцелевым, и, следовательно, распыленным на множество направлений;
· не выработаны допущения (не учитывается влияние на проект различных внешних факторов);
· не разработаны показатели и индикаторы, по которым осуществляется разработка мероприятий и оценивается их результат.
Автор проектного исследования может выделить этапы в соответствии с теми моделями, которые он считает наиболее удобным и эффективным (4 этапа, 6 этапов и др.).
В настоящих методических указаниях приводится пример 4-х этапного PR проекта (см.: Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8-е изд.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М., 2000). Проект представляет собой цикл: Этап 1. Описание задач проекта. Этап 2. План (программа) проекта. Этап 3. Разработка и реализация проекта. Этап 4. Оценка эффективности реализации проекта.
5.2. Описание задач проекта
Этот этап включает в себя:
1. Определение проблемы:
· Постановка проблемы.
· Анализ ситуации.
· Проверка проблемы.
· Выработка гипотез.
2. Сбор информации о проблеме и способах ее решения:
· Пилотажное исследование (разведывательное исследование, использующее преимущественно неформальные методы сбора информации).
· Панельное исследование (исследование, направленное на изучение целевой аудитории, представляющей генеральную совокупность, при помощи выборочного метода (определения выборочной совокупности), использующее преимущественно формальные методы сбора информации).
3. Анализ и интерпретация результатов исследования:
· Статистическая обработка и графическое представление первичной информации.
· Описание, группировка и типологизация информации.
· Объяснение информации (генетическое, причинное, следственное, функциональное, структурное и т.д.).
· Теоретическая интерпретация результатов исследования (проверка гипотез и формулирование теоретических выводов).
Литература по PR в области бизнеса и сервиса
1. Али М. Практический маркетинг и паблик рилейшнз для малого бизнеса. / Мои Али ; [Пер. с англ. В.В. Первушина] СПб.: Нева, 2004.
2. Варакута С А Связи с общественностью: Учеб. пособие / С.А. Варакута, Ю.Н. Егоров М.: ИНФРА-М, 2004
3. Горкина М. Б. PR на 100 %: Как стать хорошим менеджером по PR. / Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004
4. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз: PR / Э. Грин Пер.: (англ.) СПб.: Нева, 2004
5. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 "Связи с общественностью" / Ф. Китчен Пер.: М.: ЮНИТИ, 2004
6. Крылов А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов: Учеб. пособие. М.: Изд-во ИКАР, 2004
7. Бинецкий А Э Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса: Учеб.-практ. пособие / А.Э. Бинецкий М.: ЭКМОС, 2003
8. Блэк С. Паблик Рилейшнз / Сэм Блэк М.: Сирин, 2003
9. Бортник Е М Управление связями с общественностью: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент" / Е.М. Бортник, А.Ю. Никитаева; Под ред. Овчинникова В.Н.; Рост. гос. ун-т Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003
10. Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 "Связи с общественностью" / Фрэнк Джефкинс, Дэниэл Ядин; Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина Пер..- Harlow etc., 1998 (cop) М.: ЮНИТИ, 2003
11. Игнатьев Д. И. Настольная энциклопедия Public Relations Д. / Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. М.: Альпина Паблишер, 2003
12. Капитонов Э А Корпоративная культура и PR: Учеб.-практ. пособие / Э. А. Капитонов, А. Э. Капитонов М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2003
13. Лашко С. И. Международный бизнес: PR и рекламное дело / С.И. Лашко Краснодар: Изд-во Юж. ин-та менеджмента, 2003
14. Мюррей А. PR. / Анжела Мюррей; [Пер. с англ. В. Новикова] Пер.: М.: Гранд: ФАИР-пресс, 2003
15. Олейник И В <Плюс/минус> репутация Рос. опыт репутац. менеджмента / Олейник И. В., Лапшов А. Б. Самара: Бахрах-М, 2003
16. Оливер С. Стратегия в паблик рилейшнз. / Сандра Оливер; [Пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой] Пер. СПб.: Нева, 2003
17. Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике. / Алексей Санаев М.: Ось-89, 2003
18. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности [Учеб. для вузов по экон. специальностям] / И. М. Синяева. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003
19. Ситников А. П. Победа без победителей Очерки теории прагмат. Коммуникаций. / Алексей Ситников, Михаил Гундарин. М.: Консалтинг. группа "ИМИДЖ-Контакт", 2003
20. Стенли А. Карьера в маркетинге, рекламе и PR = Careers in marketing, advertising and public relations / Адела Стенли ; [Пер. с англ. В. В. Первушиной]. СПб.: Нева, 2003
21. Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение [Учеб. пособие для вузов по специальности 350400<Связи с общественностью>]/Л. Н. Федотова СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003
22. Хенслоу Ф. Практическое руководство по паблик рилейшнз: [Пер. с англ.] / Филип Хенслоу Пер.: СПб.: Нева: Экономикс, 2003
23. Шомели Ж. Связи с общественностью = Les relations publiques: [Пер. с фр.] / Жан Шомели, Денис Уисман. СПб.: Нева, 2003
24. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: Курс лекций / И.В. Алешина М.: ЭКМОС, 2002
25. Пашенцев Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики: PR / Е.Н. Пашенцев М.: Финпресс, 2002
26. Сайтэл Ф. П. Современные паблик рилейшнз / Фрэйзер П. Сайтэл; Пер. с англ. [О. В. Дубицкой и др.] М.: Консалтинговая группа "Имидж-Контакт": Инфра-М, 2002
27. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: Интегрир. подход: [Реклама. Паблик рилейшнз. Стимулирование сбыта]./ Дж. Бернет, С. Мориарти СПб. [и др.]: Питер, 2001
28. Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. / Жан-Пьер Бодуан; [Пер. А. В. Полунина] М.: Имидж-контакт: ИНФРА-М, 2001
29. Моисеев В. Паблик рилейшнз. PR: Теория и практика. / Вячеслав Моисеев М.: ВИРА-Р: ОМЕГА-Л, 2001
30. Морозов Ю.В. Прикладной маркетинг: Паблик рилейшнз в системе маркетинга: Лекция. / Ю.В. Морозов, В.А. Алексунин, А.О. Горбачев; М.: Маркетинг, 2001
31. Музыкант В. Л. Реклама и PR - технологии в бизнесе, коммерции, политике: Учеб. пособие по специальностям: "реклама", паблик рилейшнз", "маркетинг", "журналистика". / В. Л. Музыкант. М.: Армада-пресс, 2001
32. Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / Даг Ньюсом, Джуди ВанСлайк Терк, Дин Крукеберг; [Пер. с англ. О.В. Дубицкой и др.] М.: Имидж-Контакт: Инфора-М, 2001
33. Уткин Э.А., сост. Паблик рилейшнз: Связи с общественностью в сфере бизнеса: [Учеб. пособие] Ассоц. авт. и изд. "Тандем"; [Под рук. Уткина Э.А. и др.] М.: ЭКМОС, 2001
34. Антипов К.В. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Учеб.-практ. пособие. / К.В. Антипов, Ю.К. Баженов М.: Дашков и К°, 2000
35. Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. / М.П. Бочаров. М.: Известия, 2000.
36. Василик М А Паблик рилейшнз в России: организации и документы / М. А. Василик, М.С. Вершинин, Л.Д. Козырева; М-во образования Рос.Федерации. С.-Петерб. гос. техн. ун-т СПб., 2000
37. Почепцов Г Г Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов [М.]: Рефл-бук : Ваклер, 2000
38. Лебедева Т Ю Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура : Модели, система ценностей, каналы СМК. / Татьяна Лебедева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999
39. Честара Дж. Деловой этикет : Паблик рилейшнз для всех и для каждого. / Джон Честара; Пер. с англ. Л. Бесковой. М.: Гранд: Фаир, 1999
40. Паблик рилейшнз : Связи с общественностью в сфере бизнеса. Ассоц. авт. и изд. "Тандем" М.: ЭКМОС, 1999
41. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations: 215 прим., 130 учеб. задач и 15 практ. прил. / И. Л. Викентьев СПб.: Бизнес-Пресса, 1998
42. Доти Д.И. Паблисити и паблик рилейшнз [Пер. с англ.] / Дороти Доти. - М.: Информ.-изд. дом "Филинъ", 1998
43. Баркеро К, Хосе Д. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху : Пер. с исп. / Хосе Даниэль Баркеро Кабреро. - М.: Дело, 1997
44. Зверинцев А Б Коммуникационный менеджмент: Рабочая кн. менеджера PR / А. Зверинцев. - СПб.: Союз, 1997
45. Маркичева Т Б Диалог с западным партнером как проблема "паблик рилейшнз". Учеб. пособие. / Т. Б. Маркичева, Н. А. Ножин; М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1997
46. Стровский Д Л Паблик рилейшнз в конфликтных и экстремальных ситуациях : Учеб. пособие по курсу орг. и техники внешнеэкон. деятельности. / Д. Л. Стровский - Екатеринбург, 1996
47. Блажнов Е А Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилиз. рыноч. и обществ. отношений : Учеб. пособие для деловых людей. / Е.А. Блажнов Public relations М.: ИМА-пресс, 1994
48. Щербаков В В Организация коммерческих переговоров: учеб. пособие. / В.В. Щербаков, В.В. Ткач, В.А. Зотов; [СПб.]: Изд-во С.Петерб. гос. ун-та, 2004
49. Мартынов Л М Информационно-коммуникационные системы в менеджменте: Учеб. пособие / Л. М. Мартынов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003
50. Мясоедов С П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учеб. пособие для студентов управленч. и экон. специальностей вузов. / С. П. Мясоедов. - М.: Дело: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2003
51. Бландел Р Эффективные бизнес-коммуникации : Теория и практика в эпоху информации. / Ричард Бландел СПб. и др.: Питер, 2000
52. Демидов В В Информационно-аналитическая работа: Учеб. пособие. / В. В. Демидов; Отв. ред. И. Н. Гомеров; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999
53. Баркер Э Как сделать собрание эффективным: Практ. рук. : Пер. с англ./ Элан Баркер. - Финпресс, 1998
Литература по PR услугам
1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. Модульная программа менеджеров «Управление развитием организации» в 17 моделях. Модуль 12. - М., 1999.
2.Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент: пер. С англ. - 5-е изд. М.-СПб, 1999.
3.Бинецкий А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса: Учеб.-практ. пособие. - М.: ЭКМОС, 2003
4.Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации. - СПб.: Питер, 2000
5.Блэк С. Паблик Рилейшнз. - М.: Сирин, 2003
6.Богданова Е. Л. Информационный маркетинг. Учебное пособие. СПб, 2000.
7.Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. - М.: Дело.
8.Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз: PR / Пер.: (англ.) СПб.: Нева, 2004
9.Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 "Связи с общественностью" / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2003
10. Игнатьев Д.И. Настольная энциклопедия Public Relations - М.: Альпина Паблишер, 2003
11. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. 8-е изд. / Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.
12. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: Учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 "Связи с общественностью". - М.: ЮНИТИ, 2004
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.
14. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М., 2000.
15. Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / Даг Ньюсом, Джуди ВанСлайк Терк, Дин Крукеберг; / Пер. с англ. - М.: Имидж-Контакт: Инфра-М, 2001
16. Олейник И. В. <Плюс/минус> репутация Рос. опыт репутац. Менеджмента. Самара: Бахрах-М, 2003
17. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг / А.С. Ольшевский. – СПб.: Питер, 2003.
18. Посадский А. П. Основы консалтинга: Учебное пособие. М.,1999.
Сайтэл Ф. П. Современные паблик рилейшнз / Пер. с англ. - М.: Консалтинговая группа "Имидж-Контакт": Инфра-М, 2002
19. Стенли А. Карьера в маркетинге, рекламе и PR; СПб.: Нева, 2003
20. Управленческое консультирование: В 2-х т. Пер. с англ. - М., 1992.
21. Уилкокс Д. Л. Как создать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ / Пер. с англ. - М.: ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2004
22. Уткин Э. А. Консалтинг. Учебник. М., 1999. 256.
Хенслоу Ф. Практическое руководство по паблик рилейшнз: / Пер. с англ. - СПб.: Нева: Экономикс, 2003
23. Шомели Ж. Связи с общественностью. - СПб.: Нева, 2003
24. Майстер Д. Советник, которому доверяют / Д. Майстер, Ч. Грин, Р. Галфорд: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
25. Рисиел И.М. Метод McKinsey: использование тактик ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса: Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес Букс, 2004.
26. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина бизнес Букс, 2004.
27. Иванов М., Фербер М. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг. - М.: Альпина бизнес Букс, 2004.
28. Оучи Г.У. Методы организации производства / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1984.
29. Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. – СПб., 1996.
30. Роджерс Э.Р. Агарвала_Роджерс: Коммуникации в организациях. / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1980.
31. Серов А.Г. Страшные тайны PR. Записки PR-консультанта. – СПб.: Питер, 2004.
Блэк С. PR: Международная практика / Сэм Блэк ; Пер. с англ. - М. : Издат. дом "Довгань", 1997.
Василенко А.Б. ПИАР крупных российских корпораций / А. Б. Василенко. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ, 2002.
Паблик рилейшнз: Связи с общественностью в сфере бизнеса. - М. : ЭКМОС; ТАНДЕМ, 2001.
Приемы рекламы и PABLIC RELATIONS. Программы-консультанты / И. Л. Викинтьев. - 7-е изд., доп. - СПб. : Бизнес-Пресс, 2004.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Георгий Георгиевич Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., К. : Рефл-бук; Ваклер, 2000.
Почепцов, Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г. Почепцов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Центр, 2004
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Георгий Георгиевич Почепцов. - 2-е изд., испр. - М., Киев : Рефл-бук; Ваклер, 2000; 2002.
Хейвуд Р. Все о Publik Relations : Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью / Роджер Хейвуд ; Пер. с англ. - М. : Лаборатория Базовых Знаний; БИНОМ, 1999.
PR: Международная практика / Пер. с англ.; Под ред. С. Блэка. - М. : Издат. дом "Довгань", 1997.
Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности : Рекомендовано МО РФ в качестве учебника для студентов вузов / Инга Михайловна Синяева ; Под ред. Г.А. Васильева. - М. : ЮНИТИ, 1998.
Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. - 2-е изд., допол. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002.
Самые успешные РR-кампании в мировой практике / Пер. с анг. - М. : ИМИДЖ-Контакт; ИНФРА-М, 2002.
РR-сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Пер. с анг. - М. : ИМИДЖ-Контакт; ИНФРА-М, 2002.
Хейг М. Электронный паблик рилейшнз = Пер. с анг. В. Кашникова / М. Хейг. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз / И. Л. Викентьев. - 6-е изд., доп. - СПб. : ТРИЗ-ШАНС; Бизнес-Пресса, 2002.
Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Г. Даулинг ; Пер. с англ. - М. : ИМИДЖ-Контакт; ИНФРА-М, 2003.
Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности : Учебник / И. М. Синяева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Олейник И.В. "Плюс/минус" Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента / Игорь Витальевич Олейник, Андрей Борисович Лапшов. - Самара : Бахрах-М, 2003.
Федотова Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение : Учебное пособие / Л. Н. Федотова. - СПб. : Питер, 2003.
Музыкант В.Л. Формирование брэнда средствами рекламы и РR : Учебное пособие / В. Л. Музыкант. - М. : Экономистъ, 2004.
PR - проектирование : Авторефераты дипломных работ первых выпускников специальности "Связи с общественностью" / Под ред. В.Г. Немировского. - Красноярск, 2004
Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение : Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для вузов / Л. Н. Федотова. - СПб. : Питер, 2003.
Тимофеев М.И. Связи с общественностью (Паблик Рилейшнз) : Учебное пособие / М. И. Тимофеев. - М. : РИОР, 2005.
Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов / К. А. Иванова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006.
Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А. В. Ульяновский. - СПб. : Питер, 2005.
Аги У. Самое главное в PR / У. Аги, Кэмерон Г., Уилкокс Д. ; Пер. с англ. - СПб. : Питер, 2004.
Гундарин М. Книга руководителя отдела PR : Практические рекомендации / М. Гундарин. - СПб. : Питер, 2006.
Horst Avenarius. Public Relations = Паблик рилейшнз. Основная форма общественных коммуникаций / Horst Avenarius. - : P