Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие

На рубеже XX-XXI веков общепризнанной целью для всего мирового сообщества, отдельных стран, регионов, городов, предприятий и корпораций стало движение к «устойчивому развитию» (англ. sustainable development), под которым понимается сохранение окружающей среды и экономия природных ресурсов в единстве с социальным и экономическим благополучием в интересах настоящего и будущих поколений. На уровне компаний понятие устойчивого развития фактически совпадает с реализацией концепции корпоративной социальной ответственности.

Принцип устойчивого развития был впервые упомянут в 1987, в отчете "Наше общее будущее" и был назван «глобальной программой изменений». Целями этой программы являются искоренение бедности, здравоохранение для всех, а также удовлетворение потребностей общества в условиях планетарного экологического пространства.

Если давать общее определение концепции устойчивого развития, то это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Здесь во многом, речь идет об обеспечении качества жизни людей.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая.

Экономический подход к концепции устойчивости развития подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал.

2. Социальная составляющая.

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций.

Перед современным бизнесом стоят задачи обеспечения прочных позиций во внутренней и внешней экономике, что создает основу устойчивого развития. В условиях глобализации и открытости рынков такие возможности в значительной мере зависят от уровня конкурентоспособности компаний. Конкурентоспособность сегодня определяется эффективностью использования не только производственных активов и денежных ресурсов, но и нематериальных активов компаний, качеством управления нефинансовыми рисками.

Как уже было сказано, деятельность, которую отражают нефинансовые показатели, отражает широкий круг вопросов, среди них:

• качество менеджмента;

• этика делового поведения;

• структура и результативность социальных инвестиций, связанных с развитием персонала, поддержанием здоровья на рабочем месте, созданием благоприятной среды в территориях присутствия.

Эти факторы определяют общественное лицо компании, и все в большей степени влияют на формирование ее деловой репутации, что имеет вполне определенные экономические последствия.

Первыми с этой проблемой сталкиваются и осознают ее крупные компании, но в современных условиях развития бизнеса она становится актуальной для многих его представителей, стремящихся упрочить свои позиции на рынке и иметь реальные перспективы на будущее. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов всех заинтересованных сторон.

Нельзя не отметить, что устойчивое развитие является понятием, в корне отличным от понятия устойчивости или жизнестойкости отдельной организации. Устойчивое развитие относится к методам удовлетворения потребностей общества. Жизнестойкость отдельной организации может согласовываться, а может и не согласовываться с устойчивым развитием, в зависимости от того, как организация управляется и осуществляет свою деятельность.

Сравнивая принципы устойчивого развития и социальной ответственности, можно сказать, что социальная ответственность ставит перед собой гораздо более скромные цели, и направлена на конкретные организации, а не на весь земной шар. Тем не менее, социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием, т.к. общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое развитие. Ответственность организации за влияние, оказываемое принимаемыми ею решениями и деятельностью на общество и окружающую среду, проявляется посредством обеспечения прозрачности и этичного поведения, которые в свою очередь:

- способствуют устойчивому развитию, здоровью и росту благосостояния общества;

- учитывают ожидания всех заинтересованных сторон;

- соответствуют требованиям законодательства и международным нормам поведения; и

- интегрированы во все сферы деятельности организации и используются в процессе взаимодействия с внешним окружением .

Итак, можно кратко подытожить, какие преимущества имеет социально ответственная компания, действующая согласно принципу устойчивого развития перед остальными компаниями. Ответственность организации позволяет ей:

- продемонстрировать всем заинтересованным сторонам приверженность менеджмента организации требованиям к социальной ответственности;

- обеспечить выполнение законодательных требований в области социальной ответственности;

- повысить и защитить имидж компании;

- повысить имидж бренда;

- интегрировать управление социальной ответственностью с действующими системами менеджмента

- управлять рисками, возникающими в социальной сфере;

- улучшить условия труда, повысить заинтересованность работников, моральный климат в коллективе;

- получать значительные экономические выгоды от снижения расходов на оплату штрафов за нарушения законодательства в области социальной ответственности;

- привлечь новые инвестиции в качестве социально–ориентированной компании;

- получить свободный доступ на дополнительные рынки, требованием для вступления в которые является международно-признанная система социальной ответственности;

- улучшить взаимоотношения компании с государством, получить преимущество при участии в государственных проектах;

Современные международные стандарты корпоративной социальной ответственности и не финансовой отчетности в области устойчивого развития предусматривают принципы и процессы эффективного и стабильного устойчивого развития. Так, один из наиболее популярных в мире и в России стандарт АА1000S таким образом представляет модель последовательного и системного взаимодействия современной социально ответственной компании со своими стейкхолдерами.

Другой международный стандарт — Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития, GRI — предусматривает систему показателей по всем направлениям устойчивого развития в соответствии с концепцией «триединого итога». Уже третье поколение этого стандарта отчетности G3 (введен в действие в конце 2006 года) включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих в первую очередь стейкхолдерам, а также широкой общественности правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании.

На середину 2007 года международной отчетностью в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития уже охвачено более 3900 ведущих компаний мира, среди которых есть и российские компании. Активную поддержку этому процессу оказывает РСПП, разработавший Социальную хартию российского бизнеса, а также создавший национальный регистр нефинансовых отчетов российских компаний. Кроме этого, РСПП является основным «проводником» идей Глобального договора ООН с его десятью принципами ответственного ведения бизнеса, совпадающими с основополагающими элементами концепции корпоративной социальной ответственности и принципами международных стандартов GRI и АА1000S.

В России социальная ответственность рассматривается и используется как важная область корпоративной деятельности многими компаниями. Однако, как правило, корпоративная социальная ответственность трактуется узко и несистемно: как благотворительность и спонсорство, как помощь социально незащищенным группам населения в регионах присутствия, как разовые акции поддержки в областях культуры, спорта и образования. Не случайно в большинстве этих компаний КСО — это составная часть PR.

Но за последнее пятилетие появилась группа ведущих российских компаний, внедряющих КСО в соответствии с международными стандартами, используя ее как новейший инструмент управления капитализацией и своими нефинансовыми рисками в системе корпоративного управления. В этой группе примерно семьдесят нефтегазовых, энергетических, металлургических, химических, целлюлозно-бумажных и пищевых компаний, среди которых, «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и т.д.

Социальная ответственность российских компаний определяется в соответствии с законодательно предусмотренными и добровольными действиями, находящимися в постоянном процессе совершенствования. Здесь мне представляется целесообразным предложить новое, более системное определение корпоративной социальной ответственности, оттеняющее конкретный и прикладной характер этой деятельности компаний. КСО — это система последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия.

Исходя из такого понимания корпоративной социальной ответственности, корпоративное управление — это система и процесс взаимоотношений, а также совокупность принципов, правил и процедур взаимодействия между собственниками (акционерами) компании, ее советом директоров, ее менеджментом и другими заинтересованными сторонами внутри и во внешнем окружении предприятия. Иерархию инструментария корпоративной социальной ответственности в корпоративном управлении тогда можно представить следующим образом:

- Миссия и ценности, Кодекс корпоративной этики;

- Стратегия компании, в том числе цели устойчивого развития (экономические, экологические и социальные);

- Концепция управления нефинансовыми рисками и взаимодействия со стейкхолдерами;

- Мероприятия по КСО и устойчивому развитию;

- Социальная (по устойчивому развитию) отчетность;

- Коммуникации (PR, Интернет, межсекторное партнерство).

Таким образом, в процессе работы над этой главой я пришла к выводу о том, что устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает в себя рассмотрение экономических, экологических и социальных факторов, а также их взаимосвязь при принятии организацией управленческих решений и деятельности в целом. Социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием, т.к. общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое развитие.

Кодексы корпоративной этики

Как уже было сказано выше, миссия и ценности компании, изложенные в этических кодексах, играют важную роль в иерархии инструментария корпоративной социальной ответственности. Их реализация также требует немалых материальных вложений.

Примерная стоимость бюджета на социальные программы для крупных транснациональных компаний составляет в среднем около 100-150 млн. долл. в год. Например, компания IBM в последние годы тратит ежегодно значительные средства на поддержку образования, в том числе высшего, во всех регионах мира; на поставку новых технологий, компьютерного оборудования и программного обеспечения; оказание технической экспертизы, различного рода услуг. Кроме того, корпорация выделяет средства на программы развития здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды и т.п. В этическом кодексе IBM можно прочитать, в частности, что «ни одна компания не может преуспевать, если она является частью неблагополучного общества, и не может быть процветающего общества, если в нем не хватает образованных людей».

Этический кодекс ТНК-ВР

Приведя в качестве примера этические кодексы зарубежных компаний, я не могу не упомянуть российские кодексы.

Рассмотрим этический кодекс нефтяной компании, которая образовалась благодаря слиянию российской Тюменской нефтяной компании и части активов British Petroleum (BP). Кодекс ТНК-ВР был разработан на основе методов ведения бизнеса трех компаний предшественниц – ТНК, Сиданко и ВР.

В преамбуле кодекса сказано, что ТНК-ВР надеется, что все сотрудники компании, независимо от должности и места работы, будут хорошо знать и соблюдать положения настоящего кодекса. Сам кодекс был согласован и скорректирован руководителями высшего звена компании и состоит из трех уровней. На первом уровне представлены пять Программных обязательств, в общих чертах излагающих стратегическую концепцию деятельности компании.

Деловая практика компании включает в себя пять областей:

 Этика ведения бизнеса.

 Сотрудники.

 Отношения со сторонними организациями.

 Охрана труда, безопасность и защита окружающей среды.

 Контроль и финансы.

Настоящие программные обязательства являются основой, на которой ТНК-ВР будет строить и вести свою деятельность.

В рамках второго уровня разработаны Политики компании, в которых более подробно описываются пути реализации программных обязательств. Они устанавливают рамки приемлемой практики для всех сфер деятельности ТНК-ВР, а также поясняют, что можно ожидать от сотрудничества с ТНК-ВР; на третьем уровне представлены протоколы, производственные процедуры и инструкции, в которых, в частности, подробно описывается выполнение Политик компании.

Рассмотрим выдержки из программных обязательств, сформулированных в кодексе ТНК-ВР, относящихся к этике бизнеса, сотрудникам, охране труда, безопасности и защите окружающей среды.

Этика ведения бизнеса.

ТНК-ВР осуществляет свою деятельность на основе безупречной репутации, уважения к другим культурам, достоинству и правам человека во всех регионах деятельности компании. В своей деятельности ТНК-ВР будет:

1. неукоснительно соблюдать законодательство РФ;

2. обещать только то, что она способна сделать, брать на себя только те обязательства, которые она непременно выполнит;

3. никого не вводить в заблуждение преднамеренно;

4. не попустительствовать коррупции;

5. не участвовать в каких-либо неприемлемых видах деятельности;

6. не допускать насилия и никогда не наносить преднамеренного вреда кому бы то ни было.

Компания будет требовать, чтобы сторонние организации, действующие от имени ТНК-ВР, выполняли аналогичные обязательства.

Сотрудники.

Все сотрудники и руководители обязаны использовать активы компании только для укрепления и развития бизнеса компании, не стремясь к личной выгоде путем злоупотребления своим должностным положением. ТНК-ВР уважает права и достоинство всех сотрудников. ТНК-ВР признает и высоко оценивает вклад всех сотрудников в дело создания сильной и успешной компании. Объединение профессиональных навыков, умений и творческого потенциала сотрудников позволит компании:

1. стимулировать появление новых возможностей для развития бизнеса;

2. сформировать вдохновляющую рабочую атмосферу, в которой каждый сотрудник будет чувствовать ответственность за результаты деятельности и репутацию компании;

3. построить новую корпоративную культуру, основанную на прочном фундаменте структур, на базе которых была создана ТНК-ВР;

4. создать рабочую среду, где будут царить взаимное доверие и уважение.

Сотрудники имеют право:

1. знать свои должностные обязанности;

2. вести открытое и конструктивное обсуждение качества и эффективности своей работы;

3. получать содействие во всестороннем развитии своих способностей и профессиональном росте внутри компании;

4. получать признание и высокую оценку своих заслуг перед компанией;

5. вносить предложения, направленные на повышение эффективности работы коллектива;

6. рассчитывать на внимание компании к своим личным обстоятельствам при выполнении служебных обязанностей.

Безопасность, охрана здоровья и окружающей среды.

Все сотрудники ТНК-ВР несут ответственность за выполнение требований, связанных с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды во всех регионах деятельности компании. Четкое соблюдение требований, безопасности, охраны труда и условий труда всех сотрудников компании играет ключевую роль в успехе ее деятельности. Цели ТНК-ВР в области безопасности, охраны здоровья и окружающей среды предельно ясны – это, прежде всего:

1. отсутствие несчастных случаев на производстве;

2. отсутствие аварий на производстве;

3. бережное отношение к окружающей среде.

Компания будет постоянно стремиться к уменьшению воздействия производственной деятельности на окружающую среду и здоровье работников путем сокращения производственных отходов, а также экономного расходования энергии. ТНК-ВР будет производить качественные продукты, безопасные для потребителей. Она будет соблюдать нормы безопасности транспортных перевозок. Все руководители компании будут нести ответственность за достижение целей и выполнение требований в области безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, четкое распределение ролей и обязанностей, выделение ресурсов и принятие необходимых мер, анализ и постоянное совершенствование практики обеспечения безопасности, охраны здоровья и окружающей среды в ТНК-ВР.

Даже по приведенным выдержкам понятно, что кодекс ТНК-ВР выглядит очень солидно, декларирует вполне здравые и осуществимые на практике цели деятельности и соответствует уровню аналогичных кодексов крупных зарубежных нефтяных компаний.

Кодекс «ЛУКОЙЛ».

В другой крупнейшей нефтяной российской компании «ЛУКОЙЛ» существует не этический, а социальный кодекс, в котором речь идет непосредственно о социальной ответственности компании. Это один из наиболее подробных и хорошо разработанных кодексов подобного рода. В преамбуле «Социального кодекса ОАО «ЛУКОЙЛ» говорится: компания является «ответственным корпоративным членом общества и добросовестным участником рыночного хозяйства. Сочетая эти две миссии, ОАО ЛУКОЙЛ (далее - компания) добровольно и в инициативном порядке принимает на себя нижеследующие обязательства по социально ответственному поведению перед всеми сторонами, интересы которых затрагивает деятельность компании». Сам социальный кодекс ЛУКОЙЛ состоит из трех частей.

1. Корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам группы ЛУКОЙЛ.

Социально ответственное регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений, включая политику оплаты и мотивации труда, безопасности труда, социальную политику в отношении молодых работников, охрану здоровья работников и их семей, жилищную политику, медицинское страхование, пенсионную политику и многие другие вопросы.

2. Социально ответственное участие компании в жизни общества.

1) Развитие монопроизводственных населенных пунктов.

2) Природоохранная деятельность.

3) Развитие науки, образования, технологии и инноваций.

4) Сохранение национально-культурной самобытности.

5) Поддержка культуры и спорта.

6) Содействие социальным группам и общественным объединениям, нуждающимся в поддержке.

7) Благотворительная деятельность Компании и работников.

3. Экономическая основа социальных инициатив.

Контроль над социальными расходами, формы участия в содержании социальных объектов, повышение эффективности социальных услуг, социально ответственного инвестирования и т.п.

Такой кодекс, включающий конкретные обязательства компании по отношению к своим сотрудникам, инвесторам, клиентам и добровольные инициативы в области благотворительности, на мой взгляд, вполне достоин самой компании. Можно быть уверенным, что все, что там декларировано, реально выполняется.

Социальная отчетность

Как бы ни правдоподобно и солидно выглядели кодексы, все же главным пунктом социально ответственной деятельности компаний является социальный отчет.

Социальная отчетность в широком понимании – это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но и социальные и экологические показатели.

Корпоративный социальный отчет – это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

В особенности это важно, если мы говорим о крупных корпорациях, градообразующих предприятиях или производителях, имеющих разветвленную сеть филиалов и подразделений. Содержащаяся в социальных отчетах информация свидетельствует о приверженности таких компаний концепции корпоративной ответственности, которая включает в себя заботу не только о своих работниках, но и участие в социально-экономическом развитии территории своего присутствия. Многие компании относятся к такого рода затратам как к социальным инвестициям, направленным на улучшение качества жизни, совершенствование механизмов социально-экономического развития и повышение конкурентоспособности регионов, что создает благоприятные условия для развития бизнеса самих этих организаций.

Нефинансовый (социальный) отчет является одним из инструментов повышения качества корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку деятельности компании. Одновременно он может служить средством повышения прозрачности деятельности компании и улучшения диалога с социальными партнерами. Также социальный отчет является способом общения компании с внешним миром, демонстрирует умение видеть риски и предпринимать своевременные и адекватные действия по их снижению и предупреждению.

Первые социальные отчеты были сделаны европейскими компаниями еще в 70-х годах прошлого века. За прошедшие сорок лет количество нефинансовых отчетов в разных отраслях и странах продолжает расти.

Наибольшее распространение нефинансовая отчетность получила в Европе (лидер – Великобритания) и Северной Америке. А В Канаде этот процесс происходил даже более активно, чем в США. В азиатском регионе активно подключились к процессу отчетности компании Японии и Южной Кореи. Также проявляет активность Австралия. Понимание того, что в глобальной экономике оставаться в стороне от общих процессов, - верный путь к потере конкурентоспособности, существенно расширило географию нефинансовой (социальной) отчетности. Россия также включилась в этот процесс.

Ведущими специалистами в области социальной ответственности был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета, аудита и отчетности:

· Стандарт ответственности института AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности) АА100, основанный на принципе отчетности с тройным итогом Джона Элкингтона;

· Учет связанной с устойчивостью системы отчетности;

· Руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности;

· Руководство по мониторингу Verite;

· Международный стандарт социальной ответственности SA8000;

· Сертификация (стандарт) зеленого глобуса;

· Стандарт экологического управления ISO 14000;

· Глобальный договор ООН помогает компаниям отчитываться в формате Информации о ходе выполнения. Отчет о ходе выполнения описывает реализацию компанией десяти универсальных принципов Договора.

· Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН обеспечивает добровольное техническое руководство по показателям экономической эффективности, отчетности по корпоративной ответственности и раскрытии информации о корпоративном управлении.

Что касается России, то в зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности осуществляется в нашей стране в пяти основных видах:

- специальный раздел в годовом отчете;

- социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов корпоративной социальной ответственности;

- экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, показатели и затраты на экологическую политику;

- отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;

- отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.

В России сегодня преимущественно выпускаются социальные и экологические отчеты. Они выходят отдельными изданиями, а также публикуются на сайте компании. Благодаря тому, что выпуск нефинансовых отчетов в нашей стране является добровольной инициативой, компании самостоятельно определяют, какие системы отчетности и показатели использовать. Можно также отметить, что анализ отчетов, проведенный департаментом корпоративной социальной политики РСПП, показывает, что в отчетах отечественных компаний большое внимание уделяется благотворительности и спонсорству, вопросам социальной и экологической политики, а также программам развития территорий.

Наши рекомендации