Практическое занятие № 4. Франчайзинг в бизнесе
Цель работы:расчет стоимости франшизы.
Методические указания по выполнению практической работы
Франчайзинг – это смешанная форма содружества крупных и мелких предпринимателей, или фирм. При этом «крупняки», имеют привилегию действовать за «мелких» участников франчайзы.
Выгодность франчайзинга обусловлена, помимо повышения прибыльности, еще и снижением налогов. Также к несомненным плюсам франчайзинга можно отнести и то, что рынок сбыта расширяется, увеличивается товарооборот за счет увеличения объемов продаж.
Возрастает в несколько раз территория, охваченная деятельностью компании, состоящей в семье. Отсутствуют расходы, идущие на содержание вертикальной сети управления, вы вкладываете меньше собственных средств.
Возрастает престиж фирмы, растет доверие со стороны потребителей к качеству выпускаемой или продаваемой компанией продукции. Единообразие ассортимента, предлагаемого компанией, также способствует повышению прибыли.
Например. Стоимость франшизы определяется следующими затратами (в таблице). Рассчитайте стоимость франшизы для вновь создаваемого предприятия.
Задание 2. Имеются следующие данные:
Показатель | Цена, руб |
Площадь арендуемого помещения | |
Стоимость аренды помещения, за 1 м² | 1148,0 |
Стоимость торгового оборудования, системы безопасности (выплата ежемесячно в течение года) | |
Ежемесячный заказ коллекций одежды 25 % от выручки | |
Расходы на доставку и таможенный сбор | |
Резервный фонд на старт, рекламу, ремонт помещения | |
Стоимость франшизы | 25000$ |
Заработная плата, налоговые отчисления | |
Отчисления франчайзи | 10 % от стоимости франшизы |
Итого расходы | |
Предполагаемая выручка в день |
Рассчитайте чистую прибыль в месяц по указанным данным, а также при выручке 30000 руб. в день.
Контрольные вопросы:
1. Понятие франчайзинга;
2. Выгодность франчайзинга;
3. Порядок расчета стоимости франшизы.
Самостоятельная работа № 2.Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг
План изучения:
1. Брокерская деятельность
2. Дилерская деятельность
3. Клиринговая и депозитарная деятельность
* Изучив эту тему, вы узнаете:
- о видах профессиональной деятельности на рынках ценных бумаг
Основные понятия и термины:
Брокерская деятельность, дилерская деятельность, клиринговая деятельность
Контрольные вопросы и задания:
1. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
2. Брокерская деятельность, характеристика брокерской деятельности
3. Сущность дилерской деятельности
4. Клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг
5. Депозитарная деятельность, ее характеристика.
Самостоятельная работа № 3.Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг
План изучения:
1. Понятие рынка банковских услуг, виды рынков
2. Понятие кредитной организации, виды банковских операций, право на осуществление банковских операций
* Изучив эту тему, вы узнаете:
- понятие рынка банковских услуг, виды рынков банковских услуг, определение кредитной организации, виды услуг, оказываемых кредитными организациями, разрешение на оказание банковских услуг.
Основные понятия и термины:
Рынок банковских услуг, кредитная организация
Контрольные вопросы и задания:
1. Определение рынка банковских услуг
2. Виды рынков банковских услуг
3. Понятие кредитной организации
4. Виды банковских операций
5. Организация, дающая право заниматься оказанием банковских операций.
Самостоятельная работа № 5. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения
План изучения:
1. Предпринимательская деятельность в сфере образования
2. Реализация платных образовательных услуг
3. Реализация основных фондов и иного имущества
4. Внереализационные доходы образовательного учреждения
* Изучив эту тему, вы узнаете:
- об общих подходах к определению предпринимательской деятельности в сфере образования,
Контрольные вопросы и задания:
1. Правовые положения об определении предпринимательской деятельности в сфере образования
2. Виды платных образовательных услуг
3. Реализация основных фондов и иного имущества
4. Виды внереализационных доходов образовательного учреждения.
Лекция 7,8. Внутрифирменное предпринимательство (интрапренерства).
Содержание темы:
1. Сущность, цели и основные задачи внутрифирменного предпринимательства.
2. Факторы успешного развития интрапренерства.
3. Сеть поддержки интрапренерства на предприятии.
4. Этапы становления интрапренерства на предприятии.
5. Ресурсы внутрифирменного предпринимательства (финансирование, кадровая политика, аренда помещения).
1. Главной целью внутрифирменного предпринимательства является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности общества в рамках существующей коммерческой организации, а главной целью интрапренера является максимизация возможностей предпринимательства в условиях действующей коммерческой организации.
Цели внутрифирменного предпринимательства формируются в условиях внутренней среды коммерческой организации под воздействием внешней среды. Это может быть:
· потребность в получении денежных средств для устойчивого развития
коммерческой организации;
· потребность в создании ресурсной базы для перспективного развития
коммерческой организации;
· желание получить дополнительную прибыль к имеющейся.
Целью внутрифирменного предпринимательства является также обеспечение
интересов организации и интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.
Для развития внутрифирменного предпринимательства в действующей организации традиционного типа необходимо обеспечить дух предпринимательства и механизм реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для
предпринимательской деятельности.
В задачи интрапренера может входить:
· реализация возможностей улучшения продукции (работ, услуг);
· поиск новых методов организации производства и новых технологий;
· разработка совершенно новых видов продукции (работ, услуг), создание при этом новых рынков.
Задачи предпринимательской деятельности и их решения, способствующие
достижению поставленных целей, можно разделить на три направления:
Первое направление – это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя.
Второе направление – комплекс задач по решению формирования эффективности предпринимательской деятельности, которая осуществлялась или же только стала осуществляться.
Третье направление – как эффективная, так и справедливая предпринимательская деятельность. Это происходит тогда, когда реализуется второе направление.
2.
3.Основная роль в организации и функционировании внутрифирменных предпринимательских структур отводится интрапренеру. Интрапренер – это предприниматель, добившийся реализации своих новаторских идей, принесший организации дополнительный доход и действующий внутри данной корпорации как владелец собственного подразделения.
Важным условием обеспечения эффективной работы предпринимательской структуры необходимо создание сети поддержки интрапренеров.
Первое слагаемое этой сети – финансовое обеспечение рискованных проектов. Это могут быть общекорпоративные средства на научные разработки, средства предпринимательских подразделений, специальные инновационные фонды для финансирования предпринимательских проектов.
Второе слагаемое сети поддержки – организационное обеспечениеинтерпренерства. Базовая организация может создавать специальные структурные подразделения: отделы нововведений, венчурные группы, консультационные службы и т.д. В их задачи входит выявление инициативных творческих работников, ценных научно-технических идей, проведение научно-технической экспертизы предлагаемых идей, поддержка наиболее ценных проектов, позволяющих получить больший эффект с минимальными издержками. При реализации интрапренерами наиболее эффективных инновационных проектов руководители некоторых организаций иногда поощряют «скрытое» интрапренерство, или бутлегерство. При этом уменьшается контроль над инициативными, предпринимательски настроенными работниками. Им предоставляется возможность использования рабочего времени, научное оборудование и материалы для выполнения задач по проекту.
4.Процесс становления интрапренерства включает следующие этапы:
1. Анализ потребности организации в создании дополнительного бизнеса и ее возможностей по развитию этого бизнеса. На этом этапе проводится анализ работы базовой организации, выявляются наиболее важные проблемы, анализируются сложившаяся специализация производства, уровень спроса на продукцию и каналы ее реализации, выявляются потребности в выпуске дополнительной продукции (работ и услуг), определяются материально-технические, финансовые, кадровые возможности для интрапренерства, устанавливаются резервы использования оборудования, площадей, сырья, трудовых ресурсов.
По доступности для интрапренера выделяют следующие виды ресурсов:
· имеющиеся в наличии свободные ресурсы: неиспользуемые площади, оборудование, техника, сырье, находящиеся в отпуске без сохранения содержания работники, неиспользуемые природные запасы и т.д.;
· плохо используемые ресурсы;
· неинтенсивно используемые ресурсы.
После выявления резервов разрабатываются мероприятия по их использованию в новых предпринимательских структурах.
2. Разработка бизнес-плана предложенного интрапрнером проекта. При составлении бизнес-плана рассматривается несколько вариантов реализации проекта и выбирается оптимальный из них.
3. Организационно-правовое оформление предпринимательской структуры. В качестве вариантов оформления организационно-правового статуса рассматриваются:
· хозрасчетные подразделения, работающие на принципах самоокупаемости в составе организационной структуры базовой организации;
· малые предприятия, дочерние общества, функционирующие в рамках организации-учредителя на принципах самофинансирования;
· предпринимательские структуры, обладающие полной финансовой самостоятельностью, действующие вне состава головной организации, но связанные с ней системой договорных отношений.
Не менее важные вопрос – оформление нормативно-правовых документов, регламентирующих становление и функционирование предпринимательских структур («Положение о внутрихозяйственном структурном подразделении», «Положение о внутрифирменном предпринимательстве», «Положение о внутрихозяйственных экономических отношениях», «Учредительный договор предпринимательской структуры и базовой организации», договоры аренды факторов производства, купли-продажи, поставки сырья (побочной, сопряженной продукции, отходов основного производства) и другие договоры).
4. Формирование материально-технической и ресурсной базы интрапредпринимательства. Этот этап включает следующие мероприятия:
· подбор (получение) или покупка интрапренером помещения;
· получение от учредителя в аренду, по договору лизинга или покупка оборудования;
· строительство собственных производственных объектов;
· закупка сырья, материалов, заключение договоров на новые поставки.
Работа интрапренера с персоналом включает:
· подбор и найм работников, заключение с ними трудовых контрактов,
· обучение персонала новым технологиям,
· организацию рабочих мест,
· расстановку работников по рабочим местам,
· составление графиков работы,
· разработка и утверждение положения об оплате труда.
5. Организация внутрифирменных (внутрихозяйственных) экономических отношений. В основу этих отношений положен договор интрапренера с администрацией организации на поставку продукции или выполнение работ и услуг.
Кроме того, интрапренеры могут вступать в экономические отношения с внешними заказчиками, самостоятельно заключать договоры и своими силами реализовать произведенную продукцию. Такими заказчиками для интрапренера могут стать индивидуальные застройщики, фермерские хозяйства и т.д.
На начальном этапе развития интрапредпринимательства наиболее приемлемым для интрапренера является договор с администрацией организации-учредителя. Согласно договору администрация обязуется своевременно принять и оплатить продукцию по ценам договоренности; в ее обязанности входит также обеспечение предпринимательской структуры за плату необходимыми материальными ресурсами, техникой, консультирование, оказание помощи в ремонте, строительстве и т.д. В свою очередь интрапренеры обязуются своевременно поставлять продукцию (работу и услуги), оплачивать арендуемые помещения, технику, используемые материальные ресурсы (воду, электроэнергию), отходы основного производства, побочную продукцию.
6. Еще одним важнейшим условием развития интрапренерства остается наличие финансовых, материальных ресурсов, обеспечивающих разработку или приобретение новых технологий, оборудования, а также квалифицированного персонала, нацеленного на гибкое восприятие нового и способного к постоянному профессиональному росту. Немаловажное условие состоит также в том, что персонал должен быть сплочен единой идеей повышения конкурентоспособности предпринимательской организации как фактора обеспечения корпоративного благосостояния.
Подведя итоги вышесказанному, сформулируем условия развития интрапренерства:
• формирование духа предпринимательства – воспитание в коллективе стремления к новаторству, постоянному совершенствованию, соревновательности, стимулирование творчества, повышения культуры производства;
• создание эффективного механизма интрапренерства – повышение квалификации персонала, резервирование материальных и финансовых ресурсов, совершенствование организационной структуры, оптимизация информационных связей внутри предприятия.
Контрольные вопросы:
1. Цели внутрифирменного предпринимательства;
2. Задачи внутрифирменного предпринимательства;
3. Предпосылки развития интрапренерства;
4. Основные условия поддержки интрапренерства;
5. Этапы становления интрапренерства;
6. Условия развития интрапренерства.
Практическое занятие № 5.. Расчет потребности в материально-технических ресурсах
Цель работы: научиться определять потребность в МТР по предприятию и составлять материальный баланс.