Практическое занятие № 1. Расчет конкурентоспособности организации нефтегазодобывающей отрасли
Цель работы: научиться определить конкурентоспособность продукции на основании бальной системы оценок (по оценочным показателям).
Методические указания по выполнению практической работы
Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента, являющегося необходимым элементом банка данных маркетинговой. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:- численность персонала;- структура прямых и накладных расходов;- сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий;- капиталовложения в основной капитал и запасы;- объем продаж. Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента. Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке. Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы. Для выявления слабых и сильных сторон предприятий-конкурентов можно воспользоваться методикой анализа закрепления, которая учитывает представление потребителей о продукции компании и её конкурентов. Обычно эта методика используется для проведения анализа на рынках потребительских товаров. На основе анализа закрепления целесообразно проводить внутренний анализ, нацеленный на выявление несоответствия сложившихся представлений в компании о внешней действительности, с тем, чтобы заставить персонал внутриорганизации понять и принять необходимость изменений. В результате оценки сильных и слабых сторон каждого конкурента (их стратегий и целей) конкуренты ранжируются по «ключевым факторам успеха» (КФУ), под которыми подразумеваются наиболее существенные характеристики рынка, фирмы, конкурентов.Методика расчета конкурентоспособности предприятия:
1. Разработка бальной шкалы оценки параметров организации:
Бальная шкала оценки организации: баллы
- месторасположение 40
- наличие парковки 20
- качество обслуживания 20
- режим работы 5
- вид обслуживания (традиционный, самообслуживание) 10
- реклама организации 5
Итого 100
2. Определение коэффициента весомости по каждому параметру:
kвес = Ri : Rn,
где Ri- сумма баллов всех конкурентов по одному параметру;
Rn - сумма баллов всех конкурентов по всем параметрам.
3. Определение общей бальной оценки по каждому конкуренту:
Х п= Σ (kвес· i ),
где i – бальная оценка каждого показателя по конкуренту.
Для расчета показателей коэффициента весомости и общей бальной оценки используем расчетную таблицу:
Параметры | k вес | Конкуренты | R i | ||||
К1 | Кн | К3 | К4 | К5 | |||
Месторасположение | 0,16 | ||||||
Наличие парковки | 0,13 | ||||||
Качество обслуживания | 0,19 | ||||||
Режим работы | 0,15 | ||||||
Вид обслуживания | 0,17 | ||||||
Реклама | 0,20 | ||||||
Х п | 9,4 | 8,2 | 7,3 | 7,9 | 8,4 | ||
Σ | 1,0 | R n=242 |
Х 1 = 0,16 · 10 + 0,13 · 8 + 0,19 · 10 + 0,15 · 8 + 0,17 · 10 + 0.2 · 10 = 9,4
Х н = 8,2
·
·
Х н = 8,4
4.Определение коэффициента конкурентоспособности:
К = Кн: Кк,
гдеКн– конкурентоспособность нашего товара (предприятия);
Кк– конкурентоспособность товара конкурента (предприятия).
Кк1 = 8,2 : 9,4 = 0,872
·
·
К 5 = 8,2: 8,4 = 0,976
Если, К ≤ 1, то предприятие конкурентоспособное, если наоборот К ≥ 1, то предприятие не конкурентоспособное, наше предприятие превосходит по рассматриваемым параметрам предприятие - конкурент.
Задание. Оцените конкурентоспособность организации (по выбору):
- занимающейся добычей нефти и газа;
- нефтеперерабатывающий завод;
- реализацией нефтепродуктов.
Контрольные вопросы:
1. Понятие конкурентоспособность организации;
2. Расчет коэффициента весомости;
3. Расчет общей бальной оценки по конкуренту;
4. Определение коэффициента конкурентоспособности.
Самостоятельная работа № 1.Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII – XIX вв.
План изучения:
1. Теория предпринимательства А.Смита и Ж. Сэй
2. Теория М.Вебера и В.Зомбарта
3. Кейнсианская школа о предпринимательстве
4. Развитее теории предпринимательства в России
* Изучив эту тему, вы узнаете:
- о научных направлениях развития предпринимательства зарубежных ученых, теориях предпринимательства российских ученых.
Основные понятия и термины:
Предпринимательство, предприниматель.
Контрольные вопросы и задания:
1. Экономические теории предпринимательства в 18 веке
2. Цивилизованное предпринимательство 20 века.
Лекция № 3,4. Предпринимательская идея и ее реализация
Содержание темы:
1. Предпринимательская идея и ее выбор.
2. Принятие предпринимательского решения.
3. Необходимость бизнес-планирования.
4. Виды рисков функционирования предпринимательской единицы и пути их снижения.
1.Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес фирмы-производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной
экономической формы.
Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка свозможностями предпринимателя.
Выступая в качестве особого вида экономической активности, предпринимательство
на начальном этапе связано только лишь с идеей – результатом мыслительной
деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного
фактора. Инновация –нечто воспринимаемое как новое, как нововведение.
Нововведение –процесс, в ходе которого изобретение или открытие доводится до стадии практического применения и начинает давать экономический эффект, новое приложение научно-технических знаний, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса, обеспечивающих рыночный успех, запуск в производство нового продукта. Под новшествомпонимается новая система управления производством и качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий; то тоже инновационные моменты.
В предпринимательстве принято рассматривать два основных элемента:
- новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию;
- действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
Новаторская инновационная деятельность как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте или технологии и дальнейшее распространение нововведения представляет собой следующие этапы:
Первый –отбор новых идей, знаний, новых продуктов, услуг, операций, принципов
организации как результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты, то есть этап новаций.
Вторым этапом становится внедрение, введение новации в практическую
деятельность, то есть нововведение (инновация).
Третий этап – диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение
уже однажды освоенной, реализованной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.
Обязательной составной частью предпринимательского проекта является технико-экономическое обоснование (бизнес-план) трансформации идеи в предприятие, позволяющее реализовать идею.
2.Для принятия предпринимательского решения (см. схему 8) необходимо иметь информацию о соотношении на конкретном рынке между спросом и предложением продукта, который заложен в предпринимательском проекте. Выявление такого соотношения дает возможность предпринимателю принять решение о целесообразности реализации идеи.
Если анализ показывает, что спрос на данный товар превышает предложение, то составляется бизнес-план с точными расчетами потребностей в ресурсах и выявление эффекта от реализации экспериментальной идеи.
После определения размера первоначального (стартового) капитала, то есть тех
финансовых вложений, без осуществления которых процесс реализации идеи невозможен, осуществляется выбор инвестора.
Когда предприниматель, реализующий предпринимательскую идею, является
инвестором, то сложностей в выборе организационно-правовой формы коммерческой организации не предвидится. Если же инвестор привлекается со стороны, то необходимо согласовать степень участия предпринимателя и инвестора, а также их статус
Перед принятием предпринимательского решения о реализации рассматриваемой
идеи обязательно проводится экспериментальная оценка полученной информации.
3.Генерирование собственных идей или заимствование чужих предполагает создание предпринимательского проекта, в котором разработан алгоритм действий
предпринимателя.
Обязательной составной частью предпринимательского проекта является технико-экономическое обоснование (бизнес-план) трансформации идеи в предприятие, позволяющее реализовать идею. Поскольку в основе любой идеи всегда лежит конкретный продукт (товар, работа или услуга), который может быть востребован рынком, то если на рынке предлагаемый продукт не востребован, то и идея будет не реализована. Для определения востребованности продукта идеи и состоятельности проводятся экспертные оценки. После генерирования предпринимательской идеи предприниматель на первом этапе самостоятельно экспертирует свою идею на совместимость со своими возможностями.
Далее предприниматель реализует бизнес-план с соблюдением очередности
определенных им действий. Создание предприятия предполагает формирование условий для реализации своей идеи. Одной из форм образования основных средств является лизинг.
Создание коммерческой организации предполагает необходимость профессионального управления ею. Если предприниматель сам выполняет эти функции, то он выступает в качестве менеджера.
Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы
организации. В сопоставлении этих факторов закладывается экономическая суть
хозяйственной деятельности. Прибыль определяет уровень достижения поставленной
цели, а она определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и
затрат на их производство и сбыт, поэтому реализация предпринимательской идеи
предполагает управление затратами как средством достижения предпринимателем
высокого экономического результата. Управление затратами не сводится только к
снижению затрат, а распределяется на все элементы управления организацией.
Любая предпринимательская деятельность должна быть эффективной.
Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отнесения результата к затратам, чтобы максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат. Основным принципом измерения эффективности является взаимосвязь цели и конечного результата предпринимательской деятельности.
4.Виды рисков функционирования предпринимательской единицы и пути их снижения.
Риск–потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных
ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков, вплоть до
банкротства и ликвидации предпринимательской единицы из-за нестабильности и неопределенности.
Таким образом, предпринимательская деятельность проходит в условиях
нестабильности, неопределенности, рисков, и эти категории взаимосвязаны.
В количественном отношении нестабильность и неопределенность подразумевают возможность отклонения результата от ожидаемого (или среднего) значения как в меньшую, так и в большую сторону. Соответственно, под риском в данном контексте понимается вероятность потери части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и (или) обратное – невозможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной целенаправленной деятельности. Поэтому эти три категории, влияющие на предпринимательскую деятельность и реализацию предпринимательской идеи, должны анализироваться и оцениваться совместно.
Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за нестабильности
внешней среды и неопределенности ее воздействия по отношению к предпринимателю.
С экономической точки зрения предпринимательский риск представляет собой
- событие, которое может произойти с некоторой вероятностью, при этом возможны три экономических результата (оцениваемых в экономических, чаще всего финансовых показателях):
- отрицательный (ущерб, убыток, проигрыш);
- положительный (выгода, прибыль, выигрыш);
- нулевой (ни ущерба, ни выгоды).
В зависимости от источника опасности обычно страховые риски подразделяются на две группы. Одни из них связаны с природными явлениями (погодные катаклизмы, землетрясения, наводнения и т. п.), другие с целенаправленными действиями людей в процессе присвоения материальных благ (хищения, порча оборудования, угон транспортных средств и т. п.).
Существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании (техногенного характера, экстремальные виды туризма и отдыха и пр.). Однако нестрахуемые риски являются потенциальным источником риска прибыли предпринимателя.
По возможности диверсификации в рыночной экономике различают:
- систематический риск определяется такими факторами, как политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, колебания рыночной конъюнктуры, мировые цены на энергоносители и др. Его трудно предсказать и оценить;
- несистематический риск связан со спецификой деятельности фирмы на специализированном рынке. Он может быть локализован путем диверсификации в другие сферы деятельности.
В зависимости от этапа решения в предпринимательской деятельности выделяют
- риск в сфере принятия решений;
- в сфере их реализации.
На этапах разработки и принятия решений в них можно внести необходимые коррективы. В процессе реализации сделать это значительно сложнее. Для смягчения последствий риска на разных периодах деятельности предпринимателя (фирмы) в разное время важно различать риски по природе их возникновения. Поэтому, в частности, различают:
- хозяйственный (производственный) риск;
- риск, связанный с личностью предпринимателя;
- риск, обусловленный недостатком информации (о партнерах, заказчиках или поставщиках, их финансовом положении, деловой репутации и пр.).
По масштабам проявления выделяют:
- глобальный риск, который является отражением экономической ситуации в мире, стране, отдельных отраслях, регионах;
- локальный риск возникает на уровне фирмы.
По продолжительности (времени действия) предпринимательские риски обычно подразделяются на:
- кратковременные риски, которые действуют в определенный временной период производственной операции или сделки. Например, риски платежей, возврата кредита, транспортные расходы;
- постоянные риски, к которым относят те, что непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в определенной сфере экономики, регионе страны. Например, несовершенство нормативно-правовой базы, защищенность предпринимателей, общий риск неплатежей в стране и пр.
Контрольные вопросы
1.Понятие предпринимательской идеи, инновации, новшество, нововведение;
2. Этапы распространения нововведений;
3. Этапы принятия решения;
4.Сущность бизнес-плана;
5. Понятие риск, его виды.