Средняя Все фактические финансовые издержки по
х 100%. |
Расчетная всем кредитам за анализируемый период
ставка = Общая сумма заемных ср-в,
Процента используемых в анализируемом периоде
Данная формула используется на практике для вычисления средней цены, в которую обходятся предприятию заемные ср-ва.
Выделим первую составляющую эффекта фин-ого рычага: это так называемый дифференциал — разница между эк-ой рентабельностью активов (ЭР) и средней расчетной ставкой процента по заемным ср-вам (СРСП). Из-за налообложения от дифференциала остаются, к сожалению только две трети (1 — ставка налообложения прибыли), т. е. 2/3 (ЭР-СРСП)
Вторая составляющая — плечо фин-ого рычага — характеризует силу воздействия фин-ого рычага. Это соотношение между заемными (ЗС) и собственными ср-вами (СС). Соединим обе составляющие эффекта фин-ого рычага и получим:
Ур-нь эффекта Плечо
фин-ого = 2 дифференциала х фин-ого
рычага (ЭФР) 3 рычага
Или
Ур-нь (ЭФР) = 2 (ЭР - СРСП) х ЗС
СС
Первым способ расчета уровня эффекта фин-ого рычага:ЗС
ЭФР = (1- ставка налообложения прибыли) х (ЭР-СРСП) х СС
Этот способ открывает перед нами широкие возможности по определению безопасного объема заемных ср-в, расчету допустимых условий кредитования, а в сочетании с формулой РСС = 2/3 ЭР + ЭФР — и по облегчению нал-ового бремени для предприятия.
При наращивании заемных ср-в финансовые издержки по «обслуживанию долга», как правило, утяжеляют среднюю расчетную ставку процента и это (при данном ур-не эк-ой рентабельности активов) ведет к сокращению дифференциала. Ур-нь ЭФР возрастет благодаря опоре на утроенное плечо фин-ого рычага, несмотря на снижение дифференциала. А снижение дифференциала указывает на то, что риск банкира увеличился.
Важные правила:1.Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта фин-ого рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим образом следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча фин-ого рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего «Та» — кредита.
2.Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.
Главный вывод:Разумный фин-ый менеджер не станет увеличивать любой ценой плечо фин-ого рычага, а будет регулировать его в зависимости от дифференциала.Дифференциал не должен быть отрицательным! Это важно и для банкира: клиент с отрицательным дифференциалом — явно кандидат в «черную картотеку». Однако в отдельные периоды жизни предприятия бывает целесообразно сначала прибегнуть к мощному воздействию на фин-ый рычаг, а затем ослабить его; в других случаях следует соблюдать умеренность в наращивании заемных ср-в. Многие западные экономисты считают, что золотая середина близка к 30-50 процентам, т.е. что эффект фин-ого рычага оптимально должен быть равен одной трети — половине уровня эк-ой рентабельности активов. Тогда эффект фин-ого рычага способен как бы компенсировать нал-овые изъятия и обеспечить собственным ср-вам достойную отдачу.
Эффект фин-ого рычага (вторая концепция). Фин-ый риск.Эффект фин-ого рычага можно также трактовать как изменение мне чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию (в процентах), порождаемое данным изменением нетто - результата эксплуатации инвестиций (тоже в процентах). Силу воздействия фин-ого рычага:
Изменение (%) чистой прибыли
Сила воздействия = на акцию_____________
Изменение (%) нетто - результата
эксплуатации инвестиций
С помощью этой формулы отвечают на вопрос, на сколько %-ов изменится чистая Pr на каждую обыкновенную акцию при изменении нетто-результата эксплуатации инвестиций на один процент.
Фин-ый риск при использовании заемных ср-в можно рассматривать как риск, связанный с недостатком ср-в для выплаты %-ов и погашения долгосрочных ссуд и займов. На степень фин-ого риска указывает сила фин-ого рычага.
Вывод: чем больше проценты и чем меньше Pr, тем больше сила фин-ого рычага и тем выше фин-ый риск.
Чем больше сила воздействия фин-ого рычага, тем больше фин-ый риск, связанный с предприятием:
1. Возрастает риск не возмещения кредита с процентами для банкира.2.Возрастает риск падения дивиденда и курса акций для инвестора.
Приведенная в этом разделе формула силы воздействия фин-ого рычага не дает, к сожалению, ответа на вопроса о безопасной величине и условиях заимствования — этому служит первый способ расчета. Зато она выводит нас непоср-венно на расчет сопряженного воздействия фин-ого и операционного рычагов и определение совокупного уровня риска, связанного с предприятием. Впрочем, речь об операционном рычаге еще впереди.
44вопрос. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и Pr равна нулю.
Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем пр-ва (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расх-ы на пр-во и реализацию прод-ции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.
Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:
Во-первых, можно определить точно условия прекращения пр-ва фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем пр-ва и реализации прод-ции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем пр-ва превышает этот показатель (запас фин-ой прочности фирмы).
Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже ни имеет убытков, но не получает и прибыли, т.е. фин-ых ср-в от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и Pr равна нулю.
Точка безубыточности в натуральном выражении по производству и реализации конкретного изделия (Тб) определяется отношением всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия (Зпост) к разности между ценой (выручкой) (Ц) и переменными затратами на единицу изделия (Зуд. пер.):
Точка безубыточности в стоимостном выражении определяется как произведение критического объема пр-ва в натуральном выражении и цены единицы прод-ции.
Расчет порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении фин-ого состояния предприятия. Два правила, полезных для предпринимателя:
1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить Тов в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.
2. Следует помнить, что сила воздействия пр-венного рычага тем больше, чем ближе пр-во к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые ср-ва труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).
Фирма должна обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения пр-ва (наращивания выпуска прод-ции) просто необходимо будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.
Принимая конкретное решение об объеме пр-ва прод-ции, предпринимателю следует считаться с этими выводами.
Pr = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0 или, что тоже:
Pr = Порог рентабельности * валовая маржа в относительном выражении к выручке - пост. Затраты=0
Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
Порог рентаб-ти = Пост. Затраты / Валовая маржа в относительном выражении к выручке
Отметим в этой связи три полезнейших для финансиста момента.
Первый. Определив, какому количеству производимых Тов соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельности, вы получаете пороговое (критическое) значение объема пр-ва (в штуках и т. п.). Ниже этого количества предприятию производить невыгодно: обойдется «себе дороже». Формулы обычно используются такие:
1 Пороговое кол-во Та | = | Порог рентабельности данного Та | |
Цена реализации |
или
2 Пороговое кол-во Та | = | Постоянные затраты, необходимые для деят-ти предприятия | |||
Цена единицы Та | – | Переменные затраты на единицу Та | |||
Тут, правда, есть нюанс. Пороговое значение объема пр-ва, рассчитанное по формуле1, совпадает с таковым значением, рассчитанным по формуле2, только когда речь идёт об одном единственном Те, который «заставляют» своей выручкой от реализации покрывать все постоянные затраты предприятия, либо когда производят расчеты для одного изолированного проекта. Но если предполагается выпускать несколько Тов, то расчет объема пр-ва, обеспечивающего безубыточность, например, Та №1, осущ-ся чаще всего по формуле, учитывающей роль этого Та в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долю в постоянных затратах. Тогда вместо формулы 2 пользуются формулой3:
3 Пороговое кол-во Та | = | Все постоянные затраты предприятия | ´ | Удельный вес Та № 1 общей выручке от реализации (в долях единицы) | |
Цена Та № 1 | – | Переменные затраты на единицу Та № 1 |
Второй. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу Та. Естественно, наращивается и масса прибыли.
Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить кол-во Та, проданного сверх порогового объема пр-ва, на удельную величину валовой маржи, «сидящей» в каждой единице проданного Та:
Масса прибыли после прохождения порога рентабельности | = | Кол-во Та, проданного после прохождения порога рентабельности | ´ | Валовая маржа | |
Общее кол-во проданного Та |
Третий. Как уже отмечалось, сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общейих сумме уменьшается — и так вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат.