Вопрос. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
Гос-ным долгом РФ явл. долговые обяз-ва РФ перед ф/л и ю/л, ин.гос-ми, междун. орг-ми и иными субъектами международного права. Следует различать гос внутр-ний и внешний долг и долг РФ и муницип-ых образований. Гос.долг — это общая сумма зад-ти гос-ва по непогашенным займам и невыплаченным по ним %. Экон. назначение гос.долга, образовавшегося из фин заимствований гос-ва, —обеспечение фин-ния гос.расх-ов при нехватке бюд.ср-в. Гос. долг обеспечивается всем находящимся в собственности гос-ва имуществом, составляющим гос.казну. С учетом сферы размещения займов долг подразделяется на внутр-ний и внешний, гос и муниц. Долговые обязат-ва м.б в форме: а)гос.займов, осущ-мых поср-вом выпуска ц/б от имени Прав-ва РФ; б) кредитов, полученных Прав-м РФ; в) других долговых обязательств, гарантированных Пр-м РФ. Внутр-ний гос.долг — это сумма зад-ти по выпущенным и непогашенным гос. ц/б, размещенным на тер-рии РФ, включая затраты на погашение и выплату дох.а. Облигации — долговые обязат-ва гос-ва, органов местного самоуправления и орг-ий, выпускаемые обычно большими партиями. Они явл-ся свидетельством того, что выпустивший их орган явл- должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в теч. опред.времени % по ней, а по наступлении срока выплаты — погасить свой долг перед ним. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором. По рос.закон-ву облигация — эмиссионная ц/б, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной ст-ти и зафиксированного в ней % от этой ст-ти. Задол-ть по гос.займам, в к-ых гос-во явл.заемщиком, включается в сумму гос.долга страны.В объем гос. внутреннего долга РФ включаются: основная номинальная сумма долга по гос.ц/б РФ; объем долга по кредитам, полученным Россией; объем основного долга по бюд-тным ссудам и бюд.кредитам, полученным РФ от бюд-тов других ур-ней; объем обязательств по гос.гарантиям, предоставленным Россией. Внутр-ний гос-ный кредит может выступать в следующих формах: гос-ные займы, обращение части вкладов населения в гос-ные займы, заимствование ср-в общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы. Гос-ные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные ден-ые ср-ва населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общ-ных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов гос-ных цен.бум. В тесной связи с гос-ными займами находится вторая форма государственного кредита, функц-ние которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в гос-ные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных ср-в. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных ср-в без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Казначейские ссуды выражают отношения оказания фин-ой помощи предприятиям и орг-циям органами гос-ной власти и управления за счет бюд-тных ср-в на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется.
Внешний (международный) гос кредит — это кредит, в котором государство выступает в роли заемщика на мировом рынке. Сумма полученных внешних заимствований с начисленными процентами включается в гос долг страны.Основными кредиторами РФ выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые орг-ции— Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).Наблюдается такая тенденция: чем хуже эк-ое положение в промышленности и сельском хозяйстве, тем больше государство заимствует ср-в, увеличивая объем государственного долга, долговые обязат-ва в разных формах.
Задол-ть правит.органов владельцам гос.ц/б накапливается и превращается в гос долг, который приходится выплачивать с %. Гос.долг в разных странах растет различными темпами. Превышение гос.долга над ВВП считается потенциально опасным для устойчивого ден. обращения. Более осторожной оценкой считается соотношение этих двух показателей как 0,6:1.
По срокам действия долговые обяз-ва РФ м.б краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).Долговые обязат-ва РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не мо. превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение гос.займа, в т.ч сроков выплаты и размера %ых платежей, срока обращения, не допускается.
Внешний долгРФ складывается из : кредитов Парижского и Лондонского клубов-кредиторов; кредитов СССР по двусторонним соглашениям; кредитов, выданных РФ с 1992 года по двусторонним соглашениям; кредитов международных фин-ых организаций (МВФ и МБРР); рын-ых займов (еврооблигаций).
Лондонский клуб - в основном представляют частные банки и компании-экспортеры, которые при распаде СССР оказались в положении кредитора по отношению к российским импортерам (тогда еще агентам государства). Парижский клуб кредиторов представлен в основном странами большой семерки, заинтересованными в развитии демократических преобразований в странах бывшего социалистического лагеря. На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга РФ, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Кредиты международных фин-ых организаций характеризуются тем, что они выдавались на покрытие дефицита бюд-та, т.е. в буквальном смысле на поддержку рын-ых и демократических преобразований в стране, чтобы смягчить удар реформ по уровню жизни населения.