Организационные аспекты применения сетевых моделей.
Сетевое планирование и управление комплексами работ (программами, проектами) включает три основных этапа: структурное планирование, календарное планированиеиоперативное управление.
Этап структурного планирования начинается с разбиения проекта на четко определенные работы (операции). Затем определяются оценки продолжительности работ и строится сетевая модель. Кстати, при поразительном сходстве независимо разработанных методов РЕRТ и СРМ (упомянутых в самом начале), существенным различием первоначально было то, что в методе СРМ оценки продолжительности работ предполагались детерминированными величинами, а в методе РЕRТ – случайными. Построение сетевой модели на этапе структурного планирования позволяет детально проанализировать все работы и внести улучшения в структуру проекта еще до начала его реализации.
Конечной целью этапа календарного планирования является построение календарного графика работ. Выявленным работам критического пути необходимо уделять особое внимание, чтобы закончить проект в директивный срок. Что касается некритических работ, то их резервы времени можно выгодно использовать при задержке выполнения таких работ или с позиций эффективного использования ресурсов.
Заключительным этапом является оперативное управление процессом реализации проекта. Этот этап включает использование сетевой модели и календарного графика для составления периодических отчетов о ходе выполнения проекта. Случаи, когда на этапе планирования удается разработать календарный план, в точности соблюдаемый на этапе реализации проекта, встречаются крайне редко. Как правило, некоторые работы выполняются быстрее или медленнее, добавляются новые и упраздняются старые, что, естественно, зависит от конкретных условий. При возникновении таких отклонений от исходного календарного плана возникает необходимость разработки нового плана для остальной части проекта. В этом случае уже законченным работам приписываются нулевые значения продолжительности. Частично выполненным работам приписываются оценки продолжительности, соответствующие их незавершенному объему. В сеть вносятся также структурные изменения, т.е. исключаются работы, которые по каким-либо причинам стали излишними, и вводятся работы, не предусмотренные ранее, но необходимые в будущем. После этого рассчитывается новый календарный план и оценивается возможное изменение продолжительности проекта. В реальных условиях частые корректировки календарного плана, как правило, требуются на начальном этапе реализации проекта. Затем процесс выполнения переходит в установившийся режим и число требуемых корректировок календарного плана существенно сокращается.
8.2. Методические рекомендации по изучению теоретического материала.
Теоретический материал представляет собой конспект лекций, содержащий необходимый набор утверждений и формул (без детальных подробностей их вывода и доказательств соответствующих теорем), но с подробным обоснованием их использования при решении конкретных управленческих задач. Необходимо тщательно разобрать все примеры, приведенные в каждой теме теоретических материалов, а также примеры в рекомендованных учебниках, и выполнить предлагаемые в них упражнения. Обратите внимание на стиль решения примеров – основные идеи решения обосновываются ссылкой на использованные утверждения, приводятся номера соответствующих формул. Подобный стиль должен быть Вами использован при выполнении практических заданий и контрольных работ. Для более глубокого понимания изучаемого методологического и инструментального аппарата следует воспользоваться общедоступными работами по методам принятия решений, перечень которых приведен в разделе «Рекомендуемая литература».
8.3. Методические рекомендации по решению практических задач.
Основная цель практических занятий – получение навыков решения конкретных задач и примеров по основным темам дисциплины. Решение предлагаемых заданий является средством текущего контроля приобретенных в течение семестра при самостоятельной работе знаний и навыков студентов, а также необходимо для самооценки студентами их подготовленности по каждой теме. По каждой теме необходимо решить (и предъявить для проверки) все предлагаемые примеры.
Изложение решения задач должно быть кратким, не загромождено текстовыми формулировками используемых утверждений и определений; простые преобразования и арифметические выкладки пояснять не следует. Степень подробности изложения решений задач должна соответствовать степени подробности решения примеров в соответствующих разделах теоретических материалов. Ключевые идеи решения следует обосновывать ссылкой на использованные утверждения и приводить номера соответствующих формул.
8.4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.
Контрольная работа является важной частью итогового контроля знаний и навыков студентов по всем темам дисциплины. При выполнении работы студент учится работать со специальной литературой, обрабатывать полученную информацию, творчески ее использовать.
В контрольной работе должны быть выполнены все примеры раздела «Контрольные задания».
Также как и при выполнении практических заданий, изложение решений контрольной работы должно быть кратким, не загромождено текстовыми формулировками используемых утверждений и определений; простые преобразования и арифметические выкладки пояснять не следует. Степень подробности изложения решений контрольной работы должна соответствовать степени подробности решения примеров в соответствующих разделах теоретических материалов. Ключевые идеи решения следует обосновывать ссылкой на использованные утверждения и приводить номера соответствующих формул.
8.5. Методические рекомендации по оформлению практических заданий, контрольных работ и критерии их оценки.
Практические задания являются средством текущего контроля приобретенных в течение семестра знаний и навыков студентов, и выполняются по завершению изучения каждой темы (за исключением темы 1. Понятия этой темы являются базовыми и используются во всех последующих темах). Оценка выполнения практического задания проводится по 30-бальной системе (10 баллов на каждую задачу). 25-30 баллов, набранных студентом, соответствуют оценке "отлично", 20-24 балла – оценке "хорошо", 16-19 балла – оценке "удовлетворительно", 0-15 балла – оценке "неудовлетворительно".
В случае если задача решена в целом правильно, но допущены 1-2 арифметические ошибки, либо не объяснен какой-либо ключевой момент решения, решение оценивается в 8-10 баллов. Если решение задачи не доведено до конца, либо окончание решения ошибочно, но имеется правильный план решения и получены существенные, важные для решения результаты, задача оценивается в 4-8 баллов. Если задача не решена, отсутствует общий план решения либо допущены грубые ошибки, но есть продвижения в нужном направлении или правильно сделаны отдельные шаги решения, задача оценивается в 1-4 балла.
Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний и навыков студентов (заочников) по всем темам за семестр. В отличие от практических заданий, оценка за каждую задачу контрольной работы - зачтено или не зачтено.
Оценка зачтено ставится за правильное и полное решение задачи, допускаются небольшие погрешности в изложении и вычислениях. Оценка за контрольное задание по теме — зачтено, если зачтены все задачи данной темы. Оценка за контрольную работу — зачтено, если зачтены все контрольные задания по всем темам. Оформление контрольной работы следующее: на титульной странице название дисциплины, номер варианта, фамилия, имя, отчество студента, факультет, номер группы, рамка для оценки контрольных заданий по всем темам вида:
å | |||||
Если практические задания по всем темам семестра выполнены на оценку не ниже «удовлетворительно», и получена оценка «зачтено» за контрольную работу, то студент допускается к итоговой аттестации в семестре – зачету.
В случае неудовлетворительной оценки за практическое задание по отдельной теме студент должен выполнить работу над ошибками и прислать исправленное решение.
Если контрольная работа не зачтена, то студент также должен выполнить работу над ошибками и затем прислать исправленное решение.
9. Образцы выполняемых студентами работ
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.