Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах.
Российское законодательство предусматривает возможность рассмотрения споров не только арбитражным судом, но и в порядке третейского разбирательства, т.е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду.
Исторически в странах рыночной экономики третейские суды создавались сначала для рассмотрения внешнеэкономических споров, возникавших между предпринимателями - резидентами различных государств. А затем третейские суды стали учреждаться для рассмотрения наряду с государственными судами экономических споров, возникающих в сфере внутренних отношений.
В соответствии с п. 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд».
На основании этого можно сделать вывод, что Гражданский кодекс
приравнивает решение независимого третейского суда к решениям суда
и арбитражного суда. Подобное законодательное признание роли
третейского суда в системе разрешения споров привело к тому, что так
называемая «третейская оговорка», предусматривающая окончательность и обязательность для сторон решения выбранных ими независимых третейских судей, постепенно становится неотъемлемым элементом договоров, заключаемых между предпринимателями.
Роль, которую в современном мире играет третейское разбирательство, во многом определяется его сущностью не только как формы, но и как особого правового института альтернативного разрешения споров, построенного на негосударственных началах.
Третейский суд это – негосударственный орган, рассматривающий гражданско-правовые споры по соглашению спорящих сторон. Третейский суд обладает рядом преимуществ. К ним относятся более высокая степень доверия сторон к назначаемым арбитрам, простота и оперативность процедуры разбирательства, относительно низкие судебные издержки. В силу этого популярность третейского суда неуклонно растет.[31] Стороны могут выбрать постоянно действующий третейский суд с наиболее подходящей с их точки зрения процедурой разрешения спора. Стороны также более свободны в выборе места и времени проведения разбирательства.
Третейские суды, в состав которых входят не только юристы, но и специалисты в различных областях науки и техники, в сфере управления, более, чем государственный суд, приспособлены решать дела, имеющие сложный фактический состав, выявление которого скорее зависит от наличия специальных знаний третейских судей в области экономики, финансового и страхового дела, судовождения, чем от правовых познаний. Обычно разрешение такого рода дел в государственных судах невозможно без привлечения экспертов, что удлиняет процесс и делает его дороже.
Третейское разбирательство также в большей степени обеспечивает возможность сохранения в тайне существа спора, то есть имеет конфиденциальный характер. Конфиденциальность разбирательства гарантируют большинство регламентов постоянно действующих третейских судов.
Существенным преимуществом третейского разбирательства признают также особые условия рассмотрения дел, обеспечивающие поддержание между сторонами хороших отношений, рассчитанных на сохранение между ними деловых отношений и в дальнейшем. Разрешение спора по существу может быть достигнуто и путем разумного компромисса, учитывающего в первую очередь финансовые и коммерческие аспекты дела. Устранение конфликтности отношений является основной целью, преследуемой сторонами.
По мере развертывания в России роста числа экономических споров стало создаваться достаточно много постоянно действующих третейских судов.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания и деятельности третейских судов, является в настоящее время Федеральный Закон «О третейских судах» от 24 июля 2002г. № 102-ФЗ. Согласно ст. 3 данного закона, постоянно действующие третейские суды могут учреждаться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами), и действуют при этих организациях – юридических лицах. Наиболее активно работают третейские суды при федеральной и региональных торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях, финансово-промышленных группах и иных объединениях. Некоторые законы прямо ориентируют на разрешение соответствующих споров третейскими судами. Так, согласно статье 15 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» споры между членами фондовой биржи и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованны при федеральных органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Это означает, что третейские суды действуют независимо от названных органов.
Третейские суды могут рассматривать не все виды экономических споров, отнесенных к подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а только такие экономические споры, которые вытекают их гражданских правоотношений. Следовательно, подведомственность третейских судов значительно уже подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений - это имущественные споры между лицами, обладающими автономией воли и имущественной самостоятельностью и действующими относительно друг друга как юридически равные, не подчиненные один другому субъекты.
Спор может быть рассмотрен в третейском суде только при наличии письменного соглашения сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть между ними спора на рассмотрение определенному третейскому суду. Соглашение о передаче спора третейскому суду может быть заключено в форме отдельного соглашения (обязательно в письменной форме) либо выражено в виде условия о юрисдикции в заключенном между сторонами гражданско-правовом договоре или ином двустороннем документе. Условие о юрисдикции, именуемое обычно третейской или арбитражной оговоркой, должно быть сформулировано четко и выражать совпадающее волеизъявление сторон, направленное на передачу спора на рассмотрение данного третейского суда.
Процессуальные правила третейских судов во многом аналогичны нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Наиболее существенные отличия состоят в том, что спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, которые являются членами данного третейского суда. Стороны могут определить число третейских судей, которое обязательно должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином и если правилами не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три судьи.
В третейском разбирательстве принцип процессуальной состязательности сторон воплощается в самой высокой степени: все доказательства представляются сторонами, только от них самих зависит обоснованность их требований и возражений. Во время третейского разбирательства у представителей сторон есть возможность переспорить другую сторону, переубедить ее и убедить судей в своей правоте. В проверке аргументов принимают участие и третейские судьи. Полный и свободный обмен мнениями всех участников разбирательства приводит к тому, что решение спора становится ясным, как правило, еще до того как суд удалится на совещание для вынесения решения. Именно в этом, то есть в нахождении правильного разрешения спора общими усилиями и состоит сущность третейского суда как учреждения, разрешающего экономические споры.
Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. Принцип добровольности исполнения решения третейского суда вытекает из сущности третейского разбирательства: обращаясь в третейский суд по обоюдному согласию, и доверяя избранным ими третейским судьям, спорящие стороны провозглашают этим свое полное доверие третейскому разбирательству и заявляют о своих обязательствах исполнить принимаемое судом решение, в чью бы пользу оно не было вынесено, добровольно без какого - либо принуждения.
Решение третейского суда должно быть исполнено в порядке и сроки, которые указаны в решении, если в решении срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.
Отказ обязанной стороны добровольно выполнить решение третейского суда противоречит обычаям делового оборота, этическим нормам предпринимательства и является нарушением принятого на себя обязательства добровольно исполнить решение третейского суда. Но, к сожалению, случаи отказов от добровольного исполнения решений третейских судов достаточно распространены, что объясняется как неуважением к своим партнерам, так и отсутствием пока должного авторитета у возникших относительно недавно третейских судов.
Поэтому предусматривается возможность принудительного исполнения решений третейских судов через арбитражные суды, которые наделены определенными полномочиями относительно решений третейских судов.
В случае неисполнения решения третейского суда стороне, в чью пользу вынесено решение, предоставлено право обращения с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда. Заявление должно быть подано в арбитражный суд не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения суда.[32]
Рассмотрев заявление о выдаче исполнительного листа, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения третейского суда. И если арбитражный суд придет к выводу о том, что решение принято по неисследованным материалам или не соответствует законодательству, исполнительный лист не выдается, а дело возвращается на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение.
Определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда или об отказе в его выдаче и возврате дела на новое рассмотрение в третейском суде может быть обжаловано путем обращения в апелляционную, кассационную инстанции, а также может быть подано заявление о принесении протеста в порядке надзора на предмет изменения или отмены определения арбитражного суда.
Возможность обжалования и опротестования определений арбитражного суда, являясь формой государственного судебного контроля за законностью и обоснованностью решений третейских судов, наряду с этим, является также надежной процессуальной гарантией прав и интересов тех предпринимателей, которые доверили их защиту третейскому суду.
Вступившее в законную силу определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда является актом судебной власти, подлежащим в силу закона исполнению всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.
Третейские суды играют важную роль в разрешении споров, возникающих в сфере внешних экономических отношений.
Созданные в различных странах третейские суды для разрешения экономических споров включают в свой состав известных юристов из разных государств, что обеспечивает им авторитет и необходимое доверие со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Такие суды получили название Международного коммерческого арбитража.
Для споров, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации установлена возможность их рассмотрения в специально созданном органе — международном коммерческом арбитраже в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993г. «О Международном коммерческом арбитраже».
Разрешение указанных споров осуществляется двумя постоянно действующими арбитражными учреждениями — Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) или Морской арбитражной комиссией (МАК), созданными при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Положения об этих органах приведены в приложениях 1 и 2 к указанному закону.
Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.
Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации.
Решение Международного коммерческого арбитражного суда исполняется сторонами в определенные им сроки. Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению. Не исполненные в срок решения приводятся в исполнение в соответствии с законом и международными договорами.
По делам, подлежащим рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде, председатель Суда может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования.
Разбирательство дел в МКАС осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой в редакции от 1 мая 1995 г. Иные нормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров, например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются (кроме ограниченного числа случаев, прямо предусмотренных в Законе «О международном коммерческом арбитраже»).
Процедура рассмотрения споров в МКАС отличается ярко выраженной состязательностью, что в первую очередь означает весьма ограниченные возможности проявления инициативы со стороны суда в ходе рассмотрения спора. С другой стороны, это ставит успех в достижении своих целей участниками спора в зависимость от эффективности их процессуального поведения. Бездействие или отсутствие необходимой активности одного из участников процесса не может быть компенсировано активностью арбитров в выяснении его позиции.
В МКАС споры рассматриваются, как правило, коллегией арбитров, состоящей из трех человек. При этом спорящие стороны вправе участвовать я формировании решающего их спор состава путем избрания арбитров. Для облегчения выбора стороны могут воспользоваться списком арбитров, утверждаемым Торгово-промышленной палатой. Вместе с тем, список арбитров является обязательным в случае, когда арбитр назначается за сторону, не воспользовавшуюся предоставленным ей правом избрать арбитра, а также при избрании председателя состава.
Арбитры при рассмотрении спора должны быть независимыми и беспристрастными. Они не являются представителями сторон даже в тех случаях, когда они избраны непосредственно сторонами. В том случае, если арбитр не отвечает названным требованиям, он может быть в установленном порядке дисквалифицирован для участия в рассмотрении споров по мотивированному заявлению заинтересованной стороны.
При разрешении спора, когда возникают вопросы, не урегулированные в самом контракте, арбитры применяют материально-правовые нормы в соответствии с соглашением сторон. Если такое соглашение отсутствует, то арбитры по своему усмотрению определяют коллизионные нормы, на основе которых они устанавливают применимое материальное право. Арбитры вправе применять также общепринятые торговые обычаи и обыкновения при решении опора.
Не исполненные добровольно решения МКАС приводятся в исполнение как на территории РФ, так и за границей в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством и международными соглашениями при подаче письменного ходатайства в суд по месту нахождения ответчика или его имущества.
Методические указания к выполнению контрольных работ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Настоящие методические рекомендации разработаны для студентов юридического факультета Ростовского Государственного Экономического Университета с целью установления единых требований к содержанию и оформлению письменных работ.
1. Написанию работы предшествует внимательное изучение студентом рекомендованных источников. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те страницы и издания, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
В тексте работы при ссылках на нормативный акт должна использоваться последняя редакция документа.
Следует иметь в виду, что иногда нормативный материал, используемый в учебниках, пособиях и научной литературе, к моменту подготовки студентом письменной работы оказывается утратившим силу.
Недействующие нормативные акты не подлежат использованию, либо упоминаются с соответствующими оговорками.
Таким образом, при работе с нормативно-правовой базой студент в первую очередь должен установить, является ли данный нормативно-правовой акт действующим в настоящее время, а также использовать последнюю редакцию документа.
2. В процессе подготовки работы студент должен:
а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты;
б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме;
в) при подготовке дипломной работы, собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотариальную, государственных органов контроля и т. д.);
г) выработать собственное суждение по соответствующей проблеме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, юридической практике;
д) по возможности сформулировать свои предложения по совершению юридической практики и законодательства.
3. Содержание работы должно соответствовать ее теме и плану.
4. Содержание ответов на поставленные вопросы должно быть полным, теоретически обоснованным и аргументированным, иметь связь с практической деятельностью. Ответы на вопросы должны быть логичными, сформулированы четко и ясно, по существу поставленного вопроса. Не следует необоснованно увеличивать их объем, останавливаясь на второстепенных, прямо не относящихся к теме исследования, аспектах. При формулировании собственных суждений следует избегать таких выражений, как «по моему мнению», «я думаю» и т.п., т е. писать от первого лица.
5. При использовании в тексте ответа на вопрос цитат, норм правовых актов, заимствованных таблиц и схем следует руководствоваться правилами оформления сносок и ссылок на соответствующие источники (см. Приложение № 1).
Сноски имеют постраничную нумерацию, то есть первая сноска на каждой странице нумеруется цифрой 1. Печатание сносок с использованием сквозной нумерации в конце работы не допускается.
Заимствование текста без ссылки на источник цитирования, т.е. плагиат, не допускается и является основанием для направления работы на доработку.
6. Если автор считает целесообразным в ходе ответа на поставленный вопрос использовать табличную или схематическую форму изложения материала, то должен руководствоваться правилами оформления таблиц и схем (см. Приложение № 3).
Следует обратить внимание, что при использовании в работе статистического материала необходимо давать текстовое объяснение.
7. В конце работы автор может привести перечень условных обозначений, символов и специальных терминов только в том случае, если их общее число более 20 и каждое из них повторяется в тексте не менее трех раз.
8. Текст работы печатается с одной стороны стандартного листа формата А4 через 2 интервала - в случае машинописного набора, или через 1,5 интервала - в случае компьютерного набора, с выравниванием «по ширине», в том числе и при оформлении списков.
В текстовом редакторе «Microsoft Word»: стиль шрифта «Times New Roman», размер: «14», отступ абзаца – 1см (по линейке табуляции).
Заголовки глав, параграфов, пунктов печатаются шрифтом с выделением «жирный», с выравниванием «по ширине» и с отступом абзаца указанного размера по первой строке. Точка в конце заголовка не ставится.
В тексте работы запрещается использовать выделение «жирный» (кроме указанных заголовков), а также шрифт другого стиля.
Каждая страница должна быть оформлена с четким соблюдением размера полей: слева - 30 мм, сверху - 20 мм, справа - 10 мм, снизу - 20 мм.
9. Курсовые и дипломные работы, написанные от руки, либо оформленные в тетради, на проверку не принимаются.
10. В работе используется сквозная нумерация страниц. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Нумерация страниц начинается с третьего листа работы – введения. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу.
11. Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, с обязательным соблюдением рекомендуемых правил и требований. Не допускаются произвольные сокращения слов, исправления и зачеркивания. Грамматические и стилистические ошибки снижают уровень оценки работы. Нарушение правил оформления работы является основанием для направления работы на доработку.
12. Сроки хранения письменных работ устанавливаются в соответствии с номенклатурой дел.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выполнение домашнего задания - один из видов самостоятельной творческой работы студента. При выполнении домашнего задания студент приобретает навыки работы с научной литературой, нормативными актами и материалами юридической практики, развивает научное мышление и способность к анализу явлений правовой действительности.
Выполняя домашнее задание, студент должен самостоятельно обобщить и сделать выводы по рассматриваемым вопросам, определить круг проблем, существующих в исследуемой сфере, и пути их решения.
Решение задач требует наличия прочной теоретической базы, умения ориентироваться в современном законодательстве Российской Федерации, способности находить и верно использовать правовые акты, необходимые для оценки и анализа рассматриваемой ситуации.
1. Порядок выбора варианта домашнего задания
1.1. Предлагаемые кафедрами комплексы домашних заданий имеют не менее десяти вариантов. Номер варианта домашнего задания соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента.
Например, если номер зачетной книжки - 99125, то вариантом домашнего задания является вариант №5.
Если номер зачетной книжки оканчивается на цифру 0, то студент готовит домашнее задание по варианту №10.
1.2. Домашнее задание, которое выполнено по неверно выбранному варианту, с измененной формулировкой вопроса, не полностью, а также несамостоятельно, оценивается преподавателем на «неудовлетворительно».
2. Порядок выполнения домашнего задания
2.1. Подготовка к выполнению домашнего задания
2.1.1. После выбора варианта домашнего задания и ознакомления с теоретическими вопросами и практическими заданиями (если они предусмотрены) студенту, прежде всего, рекомендуется остановиться на разработке теоретических вопросов работы.
2.1.2. Многие понятия и институты, исследуемые студентом в ходе подготовки работы, раскрывают свою сущность только на основе связей с иными категориями и явлениями правовой действительности, поэтому при поиске ответов на теоретические вопросы не следует ограничиваться изучением литературы строго в рамках поставленного вопроса.
2.1.3. При подготовке к решению задач особое внимание должно быть уделено изучению нормативно-правовых актов. Для правильного и глубокого их понимания рекомендуется воспользоваться комментариями к ним. Дальнейшая работа должна быть связана с анализом изученных нормативных актов и поиском решения данной проблемы.
2.1.4. После изучения и анализа всех необходимых источников, когда сформирована основа ответа на поставленный вопрос, найден верный вариант решения задачи, рекомендуется составить план ответа по каждому пункту домашнего задания.
2.2. Выполнение домашнего задания
2.2.1. Ответ на каждый вопрос домашнего задания состоит из введения, основной части и заключения. Все части ответа на вопрос должны быть логично связными, без резких переходов из одной в другую.
2.2.2. Ориентировочный объем домашнего задания должен составлять не менее 12-15 листов текста, набранного на компьютере.
2.2.3. Введение к каждому вопросу домашнего задания имеет ориентировочный объем 1 лист и должно содержать цели и задачи исследования, а также обоснование актуальности темы. Введение отдельным пунктом не выделяется.
2.2.4. Объем основной части ответа зависит от существа вопроса и ориентировочно составляет пять листов. Основная часть ответа включает основные теоретические аспекты исследуемой темы.
2.2.5. Завершается ответ на вопрос домашнего задания кратким (не более одной страницы) заключением. Заключение содержит четко сформулированные выводы, а также существующие проблемы исследуемой сферы и возможные пути их решения. Заключение отдельным пунктом не выделяется.
2.2.6. Ответ на практическое задание (задачу) имеет ориентировочный объем 1-2 листа. Он представляет собой полный, теоретически обоснованный ответ с указанием на соответствующие часть, пункт, раздел нормативно-правового акта, на основании которого формируются четко сформулированные выводы, не влекущие разночтений.
2.3. Требования, предъявляемые к оформлению домашнего задания
2.3.1. Содержание работы состоит из титульного листа, плана домашнего задания, непосредственно ответов на вопросы, библиографии после ответа на каждый вопрос, а также практического задания (задач), и непосредственно самого решения практического задания (задач).
2.3.2. Домашнее задание содержит титульный лист. Правила оформления титульного листа указаны в Приложении № 4.
2.3.3. На втором листе домашнего задания помещается его план. Порядок оформления Плана ответов на вопросы указан в Приложении № 6.
2.3.4. Ответ на каждый вопрос и решение задачи начинаются с отдельной страницы с указания на их номер, а также формулировки. Перед решением практического задания (задачи) переписывается их условие.
По окончании ответа на каждый вопрос, а также решения практического задания, обязательно помещается раздел «Библиографический список». Не разрешается помещать библиографический список в конце комплекса домашнего задания. Требования, предъявляемые к оформлению библиографического списка, указаны в Приложении №2.
2.3.5. На последней странице домашнего задания, непосредственно под текстом работы, указывается дата окончания работы и ставится личная подпись студента.
2.3.6. Домашнее задание оформляется в папке-скоросшивателе с прозрачной верхней обложкой.
2.4. Порядок и сроки предоставления домашнего задания на кафедру
2.4.1. Домашнее задание представляется преподавателю кафедры за 7 дней до экзамена.
2.4.2. При незачете выполненного домашнего задания студент к экзамену или зачету не допускается.
Приложение 1
ОФОРМЛЕНИЕ СНОСОК, ССЫЛОК НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Ссылки, сноски на литературу
1. В тексте письменных работ при упоминании какого-либо автора надо указать его инициалы и фамилию, а затем в обязательном порядке оформить сноску на данный источник по общим правилам.
Пример:
… по мнению Н.И. Химичевой, предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований1.
_________________
1 Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 14.
2. При оформлении сноски, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора (т. е. Петров В. И., Иванов В. Н., Сергеев В. В. и т.д.).
3. Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и отделяются от основного текста чертой. Сноски имеют постраничную нумерацию, то есть первая сноска на каждой странице нумеруется цифрой 1. Печатание сносок с использованием сквозной нумерации в конце работы не допускается. В текстовом редакторе «Microsoft Word» сноска оформляется следующим образом: стиль шрифта «Times New Roman», размер: «10», междустрочный интервал: 1. Отступ абзаца по первой строке – 1 см, выравнивание – «по ширине».
4. Цитаты должны приводиться в точном соответствии с источником цитирования. Каждая цитата должна быть заключена в кавычки. Если изменена форма (но не содержание) цитируемого фрагмента, кавычки не ставятся, а сноска оформляется по общим правилам.
5. При использовании научной работы (книги, статьи) в первый раз в сноске даются все выходные данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, издательство, год, страница).
Пример:
По мнению Л. Н. Павловой, «обращение ценных бумаг – это процесс заключения гражданско-правовых сделок, которые означают переход прав собственности от одного владельца ценной бумаги к другому с соответствующей фиксацией прав»1 .
______________________
1 Павлова Л.Н. Корпоративные ценные бумаги. - М.: Юристъ, 1998. – С. 60.
1Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2004. - С.150.
1Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. – М.: Юристъ, 1998.
При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно написать:
1 Павлова Л.Н. Указ. соч. - С. __.
При этом следует иметь в виду, что если в тексте используются несколько произведений одного и того же автора, или если цитата из книги четырех и более авторов (где авторы в начале библиографического описания не указаны, а имеется, как правило, редактор), сноски в каждом случае цитирования оформляются полностью.
6. При цитировании фрагмента текста из статьи в сноске указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, журнал (газета) в котором опубликована статья, год издания журнала, его номер, страница (на которой находится соответствующий текст).
Пример:
1 Крылов В.К. О денежном дефиците в Российской экономике //Российский экономический журнал. - 1998. - №2. – С. 15.
7. При использовании коллективных работ приводятся название работы, фамилия и инициалы ее ответственного редактора.
Пример:
1 У истоков финансового права /Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Статут, 1998. - С. ___.
1 Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под общей ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. – М.: Изд-во Норма, 2001. –С.___.
8. При оформлении ссылок и сносок на литературу следует обратить внимание на некоторые из общепринятых сокращений:
С. - страница (не «стр».).
Юрид. лит. - издательство «Юридическая литература»
Вестн. МГУ - журнал «Вестник Московского университета»
Юрид. вестник – журнал «Юридический вестник»
Гос. и право - журнал «Государство и право.
Хоз. и право - журнал «Хозяйство и право.
М., СПб - сокращения от «Москва», «Санкт-Петербург».
Ссылки, сноски на правовые акты
1. При первом упоминании в тексте правового акта (кроме Конституции РФ) в тексте следует указать его полное наименование, дату принятия и номер документа, затем в обязательном порядке сделать сноску по общим правилам, указанным в п.2. Сноска на указанный правовой акт делается один раз (при его первом упоминании).
2. При оформлении сноски на нормативный акт также в обязательном порядке указывается его полное наименование, дата принятия, номер документа и официальный источник опубликования.
Пример 1:
Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ввел в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с 1 июля 2002 года.1
1См. ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. №196-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч.1. Ст. 2.
Пример 2:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»1 признаны утратившими силу некоторые нормативные акты.
_______________
1 Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. №196-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2002. №1, ч. 1. Ст. 2.
При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название, например: в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Однако обязательно следует назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к вопросу.
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА
Библиографический список должен состоять из следующих разделов:
- правовые акты;
- научная литература – книги, монографии, статьи и др., расположенные в алфавитном порядке;
- материалы юридической практики.
Каждый раздел библиографического списка имеет соответствующее наименование и самостоятельную нумерацию.
Оформление списка использованных правовых актов
1. В разделе правовых актов должно быть указано полное название правового акта, дата его принятия и номер (кроме Конституции РФ), официальный источник опубликования. Если документ утратил силу, то он оформляется по всем правилам, в скобках указывается: утратил силу.
2. Правовые акты Российской Федерации располагаются в следующей последовательности:
- Конституция Российской Федерации;
- законы Российской Федерации (федеральные конституционные законы, а затем – федеральные законы или законы Российской Федерации). Их официальными источниками опубликования являются Собрание законодательства РФи Российская газета;
- указы Президента Российской Федерации. Их официальными источниками опубликования являются Собрание законодательства РФи Российская газета;
- постановления Правительства Российской Федерации. Их официальными источниками опубликования являются Собрание законодательства РФи Российская газета;
- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (их официальными источниками опубликования являются Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной властии Российская газета) и иных государственных органов (Центрального банка РФ (официальный источник опубликования - Вестник Банка России) и др.);
- ненормативные акты федерального уровня (распоряжения Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, ненормативные акты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов).
3. При оформлении списка правовых актов используются следующие общепринятые сокращения наименований официальных источников опубликования:
Полное наименование | Сокращенное наименование |
Собрание законодательства Российской Федерации | Собрание законодательства РФ |
Ведомости Съезда < Наши рекомендации
|