Понятие и основания государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Одна из основных функций государства — экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.
Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений определяется следующими требованиями охраны публичных интересов:
1) Обеспечение государственных и общественных нужд.
2) Формирование государственного бюджета.
3) Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами.
4) Обеспечение занятости населения.
5) Обеспечение безопасности и обороны страны.
6) Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита от монополизма.
7) Соблюдение правопорядка при осуществлении предпринимателями ВЭД.
Кроме того, ограниченность возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.
К так называемым общественным товарам обычно относят национальную систему образования, здравоохранения, оборону государства, систему охраны окружающей среды, создание и поддержание правопорядка в обществе и экономике и т.д.
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики.
Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время какгосударственное регулирование экономики — деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.
В настоящее время государственная экономическая политика находит выражение и закрепление в таких документах, как ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, утвержденные ЦБ РФ, Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» и др.
Объем государственного вмешательства в экономику, рыночные отношения — величина переменная, зависящая от многих факторов. Уровень, размер государственного регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений.
Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.
Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.
Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты.
Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой — самостоятельное средство государственного регулирования экономики наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера.
Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью, которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.