Предприятие и предпринимательство
Тема 2.
Предприятие и предпринимательство
2.1. Понятие предпринимательства, его цели и задачи.
2.2. Сфера и формы предпринимательства.
2.3. Коллективное предпринимательство.
2.4. Малое предпринимательство.
2.5. Крупномасштабное предпринимательство.
2.6. Местное ассоциативное предпринимательство.
Сфера и формы предпринимательства
Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:
* производство;
* коммерцию;
* финансы;
* интеллектуальный комплекс.
В разное время каждая из эти сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, финансы, коммерция существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для покупки. Поэтому экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения.
Производство – наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и совершенствованиями. К производственной сфере принято относить:
- промышленность;
- сельское хозяйство, рыболовство, лесничество;
- общественный и производственный транспорт;
- услуги производственного характера (например, ремонтные работы).
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор фopмы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:
- сферой деятельности;
- наличием денежных средств;
- достоинством тех или иных форм предприятий;
- состоянием рынка.
Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства:
- индивидуальные;
- коллективные;
- корпоративные.
Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на:
- малые и средние:
- крупномасштабные.
Индивидуальные формы без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его состояние.
Малое предпринимательство
Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.
Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Целесообразно отметить следующие преимущества малого предпринимательства:
* более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
* мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
* более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
* снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
* повышенная скорость оборота капитала.
Эти преимущества позволяют малому предпринимательству:
* ускорить наполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
* ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;
* полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
* наладить выпуск продукции малыми сериями.
Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.
В последние десятилетия в промышленности индустриально развитых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке.
В связи с падением серийности производства и разбуханием номенклатуры выпускаемых изделий, развитием новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание были переданы крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добились значительных успехов в своей деятельности.
Сложился своеобразный симбиоз монополий и мелких и средних фирм в гибком обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и предприятий малого бизнеса. В Японии до 70% предприятий малого бизнеса кооперированы с монополиями, в CШA -- 30-40%.
Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. В развитых капиталистических странах размерная структура производства представлена с разной степенью разбивки. В Японии, где значение малого бизнеса очень велико, имеется 7 групп частных предприятий (от 1 до 4, от 5 до 9, от 10 до 29, от 30 до 49, от 100 до 299 и от 300 до 499). Более крупные группировки приводятся в статистическом справочнике ФРГ' (20-49, 59-99, 100-199, 200-499).
Наряду с использованием численности занятых на одном предприятии как количественного критерия, определяющего принадлежность к малому, среднему и крупному бизнесу, применяются и другие показатели. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии, относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. йен к малым и средним, а свыше 100 млн. - к крупным.
В нашей стране к малым в промышленности, строительстве и транспорте относятся предприятия с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве -- до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в прочих отраслях - до 50 человек.
Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредиты, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и подготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.
Для поддержки малых предприятий в России существуют федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых – прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов их деятельности.
Также в зависимости от видов деятельности малым предприятиям предоставляются льготы по налогообложению. Те из них, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ремонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год – 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью – в соответствии с установленным нормативом.
Тема 2.
Предприятие и предпринимательство
2.1. Понятие предпринимательства, его цели и задачи.
2.2. Сфера и формы предпринимательства.
2.3. Коллективное предпринимательство.
2.4. Малое предпринимательство.
2.5. Крупномасштабное предпринимательство.
2.6. Местное ассоциативное предпринимательство.