Культура в быту и организация досуга.
Музыкально-развлекательные товары, фототовары
Компьютерная техника
Личные украшения, подарки, сувениры
Товары для работы и учёбы
Предметы личной гигиены
Спортивные игры
Товары для шитья и вязания.
Ткани для верхней одежды
Ткани для платья и блузы
Бельевые ткани
Шерсть и синтетика для вязания, пуговицы, отделочная фурнитура
Принадлежности для шитья и вязания
Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счёт сокращения площади постоянных микрокомплексов. В отдельных случаях в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.
Примерный перечень сезонных микрокомплексов в универмагах.
Наименование потребительских комплексов | Наименование сезонных микро комплексов | Период организации (месяцы) |
«Товары для детей» | «В школу» «В летний лагерь» «К Новому году» | Август – сентябрь Май – август Декабрь – январь |
«Товары для женщин» | «К 8-му марта» « «Для летнего отдыха» | Февраль – март Май – август |
«Товары для мужчин» | « «Для летнего отдыха» | Май – август |
«Товары для дома» | « «Для сада и огорода» «Для дачи» «Для домашнего консервирования» | Май – сентябрь |
«Культура в быту и организация досуга» | « «Для зимнего спорта» « «Для летнего спорта» | Октябрь – февраль Май - август |
Комплексный принцип построения ассортимента товаров применяется не только в универсальных непродовольственных магазинах. В магазинах типа «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Товары для детей», «Товары для дома» («Хозтовары»), «Культура в быту», «Спорт и туризм» ассортимент товаров может быть сгруппирован по полной номенклатуре микрокомплексов, соответствующих специализации магазина. В специализированных магазинах типа «Одежда», «Обувь», «Галантерея-парфюмерия» и других ассортимент товаров может быть скомплектован в виде отдельных микрокомплексов.
Следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.
Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации.
Формы специализации магазинов | Размеры торговой площади, кв.м. | |||
до 250 | 251-650 | 651-1000 | Св.1000 | |
1. Универсам 2. Кондитерские товары 3. Товары для детей 4. Товары для молодёжи 5. Товары для женщин 6. Товары для мужчин 7. Одежда 8. Обувь 9. Хозтовары 10. Галантерея | - до 300 - - - - - до300 до 500 до 600 | До 700 301-500 до 1000 до 800 до 1000 до 800 до 600 301-500 501-800 601-900 | 700-1000 - 1001-1500 801-1200 1001-1500 801-1200 601-1000 501-800 801-1200 свыше 900 | 1001-1500 - св. 1500 св. 1200 св. 1500 св. 1200 св. 1000 св. 800 св. 1200 - |
Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортимента перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определённого количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутригруппового анализа оборачиваемости товарных запасов. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается по следующей форме:
Наименование микрокомплекса (товарной секции) | Наименование товаров | Количество разновидностей товаров | Период торговли (месяцы) |
Наряду с правильным формированием ассортимента товаров важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине (используемых при оценке уровня обслуживания покупателей), является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
On
Ку = 1 - ---------- ,
N х a
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в
определённом периоде;
О1,О2,…Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в
продаже в момент проверок (из предусмотренных
ассортиментным перечнем товаров);
а – количество разновидностей товаров, предусмотренных
разработанным ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
При расчёте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключать товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:
- для универсамов и гастрономов – 0,90;
- для универмагов – 0,80;
- для магазинов обуви и одежды – 0,75;
- для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров – 0,85.
Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.