Теория и практика взаимодействия крупного и малого бизнеса в туризме
Институционализация конкурентной среды туристической отрасли в современной России обусловливает необходимость разработки новых концептуальных подходов к теории и практике организации форм совместной деятельности крупного и малого бизнеса в условиях неопределенности и высоких рисков туристической деятельности. Эта проблема напрямую связана с выработкой стратегий деятельности малых туристских предприятий России в течение ближайшего десятилетия, достижение которых возможно лишь при условии восстановления инвестиционного механизма расширенного воспроизводства в стране. Стабилизация рыночных трансакций всех форм частного бизнеса возможна в процессе контрактации их отношений, организации разнообразных интегрированных структур (сетей) в качестве необходимой основы привлечения дополнительных ресурсов, укрепления стандартов корпоративного управления, создания бесконфликтного имиджа государственных программ реорганизации и получения доступа к финансовым ресурсам институциональных инвесторов как в стране, так и за рубежом.
Это позволит приблизиться к решению самой острой проблемы обеспечения финансирования туризма как реального сектора экономики, поскольку формализация системы многофункциональных контрактов повысит отдачу самофинансирования — основного из доступных ныне и активно используемых российскими хозяйствующими субъектами источников развития.
В настоящее время, когда российский рынок достаточно динамично развивается, главной целью его адекватной институционализации остается создание условий для замещения внешних факторов экономического роста страны компонентами внутреннего спроса. Это фундаментальное преобразование механизмов саморазвития национальной макроэкономики в значительной мере связано с организацией таких рыночных институтов, как формальные и неформальные контракты, стабилизирующие экономическую деятельность крупного и малого бизнеса. В этой связи приоритетной становится адекватная оценка потенциала отечественных производителей и его эффективная реализация путем контрактации их отношений в долгосрочной перспективе. В настоящее время большое распространение получили 8 форм взаимодействия крупного и малого бизнеса в мире и в России (Рис 1.1)
Рисунок 1.1. Формы взаимодействия крупного и малого бизнеса
Уменьшить некоторый дисбаланс между теоретическими наработками менеджмента в области контрактации рыночных взаимосвязей и их практическим применением можно за счет использования в практике разнообразных форм контрактов в зависимости от специфичности активов, частоты рыночных трансакций и качества нестабильности конкурентной среды. Однако в настоящее время механизм контрактации, который вынуждены адаптировать частные компании, - явление во многом новое для России, недостаточно изученное, а существующие методы и технологии оценки эффективности контрактов не всегда адекватны в силу заимствования из западной практики. В этой связи проблема формирования адекватных условий для институционализации конкурентной среды деятельности частного бизнеса путем контрактации его рыночных взаимосвязей приобретают особую научную и практическую значимость, которая и предопределила цель и задачи настоящего исследования.
Будучи необходимым элементом рыночной экономики, малое предпринимательство берет на себя некоторые специфичные функции, определяющие его экономические особенности, одна из которых связана, например, с совпадением базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. (Табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Факторы взаимодействия крупного и малого бизнеса
Другой экономической особенностью малых предприятий является способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка,осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.
Правомерно также говорить о лучших возможностях малого предпринимательства в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций. Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе.
Для России франчайзинг – новое явление, тогда как в развитых странах он практикуется уже столетиями.
Вопрос о том, где зародился франчайзинг, до сих пор вызывает споры. Так в XII веке Лондонская гильдия владельцев пабов в результате заключения договора с королевским двором получила эксклюзивное право на создание пивных ресторанов в английской столице. Эту сделку принято считать одним из первых примеров франчайзинговой практики.[5]
Однако большинство историков считает, что родиной франчайзинга следует считать США.
Пионером франчайзинга в США все-таки следует считать фирму по производству швейных машин «Зингер». В связи с тем, что у фирмы не было достаточно средств для найма коммивояжеров, ее владелец решил продавать независимым малым предпринимателям (дилерам) права на реализацию своих швейных машин. Последние платили фирме «Зингер» 60 дол. за одну швейную машину, а продавали по цене в 125 дол, таким образом, сотни дилеров, пожелавшие принять участие в столь выгодной сделке, разбогатели всего за несколько лет.[6]С этого момента начинается расцвет франчайзинга.
В 1898г. еще молодая компания «Дженерал моторс» ввиду нехватки средств для открытия собственной сети магазинов, стала продавать свои паровые двигатели через дилеров. Так родилась современная система продажи автомобилей. Франчайзи выделялась определенная территория, гарантировалась защита от конкуренции и большой объем продаж, но при этом он брал обязательство не продавать машины других производителей, обеспечивать высококачественное обслуживание и поддерживать имидж франчайзера.
Всемирное известные «Кока-кола» и «Пепси» также удачно применяют франчайзинговую систему, производя высококонцентрированный сироп и распространяя его по сети местных заводов по розливу.
Несмотря на вышеприведенных фактов, некоторые авторы[7]утверждает что современная идеология франчайзинга родилась лишь в 1930-х гг. XX века, когда Говард Джонсон открыл свою знаменитую сеть ресторанов.
Но подлинный бум в развитии и распространении франчайзинга, как пишет С. Сосна[8], приходится на конец 70-х гг. XX века, когда антитрестовское законодательство США сняло наиболее важные преграды, стоящие на его пути. США стали крупнейшим экспортеров франчайзинга как одной из наиболее выгодных форм предпринимательства. Так, в 1988г. в США насчитывалось около 3000 компаний-франчайзеров, объединявших 416878 франчайзи.
Сегодня франчайзинг в той или иной форме практикуется более чем в 80 странах мира. Особенно бурно он развивается в США, Канаде, Западной Европе, Японии, России в странах Карибского и Тихоокеанского бассейна.
Таким образом, франчайзинг наглядно показал свою высокую жизнеспособность и эффективность даже в периоды экономических спадов 1930 и 1970г. Многие исследователи считают, что эта форма интеграции еще и не исчерпала своих впечатляющих возможностей.
В развитых странах малые предприятия успешно взаимодействуют с представителями крупного бизнеса, рассматривающими их как стратегических партнеров. К ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, а также научно-технические и сервисные корпорации, использующие в своей деятельности франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг.
Франчайзинг является специфической формой продвижения на рынок продукции и услуг крупных компаний путем передачи малым предприятиям соответствующих технологий и прав на производство услуг под торговой маркой компании. Венчурное финансирование предполагает создание крупными компаниями малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. Наконец, лизинговая деятельность крупных промышленных и специализированных компаний, направленная на малое предпринимательство, осуществляется в форме передачи его субъектам соответствующего имущества (комплектного производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) в аренду с правом или без права последующего выкупа. Все указанные направления взаимодействия с малым предпринимательством теоретически выгодны и крупному бизнесу. Однако они также должны специально стимулироваться государством, учитывая ограниченные финансовые возможности малых предприятий.
Большую роль в формировании российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса играли способы и экономические механизмы образования малых предприятий. Первоначально значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления крупных предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный. Часть малых предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно создавались для решения конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.
Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия этой группы были созданы в ходе приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.
Некоторые предприятия образовались в результате консолидации физических лиц(несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.
Однако, независимо от способов образования малых фирм, их взаимоотношения с крупным производством были многоаспектными, как правило, выходящими за рамки прямой профессиональной деятельности. Малые предприятия выполняли особые функции, становились фирмами-ширмами, «карманными» структурами для крупных предприятий, позволяющими лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода.
Так, крупные предприятия, особенно из числа тех, которые финансировались в то время полностью или частично из бюджета, регулярно сталкивались с проблемой неплатежей. Не получая денег из бюджета или от заказчиков, связанных с бюджетом, они сами попадали в долговую зависимость от поставщиков сырья и энергии. Так как предприятиям разрешили взыскивать долги в безакцептном порядке, для них оказалось практически невозможным накопить деньги на развитие, а зачастую и на заработную плату. Выходом из положения тогда являлась организация всего сбыта через дочерние малые фирмы (в том случае, если малые фирмы были дочерними структурами); они же оплачивали зарплату рабочих и служащих основного предприятия, снимая тем самым социальную напряженность. Тем временем крупное предприятие могло спокойно ждать разрешения федеральным правительством проблемы неплатежей.
Используя дочерние малые фирмы как собственные «карманные» структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. Накопленные малыми фирмами капиталы рассматривались как финансовые источники будущего развития не только малого, но и крупного производства, отложенного до «потепления» российского инвестиционного климата. Однако в ряде случаев эти источники приходилось использовать до срока, например, в следующих ситуациях:
1.Крупное предприятие попадало в перечень неплатежеспособных (банкротов). Это свидетельствовало о том, что его руководитель не соответствовал занимаемой должности. Однако (поскольку он обычно являлся физическим или юридическим хозяином работающего малого предприятия), оказываясь под угрозой увольнения, он предпринимал меры по реанимации крупного производства (находились «утерянные» банковские счета, изыскивались ресурсы дочерних предприятий и т.д.).
2. Как правило, иностранные инвесторы не приемлют и «двойную бухгалтерию второй экономики», и ее «карманные» структуры. Поэтому, если руководитель крупного предприятия был заинтересован в иностранных инвестициях, он заблаговременно переводил средства «карманного» предприятия на счета крупного производства для создания благоприятной картины его развития. Таким образом, малые предприятия несли значительное бремя проблем реформенного развития экономики.
Чтобы малое предпринимательство эффективно развивалось и функционировало, а крупный бизнес оставался «мощным экономическим каркасом национальной экономики» необходимо их взаимодействие между собой. Одной из таких популярных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, на которой мы остановим своё внимание, является франчайзинг. Следует уяснить новые для многих термины: "франчайзинг", "франшиза", "франчайзер", "франчайзи". Франчайзинг - это система бизнеса, состоящая из компании (франчайзер), которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и компаний или индивидуальных предпринимателей (франчайзи), которые купили у франчайзера право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса. Для франчайзера франчайзинг - это эффективнейший способ развития своего дела. Этот способ основан на идеях построения многочисленной сети франчайзи и хорошо отработанных технологиях территориального развития бизнеса в том числе и в г.Сочи, как региона с большой перспективой развития розничной торговли . Мировая практика доказала, что франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше.
Франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.
Таким образом, можно утверждать, что франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого предпринимательства в туризме достаточно интересен, перспективен и эффективен. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей. Стимулируя развитие франчайзинговых сетей в туризме, с одной стороны, контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого и крупного предпринимательства в России.