Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие
Совокупный спрос AD (от английского aggregatedemand) - это сумма будущих расходов на приобретение конечной продукции, он определяется, как реальный объем национального производства, который потребитель, предприятия и государства, готовы купить при каждом возможном уровне цен.
Совокупное предложение AS (от английского aggregatesupply) - Это общий объем благ, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.
Макроэкономическое равновесие -- это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение сбалансированы между различными членами общества, то есть существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками.
По мнению В. Парето, экономическая наука в своем развитии и движении к оптимальному состоянию должна пройти три фазы:
1) эмпирическое обнаружение и фиксирование экономических отношений;
2) выявление существенных связей внутри них;
3) точное количественное определение условий равновесия элементов, из которых складывается мир экономических явлений согласно закону свободной конкуренции.
В идеале (оптимуме) достижение третьей стадии выражает цель экономического научного знания. Причем, следуя логике В. Парето, собственно макроэкономическим идеалом является:
а) в теории -- построение модели общего равновесия экономической системы;
б) на практике -- приведение поведения всех потребителей (покупателей) и производителей (продавцов) в соответствие с требованиями закона свободной конкуренции.
В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:
- Ф. Кенэ модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
- К. Маркс схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;
- Л. Вальрас модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
- В. Леонтьев модель «затраты выпуск»;
- Дж. Кейнс модель краткосрочного экономического равновесия.
Идеальное равновесие исходит из предпосылок идеальной конкуренции и отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.
Реальное макроэкономическое равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.
Различают частичное и полное равновесие:
- Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства;
- Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие. Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.
16. Экономическая интеграция: цели и задачи. Формы экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция может возникать в различных формах и проходить разные этапы эволюции. Простейшая - "зона преференциальной торговли", в рамках которой участники предоставляют друг другу различные льготы во взаимной торговле. Исходной формой собственно интеграционного объединения признается "зона свободной торговли" - в ее рамках отменяются торговые ограничения для стран - участниц, и в первую очередь снижаются или отменяются таможенные пошлины, импортные квоты, устраняются и др. ограничения. Как правило, либерализация взаимной торговли осуществляется при этом постепенно и дифференцированно по отраслям, преимущественно - в торговле промышленными товарами и услугами, в меньшей степени - в торговле продукцией аграрного сектора, который во многих странах, в том числе в странах ЕС, функционирует в условиях сохранения значительных элементов государственного протекционизма. Более высокая степень интеграции достигается в рамках "таможенного союза", участники которого наряду с мерами, осуществляются на уровне зоны свободной торговли, устанавливают единые таможенные тарифы для прочих (так называемых "третьих") стран и проводят единую внешнеторговую политику. Дополнением к таможенному часто становится "платежный союз", в системе которого достигается взаимная конвертируемость валют и проводится единая денежно - финансовая политика.
Углубление интеграционных процессов может способствовать переходу от таможенного союза к "общему рынку" стран - участниц интеграционной группировки. Формирование общего рынка предполагает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также стандартизацию производственных и коммерческих параметров экономической деятельности, проведение согласованной внутренней и внешней экономической политики, унификацию правовых норм, особенно в налоговой сфере и в отношении принципов и механизмов создания новых предпринимательских единиц.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВОЙ РЫНОК. - это форма международных отношений по средствам экспорта и импорта товаров и услуг, базирующаяся на международном разделении труда.
Причина международной торговли:
" Неравномерное распределение и экономическая обеспеченность факторов производства, что обусловлено природно - климатическими и географическими условиями.
" Теория абсолютных преимуществ (А.Смит).
" Теория относительных или сравнительных преимуществ (Д.Рикардо).
17. Виды экономических систем. Современные экономические системы общества (сравнительный анализ).
В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.
Из них самая древняя — традиционная экономическая система.
Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм). Основу этой системы составляют:
1) право частной собственности;
2) частная хозяйственная инициатива;
3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.
Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.
Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождаетогромные различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.
Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.
Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.
Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;
2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).
Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.
Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
18. Товар и его свойства. Стоимость и потребительная стоимость товара. Классификация товаров. Товарное производство.
Товар— это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.
Товар– это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
Карл Маркс выдвинул такое определение этому понятию: «Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств».
Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи. За данным определением скрывается довольно сложная совокупность экономических отношений.
товар обладает двумя основными свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
б) способностью к обмену.
Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие – косвенно, опосредственно как средство производства (станок сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеет три формы проявления:
а) количество;
б) натуральная форма;
в) качество.
Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Разные товары имеют только одно общее свойство, делающее их сравнимыми между собой при обмене, а именно то, что они - продукты труда. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
Потребительная стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять производственные, общественные, личные и иные потребности людей. Она составляет вещественное содержание богатства. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость — это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар.
Потребительную стоимость имеют многие вещи, вовсе не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром. Чтобы вещь стала товаром, она должна быть продуктом труда, произведенным для продажи.
Потребительная стоимость должна:
быть создана трудом;
удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи), то есть товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что общественная потребительная стоимость представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества.
Общественная потребительная стоимость- это также потребительная стоимость, которая:
обладает полезностью, то есть создана не для собственного потребления, а для обмена на рынке;
создана в количествах и структуре соответствующей общественной потребности или, во всяком случае, не превышающей ее;
Так же следует добавить, что общественная потребительная стоимость является потребительной стоимостью не только отдельных вещей, а всей массы вещей данного рода, предназначенных для продажи в сопоставлении с потребностью их в обществе.
В современных рыночных условиях фирмы вынуждены разрабатывать различные товарные классификации на основе присущих этим товарам характеристик.
Исходя из целей применения, все товары можно разделить на две группы - товары промышленного назначения и товары народного потребления.
Товары промышленного назначения | Товары народного потребления |
классифицируют по степени участия их в процессе производства (материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги). | классифицируют на основе покупательских привычек потребителей (брошюры, открытки, календари, бланки, визитки, этикетки и т. п.) |
Исследование рынка товаров народного потребления проводится с целью определения емкости и характера рынка, географического размещения потенциального потребителя, структуры и степени монополизации рынка, влияния торгово-политических и экономико-географических факторов на долгосрочные тенденции развития рынка. Для того чтобы выявить товары наибольшего спроса и местонахождение потребителей применяются следующие классификации:
по степени долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на три группы:
-товары длительного пользования - материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование (книги в твердом переплете);
-товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования (газеты, журналы);
-услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений (услуги, выполняемые типографией, издательством).
На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на:
а)товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Такие товары можно дополнительно подразделить на:
-основные товары постоянного спроса (газеты с программой), то есть те товары, которые люди покупают постоянно;
-товары импульсивной покупкиприобретают без всякого предварительного планирования и поисков, они, как правило, продаются во многих местах, поэтому потребители почти никогда их специально не ищут (журналы);
-товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них (газета "Из рук в руки"); производители организуют распространение этих товаров через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.
б) товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (художественная литература). Товары предварительного выбора могут быть дополнительно подразделены на:
-схожие -рассматриваются покупателем как изделия, одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке;
-несхожие -рассматриваются потребителем относительно их свойств в большей степени, нежели относительно цены. Именно поэтому при продаже несхожих товаров предварительного выбора необходимо иметь широкий ассортимент, чтобы удовлетворять самые разнообразные индивидуальные вкусы, и держать штат хорошо подготовленных продавцов, которые могли бы снабдить потребителя необходимой информацией и дать ему совет.
в) товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (альбомы по искусству);
г) товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке (энциклопедии).
Товарное производство — это такой вид организации производства, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. Возникает из-за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями.
Простое товарное производство — это производство продуктов для обмена между самостоятельными частными производителями-крестьянами и ремесленниками. Его существенные черты таковы:
· общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства.
· частная собственность на средства производства и продукты труда.
· личный труд собственника на средства производства,
· удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда.
· экономическая связь между людьми осуществляется через рынок, то есть носит общественный характер.
При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер.
Типичные черты развитого товарного производства:
· является открытым;
· происходит на основе углубления общественного разделения труда;
· облегчено применением машинной техники;
· экономическое обособление производителей.
19. Конкуренция: сущность и содержание. Виды конкуренции и их характеристика
Конкуренция—это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции— борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.
Две основные формы конкуренции:
· внутриотраслевая
· межотраслевая
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.
Различают:
· совершенную (свободную) конкуренцию
· несовершенную конкуренцию
Основные признаки свободной конкуренции:
1. Неограниченное число участниковконкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить деятельность. Сделать это можно по-разному:
· открыть свое дело
· приняв непосредственное участие в труде
· нанять работников
· купить акции
· приобрести государственные облигации
· положить деньги в банк
· инвестировать их в недвижимость
2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода.
3. Полная информированность каждого участникаконкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).
4. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной. Таким образом, реальные уровни цен устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).
Рынок несовершенной конкуренции предполагает:
· чистую монополию
· монополистическую конкуренцию
· олигополию
Чистая (абсолютная) монополия.Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.
Этой модели присущи четыре характерные черты:
· продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна
· реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт)
· монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок
· на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера
В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем.
Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.
Дифференциациязатрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.
Следовательно фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.
Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.
Олигополия.Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.
Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.
Таблица. Основные модели рынка
Характеристика рынка | Свободная конкуренция | Чистая монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Число фирм | Очень большое | Одна | Много | Несколько |
Тип продукта | Стандартизированный | Уникальный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный |
Контроль над ценой | Отсутствует | Значительный | Некоторый в узких границах | Ограниченный или значительный при тайном сговоре |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие | Блокированы | Сравнительно легкие | Существенные трудности |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Отсутствует | Характеризуется особым вниманием к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п. | Очень типична, особенно при дифференциации продукта |
В соответствии с методами действия различают:
· ценовую конкуренцию
· неценовую конкуренцию
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты.
В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.
Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента.
Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетические показатели, безопасность.
В конкурентной борьбе все большую роль стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.
Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция.
Она выражается в:
· демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости
· установлении контроля над деятельностью конкурента
· злоупотреблении господствующим положением на рынке
· установлении дискриминационных цен или коммерческих условий
· зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров
· введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки
· тайных сговорах на торгах
· ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение
· недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов
· нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг
20. Издержки производства и экономическое равновесие фирмы.
Издержки производства — важнейшая категория исследования современной политической экономии. Ее задача определить величину и структуру затрат фирмы на производство продукции, которая бы обеспечила предприятию устойчивое процветание. Как мы видим, подход к проблеме чисто практический.
Следует обратить внимание на экономическую среду, которая избрана для исследования издержек производства. В современной литературе ее часто называют рынком потребителей или насыщенным рынком. Имеется в виду рыночная ситуация, где производителей данного продукта достаточно много. И сложность проблемы заключается не в том, чтобы купить продукт, как это бывает на дефицитном рынке, а чтобы его продать. Когда у производителя нет недостатка в конкурентах, он постоянно находится в состоянии поиска улучшения структуры производства. Он ищет самый рациональный вариант.
Попробуем и мы это сделать, изучая издержки производства применительно к определению оптимальных объемов производства фирмы. Но предварительно остановимся на вопросе, что считать издержками производства, на характеристике их видов (типов).
| |
|