Понятие и основные типы монополий. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Запрещение монополистической деятельности.
Монополия – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Типы монополий:
1)создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;
2)образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;
3)возникающие в результате обладания исключительными правами.
Существуют следующие разновидности монополий:
1)государственные монополии - создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства
2) естественные монополии – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин. Сферы деятельности:
1)транспортировка нефти, газа по магистральным трубопроводам;
2) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, электрической и почтовой связи;
Антимонопольное законодательство предусматривает 2 основных критерия для определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке:
1) Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.
Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Доминирующее положение на рынке не запрещается. Но если оно явилось следствием неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения – монополистическая деятельность.
49. Виды недобросовестной конкуренции. Правовая защита от недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция на товарных рынках - направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг - действия финансовых организаций, которые направлены на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, причиняют или могут причинять убытки конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.
Виды:
1)смешение между деятельностью конкурентов (паразитирование) - введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
2)дискредитация конкурента и его деятельности, подразделяется на:
а) прямую, т. е. распространение ложных сведений, которые способны причинить убытки другому хоз субъекту либо ущерб деловой репутации;
б) косвенную, т. е. некорректное сравнение товаров (услуг) с товарами (услугами) других хозяйствующих субъектов (финансовых организаций);
3)получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую и служебную тайну и охраняемую законом тайну и др.
Типы правонарушений: конкретные запреты, предусмотренные специальными нормами законодательства, определенные недействительные сделки, а также правонарушения, состоящие в злоупотреблении правом.
При установлении недобросовестной конкуренции необходимо учитывать
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, предпринимательскую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.