Формирование группы и ознакомление ее участников
С проблемой ведущим руководителем
Синектическое заседание группы
Рассмотрение и отбор идей и предложений ведущим руководителем
Повторное синектическое заседание
Повторное рассмотрение
Идей и предложений руководителем
Модель организации мозгового штурма методом классической синектики
Во время синектических заседаний ведущий должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке. Другие участники синектического заседания также могут эффективно работать лишь после нескольких тренировочных заседаний.
Синектическая конференция
Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. Правда, конференция здесь не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует. Участники синектической конференции должны в совершенстве владеть классической синектикой.
Визуальная синектика
При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигают с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, например, какие-нибудь диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву.
В методе визуальной синектики можно использовать крупные изображения на календарях, рекламных проспектах (выставленных на стендах).
Пул мозговой записи
Согласно методу пула мозговой записи на заседании 4-8 участников записывают предложения по решению выявленной проблемы в специальные формуляры, куда можно внести около десяти предложений (см. схему).
Подготовка ведущим руководителем пула и формирование группы
(2-3 дня)
Заседание участников в пуле
(до 40 мин)
Изучение и отбор идей и предложений руководителем
(30-40 мин)
Модель организации мозгового штурма методом "пула" мозговой записи
в начале заседания на середину стола ("пула" - бассейна) кладут формуляр, уже содержащий несколько предложений по решению проблемы, которые были сформулированы заранее постановщиком проблемы в виде проекта. Каждый участник записывает в один из формуляров, лежащих перед ним, свои идеи по проблеме, причем количество идей не ограничено.
Если кто-то из участников замечает, что поток его идей относительно данной проблемы иссякает, он заменяет свой формуляр другим, лежащим в центре стола. Теперь он может вдохновиться новыми для него идеями, может их расширить или дополнить. Точно так же любой другой участник в любое время может заменить свой уже обработанный формуляр на формуляр из "пула".
Необходимо держать наготове чистые формуляры на случай, если все ранее выданные формуляры будут полностью заполнены. Как свидетельствует опыт, в ходе заседания в "пуле" собирается все больше заполненных формуляров, в результате чего появляется возможность обмена мнениями и стимулирования каждого участника через все более короткие промежутки времени.
Для того чтобы каждый участник мог распознать, обработан ли им формуляр, находящийся в данный момент на столе, все формуляры должны различаться окраской или крупными цифровыми надписями.
Идея Дельфи
Метод идеи Дельфи используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процесс реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом (см. схему).
1. От 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой-либо заранее определенной проблемы, причем независимо друг от друга. В зависимости от типа и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.
2. Для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение - приблизительно 14 дней.
З. После получения всех ответов, содержащиеся в них предложения, суммируют, а повторяющиеся - отсеивают (1 этап).
4. На 11 этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой просмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости, возможно, его повторение.
5. На 111 этапе может быть задан простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившие предложения по различным критериям (например, по ожидаемому обороту, смете расходов). Этот оценочный этап представляется целесообразным и ценным с практической точки зрения, поскольку постановщики проблемы получают предварительную выборку предложений по решению проблемы, которые можно в последующем представить на обсуждение.
Подготовка письменной формулировки