Демократическая революция в Челябинской области.

Попытка государственного переворота, предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19-21 августа 1991 г. была направлена против рыночных реформ, на остановку идущей в стране демократической революции. Ее открыто поддержало на Урале всего несколько человек. Среди них был командующий Уральско-приволжским военным округом генерал А.Макашов. По его приказу руководством Чебаркульской дивизии даже была направлена группа боевых машин в г. Миасс к зданию горисполкома. Подполковник Цветков, депутат Челябинского областного Совета, отказавшийся выполнять приказ, был отстранен от командования своим полком. А впоследствии в дивизии были созданы условия, заставившие его уволится из рядов вооруженных сил. Однако, челябинская бюрократия заметно сочувственно отнесшаяся к ГКЧП, была достаточно квалифицирована и информирована, чтобы понимать обреченность попытки государственного переворота и открыто поддержать его не решилась.

Часть активистов движения «Демократическая Россия» организовала агитацию против путча в трамваях г.Челябинска. За несколько часов работы им встретилось только несколько человек, высказавшихся в поддержку путчистов.

Ситуация была довольно тревожная, были неясны перспективы развития политических процессов, могли последовать репрессии. В Центральный райком КПСС в эти дни обратились несколько человек, сдавших ранее свои партбилеты, с просьбой их вернуть.

Обращение Президента, осуждающее попытку антиконституционного переворота и призывающего к проведению всеобщей бессрочной забастовки, было получено в Челябинске около 12 часов дня. В то время факсов в учреждениях было очень мало и в получении документов из Москвы посодействовал тогдашний директор «Практик-Центра» В.Каунов. Он длительное время сотрудничал с демократическим движением, помогая проводить раскопки могил расстрелянных на Золотой горе, а позднее в их перезахоронении. С другой стороны, сторонники «Демократической России» в областном Совете выдвигали его совместным кандидатом демократической фракции на пост председателя Совета. Правда, безуспешно. Обращение президента и правительства России нужно было довести до сведения народа. И это можно было сделать только с помощью листовок. Организацией печатания листовок занимался депутат горсовета, член Координационного совета областной организации «Демократическая Россия» А.Гращенков. В общей сложности 19-21 августа президентские документы были размножены на ксероксах более чем в 10 000 экземплярах. Сразу же началось их распространение.

Днем 19 августа состоялось собрание депутатов Челябинского городского совета. Практически ни один депутат не поддержал ГКЧП. Однако на прямой вопрос, что будет делать командующий танковым училищем начальник гарнизона г.Челябинска депутат горсовета полковник Куимов, выполнять приказ непосредственного начальника или постановление президента, тот ответил, что будет выполнять приказ.

Заседание Координационного совета «Демократическая Россия», проходившее в актовом зале Горисполкома Челябинска с 17 часов вечера 19 августа, не смогло придти к определенному решению относительно дальнейших действий организации. Одна часть лидеров организации настаивала на немедленном проведении митинга протеста против попытки переворота на площади Революции, опираясь на обращение и постановление президента. Надо сказать, что до тех пор ОК КПСС не допускал проведение митингов демократического движения на этой площади. Другая часть выступала против, поскольку заявку на проведение митинга (по тогдашнему закону за 10 дней) не была подана, а «Демократическая Россия» принципиально придерживалась только законных методов борьбы. Сошлись на том, что кто как хочет, так и будет действовать. Группа активистов «Демократической России» в седьмом часу вечера вышла на площадь Революции и до темноты несколько десятков раз А.Козинский, обладающий особенно сильным голосом, зачитал через мегафон обращение президента России. Чтение обращения начиналось с подходом очередного троллейбуса. Большинство людей опасалось подходить к памятнику В.И.Ленина, они скапливались на противоположной стороне площади, на троллейбусной остановке, выслушивало обращение президента и уезжало по своим делам. Многие люди специально выходили из троллейбуса для того, чтобы дослушать это обращение до конца. И только некоторые отваживались подходить к трибуне. Их вознаграждали текстами обращения и призывали познакомить с ним свой трудовой коллектив.

В это время заседало руководство облисполкома, решая вопрос о том, как относиться к московским событиям. Его большинство заняло выжидательную позицию. Присутствующий на том заседании председатель Челябинского горсовета В.Соловьев предлагал публично осудить путч, но не был поддержан большинством заседавших. Возвращаясь с заседания, В.Соловьев присоединился к активистам «Демократической России» и первым из высших руководителей в области публично осудил путч и призвал население города к сопротивлению. 20 августа он с этой же позицией выступил по областному телевидению. Председатель облисполкома П.И.Сумин занял нерешительную позицию, не поддержав публично ни ГКЧП, ни президента России. Однако в своем обращении к председателям гор- и райисполкомов он призвал к спокойствию (а Б.Н.Ельцин призывал к организации забастовок, кампании неповиновения), т.е. повторил требования содержавшиеся в обращениях ГКЧП.

В конце предыдущей недели вышел очередной третий номер газеты «Свободный Урал». Уже сложилась традиция по утрам перед работой распространять газету у проходной радиозавода. 20 августа активисты «Демократической России» с 7 до 8 утра организовали пикет перед главной проходной Радиозавода. Они с помощью мегафона познакомили с обращением всех работников завода, передавали им и водителям троллейбусов тексты обращения президента. На Радиозаводе возник стихийный митинг, принявший решение о поддержке призыва президента России организовать забастовку[5] и выйти на демонстрацию протеста против действий ГКЧП. Демонстрация прошла по улице Ленина на площадь Революции, где был организован митинг.

Место у памятника становилось местом постоянных контактов с населением. Там несколько раз в день проводились митинги. Люди подходили к активистам «Демократической России», получали у них тексты обращения президента. Утром 20 августа «Челябинский рабочий» опубликовал документы ГКЧП, а документы российского руководства были впервые напечатаны в «Вечернем Челябинске» только вечером того же дня. До этого о них можно было узнать только из листовок «Демократической России» или сообщений по радио России, Эхо Москвы и «Свободе».

Вечером 20 августа из администрации президента была получена информация о том, что путчисты терпят поражение и что дальнейшее проведение забастовок нецелесообразно. Группа В.Грамолина, работала с середины дня 19 августа в железнодорожном депо и уже договорилась с локомотивными бригадами о блокировании Челябинского железнодорожного узла утром 21 августа. Теперь она должна была дать отбой. В.Грамолин в ночь на 21 августа прибыл в депо. Он поблагодарил железнодорожников за согласие выступить в поддержку призыва президента и сообщил о нецелесообразности забастовки. Рано утром 21 августа у проходной радиозавода активистами «Демократической России» было проведено совещание с уполномоченными от цехов и принято решение о прекращении забастовки. Утром 21 августа на здание горсовета и горисполкома А.Гращенков и помощник В.Соловьева Б.Мизрахи водрузили российский флаг. Это был первый в России российский флаг, водруженный над государственным органом власти в конце ХХ века.

Всего в течение 3-х дней в Челябинске было проведено 7 митингов. Самым крупным был митинг вечером 21 августа, на котором присутствовало около 20 тысяч человек. Это был крупнейший митинг в истории Челябинска.

Митинги протеста против путча прошли также в Златоусте, Магнитогорске, Миассе, Озерске, Троицке и других городах. Если в Челябинске никто публично не выступил в поддержку ГКЧП, в ряде территорий со стороны бюрократии была оказана поддержка путчу. Руководством Варненского районного Совета было принято и опубликовано в районной газете «Советское село» 23 августа заявление в поддержку путчистов. Своим сторонникам варненская верхушка, готовясь к вооруженной борьбе, раздала оружие.

Таким образом, в стране 21 августа победила демократическая политическая революция. Сразу после победы демократических сил России над путчистами на волне народного энтузиазма для закрепления демократической революции нужно было, во-первых, немедленно организовать выборы представительных органов власти. Прежние представительные структуры избирались в других общественных условиях и в подавляющем большинстве состояли из последовательных сторонников прежнего режима. Во-вторых, быстрое проведение основных реформ по переходу к рыночной экономике позволило бы легче преодолеть сопротивление консерваторов и тщательнее обеспечить ход реформ в интересах большинства населения. В этом случае можно было бы избежать конфликта между Президентом и парламентом. Теперь нужно было демократическую политическую революцию закрепить провести рыночными реформами, перейти к Западной цивилизации. Рыночные реформы могли пойти по двум основным вариантам.

Вариант 1. Реформы в интересах народа.В этом случае реформаторский процесс должен был пройти относительно мягко, результате реформ явилось бы повышение благосостояние народа. Большинство крупных предприятий стало бы коллективными (кооперативными). Наряду и ними развивался бы и частный сектор, однако быстро стать господствующим он бы не мог, поскольку у частных предпринимателей не было достаточно капиталов, чтобы присвоить себе крупные предприятия. Между тем, в руках у населения были очень значительные денежные ресурсы: только на сберегательных книжках лежало по официальному курсу около 500 млрд. $. В созданных частных акционерных кампаниях подавляющая часть капитала принадлежала бы широким народным массам.

Вариант 2. Реформы в интересах прорыночной части номенклатуры.Ей нужно было перекачать свою власть, определяющуюся местом в бюрократической иерархии во власть, определяющуюся имеющимся у нее капиталом. В этом случае необходимо массовое использование незаконных способов присвоения предприятий, иначе невозможно было быстро создать крупный частных капитал. Оборотной стороной господства крупного капитала является обнищание трудящихся. В этом случае реформы должны пойти за счет народа, за счет снижения его жизненного уровня. Однако этот путь гарантировал страну от вооруженной борьбы, которую бы неизбежно навязала народу теряющая свои позиция бюрократия.

Как показали дальнейшие события, Б.Ельцин выбрал второй вариант. И вместо быстрых радикальных преобразований, он немедленно уехал в отпуск. Люди, которых он привел к власти в правительстве, публично заявляли о преданности к демократии и интересам народа и в то же время вероломно проводили реформы, прежде всего, в интересах немногочисленного слоя внезапно разбогатевших людей. Но, тем не менее, некоторыми результатами реформ воспользовался весь народ.

Это – свобода слова. Сегодня не существует запрета на информацию. При желании получать и умении правильно оценивать ее можно составить представление о всех сторонах жизни в стране и за рубежом.

Это – свобода собраний, объединений, создание условий для отстаивания своих интересов. К сожалению, далеко не все хотят пользоваться этими завоеваниями. Но пример некоторых категорий работников показывает, какие возможности у них есть. Так, в 1990 г. была создана Федерация профсоюзов авиадиспетчеров. Сегодня их средняя зарплата выше[6], чем у летчиков. И это при том, что труд летчиков и более квалифицирован и более опасен. Но такого положения авиадиспетчерам удалось достичь с помощью десятков забастовок и предзабастовочных положений.

Это – свобода экономической деятельности. С ее помощью челноки за несколько лет обеспечили промтоварами всю страну, сделав то, чего десятилетиями не могло достичь прежнее государство. Рыночные отношения создали возможность приобретения разнообразных и качественных товаров. Нужно только добиться, чтобы зарплата была достойной.

В стране работает около тысячи народных предприятий, которые принадлежат коллективам работников, на которых действует принцип каждый - по способностям, каждому – по труду. Это, конечно очень мало для нашей страны, но при приватизации большинство предприятий было передано в собственность работников этих предприятий. Однако большинство из них не захотело оставаться собственниками своих заводов и фабрик, продало свои акции, стало наемными работниками у собственников предприятий.

Наши рекомендации