Сущность социально-политических процессов в России в конце ХХ – начале ХХ1 в.
Социально-экономическое развитие Челябинской области в 1991-2004 гг.
События конца 80-х – начала 90-х годов были неординарными. Они без сомнения носили революционный характер. Сегодня нет их однозначной оценки. Это диктует необходимость остановится на этом вопросе и уточнить позиции. Развитие экономики, социальной, политической сферы, культуры в Челябинской области в конце ХХ века и в начале ХХ1 в. проходило не в вакууме, а на фоне подобных процессов в целом в России и были тесно связаны между собой. Однако они до сих пор достаточно не осмыслены исследователями. Все это заставляет остановиться на оценке общероссийских социально-политических процессов.
Социально-экономическое развитие Челябинской области в 1991-2004 гг.
События конца 80-х – начала 90-х годов были неординарными. Они без сомнения носили революционный характер. Сегодня нет их однозначной оценки. Это диктует необходимость остановится на этом вопросе и уточнить позиции. Развитие экономики, социальной, политической сферы, культуры в Челябинской области в конце ХХ века и в начале ХХ1 в. проходило не в вакууме, а на фоне подобных процессов в целом в России и были тесно связаны между собой. Однако они до сих пор достаточно не осмыслены исследователями. Все это заставляет остановиться на оценке общероссийских социально-политических процессов.
Сущность социально-политических процессов в России в конце ХХ – начале ХХ1 в.
Большинство исследователей оценивают эти события как буржуазную революцию (контрреволюцию). Вариант, заключенный в скобках иначе еще называется буржуазной реставрацией. Для того, чтобы отчетливо понять суть процессов конца 80-х – начала 90-х годов нужно четко определить социально-экономическую систему, существовавшую в СССР.
Сегодня многие говорят о социализме, о его развитии в СССР. Однако общим местом в этих рассуждениях является отсутствие определения. Что же такое социализм? И это не случайно. Если дать такое определение, а оно должно быть общепризнанным, то трудно тогда будет заниматься идейными и политическими спекуляциями.
Что же такое социализм? Это – общественная система, в которой производство организуется на основе общественной (коллективной) формы собственности на средства производства, действует принцип «каждый по способностям – каждому по труду», нет эксплуатации человека человеком, реальная власть принадлежит организованным трудящимся, достигнута свобода развития личности. Ни одного из этих признаков в Советской Союзе не было.
Советские и российские ученые в основном разработали признаки азиатского способа производства. Их можно суммировать следующим образом: азиатский способ производства – это общественная система, в которой 1) производство организуется на основе государственной собственности на средства производства, которой фактически управляет бюрократия, являющаяся коллективным эксплуататором трудящихся; 2) действует государственное планирование и нормирование распределения; 3) политическая система строится на принципах авторитаризма и ограничения демократии . 4) для обеспечения своей власти правящие круги , как правило, организуют обожествление первого руководителя в различной форме, в том числе и в форме культа личности (должности) первых руководителей различного уровня; 5) бюрократия с целью затушевать эксплуататорский характер своего господства и снять особенно острые противоречия проводит политику социального патернализма; 6) государство стремится обеспечить всеобъемлющий контроль над потоками информации и над личностью. Социально-экономическая система, существовавшая в Советском Союзе, идеально подходит под эти признаки. Если в СССР был социализм, то в Китае он существовал в течение трех тысяч лет.
Очевидно, что уровень развития экономики, существовавшие политические формы в Древнем Египте, средневековом Китае и СССР отличались друг от друга. Но из признания этого вытекает лишь необходимость исследования периодизации развития азиатского способа производства. Само понятие «азиатский способ производства», следовательно, сегодня представляется не вполне удачным, поскольку сам состоит из определенных этапов. Более близким к реальности представляется понятия «Восточная цивилизация»
Все страны развивались либо в системе Западной цивилизации, либо в Восточной. Исключениями были только две страны - Византия и Россия, внутри которых шла борьба между этими цивилизациями на протяжении всей их истории.
Таким образом, события конца 80-х – начала 90-х годов являлись демократической революцией по переходу от Восточной к Западной цивилизации. В современных западных странах существует многоукладная экономика. Наряду с мелкотоварным укладом и средними буржуазными предприятиями действуют коллективные (кооперативные) предприятия[1] в большинстве своем представляющие собой социалистический уклад. Конечно, крупнокапиталистический уклад там пока занимает ведущее положение, определяя их буржуазный строй. Что касается России, то в демократической революции участвовали движущие силы, ориентирующиеся на рыночный социализм и на частнохозяйственный капитализм. До осени 1993 г. они действовали в союзе в рамках демократического движения. В сентябре – октябре 1993 г. Б.Н.Ельцин возглавил государственный переворот, произошла так называемая передвижка власти[2] и политическая сущность государства изменилась. Если власть в стране до сентября-октября 1993 г. принадлежала части бюрократии, ориентирующейся на рыночные реформы в союзе с демократическим движением, то после октябрьских событий власть перешла в руки бюрократии в союзе с крупными капиталистами-сырьевиками, не очень точно называемыми олигархами. Новая бюрократия[3] в союзе с верхушкой буржуазного направления в демократическом движении[4] подвергла разгрому демократическое движение. Далее до конца 1999 г. походил процесс расползания власти в двух основных направлениях: 1) в союзе бюрократии с крупными капиталистами-сырьевиками центр тяжести постепенно перемещался в сторону последних; 2) провинциальная бюрократия, особенно национальных республик, постепенно забирала все больше власти в свои руки: проходил процесс превращения федеративной системы государственного устройства де-факто в конфедеративную. С конца 1999 г. процесс превращение страны конфедерацию сначала был приостановлен, затем повернут вспять: Россия вернулась к федеративной системе построения государства. Что касается первого процесса, то политика В.В.Путина направлена на продолжение союза бюрократии с крупными капиталистами-сырьевиками. Но в этом союзе президент стремится обеспечить ведущую роль бюрократии. Те немногие представители крупных капиталистов-сырьевиков (Б.Березовский, М.Ходорковский и др.), которые не согласны с этой политикой исключаются властью из политического процесса, их роль в экономических отношениях снижается.