Правовое регулирование деятельности банков и небанковских финансово-кредитных организаций. Банковская система Республики Беларусь. Субъекты и объекты банковских правоотношений.
Банки – это организации особого рода. Как субъекты хозяйственных правоотношений, банки характеризуются сложной системой, в своей деятельности они используют свободные денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах физических и юридических лиц. При изучении деятельности банков необходимо ознакомится с законодательством, регулирующим банковскую деятельность финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Правовое положение деятельности банков определено Банковским кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 1 января 2001г. [13] и рядом законодательных актов Национального банка Республики Беларусь изданных в соответствии с его компетенцией, имущественные отношения в деятельности банков определяются Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными специальными нормативными актами.
Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, определяет порядок создания, деятельности, ликвидации и реорганизации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна. Банковская система Республики Беларусь входит в финансово-кредитную систему Республики Беларусь и является двухуровневой тем самым, включая в себя Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки, а также в финансово-кредитную систему входят небанковские кредитно-финансовые организации.
Из перечисленного состава кредитно-финансовой системы Республики Беларусь следует, что субъектами банковских правоотношений являются:
- Национальный банк Республики Беларусь;
- коммерческие банки;
- небанковские кредитно-финансовые организации;
- государственные органы, органы местного управления и самоуправления;
- физические лица;
- юридические лица.
Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги и валютные ценности.
Являясь предприятием, банки действуют в сфере финансов и на них распространяются законодательство о предприятиях, следовательно, в соответствии со статьей 46 ГК Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией и действует как субъект хозяйствования.
Банк – это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская финансово-кредитная организация, представляет собой юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом, за исключением, тех видов деятельности, которые могут осуществлять банки (ст. 9 БК Республики Беларусь).
Совокупность всех осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли носит название банковской деятельности. Банковская деятельность осуществляется на следующих принципах:
обязательность получения банками и кредитно-финансовыми организациями лицензий на осуществление банковских операций;
независимость банков и небанковских финансово-кредитных организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов;
разграничение ответственности между банками, небанковскими финансово- кредитными организациями и государством;
обязательность соблюдения установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Порядок и особенности государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансово-кредитных организаций закреплены Банковским кодексом Республики Беларусь в статье 18, который осуществляется с помощью:
· государственной регистрации банков и небанковских финансово-кредитных организаций;
· лицензирование банковских операций;
· установление запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
· установление экономических нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
· надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия;
· выявление случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции.
Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Структура и органы управления Национального банка Республики Беларусь.
Центральным банком банковской системы Республики Беларусь является Национальный банк Республики Беларусь, который выполняет уникальные функции не свойственные другим банкам и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь, который в соответствии со своими полномочиями утверждает Устав Национального банка; назначает с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождает их от должности; определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки Национального банка; утверждает годовой отчет Национального банка и др. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь участвует в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политике. Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь, как Правительство по долгам Национального банка.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Однако часть получаемой прибыли он передает в доход республиканского бюджета в размере предусмотренным Законом о бюджете Республики Беларусь, а остальную часть прибыли использует для создания резервного и иных фондов. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления, которым распоряжается в соответствии с целями деятельности Национального банка. Целями деятельности Национального банка являются:
- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Национальный банк, являясь юридическим лицом, выполняет следующие функции:
· осуществляет эмиссию денег;
· регулирует денежное обращение;
· регулирует кредитные отношения;
· является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
· осуществляет валютное регулирование и контроль;
· выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;
· осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
· осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
· осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских финансово-кредитных организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
· устанавливает порядок осуществления банковских операций;
· создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет им;
· выполняет иные функции.
Говоря о структуре Национального банка Республики Беларусь, следует упомянуть, что он представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Органами управления Национального банка является Правление (коллегиальный орган), состоящее из Председателя и десяти членов Правления, в его функции входит определение основных направлений деятельности банка и осуществление руководства и управления им, все решения принимаются в нем простым большинством голосов при условии присутствия на заседании не менее восьми членов Правления. Исполнительным органом Национального банка является Совет директоров, в его состав входят Председатель Правления, который является руководителем Совета и девяти членов, которые назначаются Правлением Национального банка.
Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности.
Правовое положение коммерческих банков определено также Банковским кодексом Республики Беларусь.
Банк является коммерческой организаций, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В Республике Беларусь могут создаваться банки двух видов универсальные, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.
Создание и прекращение банков напоминает в общих чертах порядок создания юридических лиц и, следовательно, регулируется не только Банковским кодексом, но и Гражданским кодексом Республики Беларусь. Банки создаются в распорядительном, разрешительном и явочно-нормативном порядке в форме акционерного общества или унитарного предприятия.
Наименование банка должно соответствовать требованиям, предъявляемым Гражданским Кодексом Республики Беларусь, содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк» и указание на организационно-правовую форму. Банк действует на основе устава, утверждаемого собственниками имущества (учредителями), в котором содержаться сведения о наименовании банка, его организационно-правовой форме, сведения о месте нахождении банка, перечне банковских операций и видов деятельности, осуществляемых банком, о размере уставного фонда, сведения об органах управления и контроля банка, иные сведения.
Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей, т.е. собственных средств учредителей (участников), приобретенных на законном основании, которые могут быть выражены в денежных средствах или имуществе. К вкладам вне денежной форме относятся нежилые помещения и иное необходимое имущество для осуществления банковских операций имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства, объекты интеллектуальной собственности, а также работы (услуги). Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства. Минимальный размер уставного фонда определяется Национальным банком Республики Беларусь и состоит только из денежных средств в белорусских рублях или иностранной валюте, при этом должен быть объявлен в белорусских рублях по курсу Национального банка, на дату внесения в уставный фонд. Уставный фонд банка, должен быть внесен в полном объеме до государственной регистрации банка.
Денежные средства, вносимые в уставный фонд, перечисляются на временный счет, открываемый в Национальном банке или по согласованию с ним в иной банк.
Порядок создания банков определен главой 9 Банковского кодекса Республики Беларусь. До подачи документов для регистрации в Национальный банк Республики Беларусь, один из учредителей либо уполномоченное им лицо, должно согласовать наименование банка. Документы подаются только самими учредителями или уполномоченными ими лицами с предъявлением паспортов и документов, подтверждающих их полномочия. Перечень документов следующий:
заявление о государственной регистрации;
устав банка;
выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
копии учредительных документов и свидетельство о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
сведения об учредителях – физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих – справка органа службы занятости;
справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;
документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения: для руководителя исполнительного органа – о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; для главного бухгалтера – о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный банка, по определяемому Национальным банком перечню;
бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка на трехлетний период;
документы, подтверждающие наличие технической возможности для осуществления соответствующих банковских операций;
платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.
В случае регистрации банка в форме акционерного общества дополнительно представляются:
нотариально удостоверенный учредительный договор банка;
список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.
Решение о государственной регистрации банка принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев с момента подачи всех необходимых документов. В этот же период руководитель исполнительного органа и главный бухгалтер банка должны пройти квалификационную комиссию на оценку их профессиональной пригодности. В случае принятия Национальным банком решения о регистрации банка, учредителям сообщается о регистрации в течение трех дней, и на основании принятого решения данные о регистрации банка заносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в пятнадцатидневный срок сообщается в иные органы.
Основания для отказа перечислены в статье 82 Банковского кодекса Республики Беларусь. При принятии решения об отказе в государственной регистрации банка учредители уведомляются в течение пяти дней в письменной форме.
Особенности государственной регистрации банков с иностранными инвестициями, дочернего банка иностранного банка и представительств иностранных банков на территории Республики Беларусь содержатся в главе 11 Банковского кодекса Республики Беларусь.
Банки осуществляют свою деятельность на основе лицензии выдаваемой в установленном порядке Национальным банком Республики Беларусь. Национальный банк ведет реестр лицензий на осуществление банковских операций, который публикуется в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год.
Национальный банк выдает следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
· общая лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях, выдается во время государственной регистрации банка;
· внутренняя лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь, выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;
· генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации, может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностранного банка ранее указанного срока;
· разовая лицензия дает банку право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте, выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции;
· лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц дает банку право на осуществление различных банковских операций с этими средствами в белорусских рублях и иностранной валюте, выдается по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации;
· лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями дает банку право осуществлять указанные операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его государственной регистрации.
Основания и порядок отказа в выдачи лицензии и аннулирования (приостановления) действия лицензии указаны в статьях 82, 90, 97 и 98 Банковского кодекса Республики Беларусь.