Рассмотрим, что мы увидели, принимая экономическую модель, и что было -- скрыто.
Увидели:
1. Активную приватизацию государственного имущества.
Государственные предприятия начали продаваться в частные руки.
2. Активную сдачу в аренду государственных недр.
3. Принятая экономическая модель развития предусматривает продажу сырья и промежуточной продукции на всех стадиях производства, несмотря на то, что законодательство предусматривает и другие возможности.
Результаты:
1. Приватизация предприятий, проведенная в Российской Федерации, привела:
- к разрыву технологических циклов производства конечной продукции в рамках одного предприятия и между предприятиями и, как следствие, к резкому удорожанию продукции на всех стадиях производства;
- к перепрофилированию предприятий и, как следствие к разрыву хозяйственных связей.
Если раньше предприятие имело несколько цехов, и источники сырья (карьеры) которые, как правило, также являлись одним из цехов, то после приватизации и цеха и карьеры стали самостоятельными юридическими лицами. Вновь образовавшиеся предприятия перестали передавать друг другу продукцию для дальнейшей переработки по себестоимости, а стали продавать ее друг другу. В цену продаваемой каждым юридическим лицом продукции включалась себестоимость, прибыль каждого предприятия и невозвратные налоги. В результате, даже при сохранении качества выпускаемой продукции, конечный продукт становился неконкурентоспособным по цене.
Маржа между себестоимостью и ценой оказалась заполненной издержками, относимыми на себестоимость, связанными, главным образом, с отношениями купли-продажи.
Цены стали выше, денег — больше, а отечественных товаров — меньше.
Выгоднее стало купить импортный товар, при том же качестве, но дешевле. Выпускаемую российскими предприятиями продукцию перестали покупать. Многие предприятия, образованные на базе приватизированных цехов оказались банкротами. Первичным товаром, товаром без посредников, стали исключительно природные ресурсы. Поэтому юридическое лицо, образованное на базе цеха, разрабатывавшего природные ресурсы, продолжало успешную работу, продавая свою продукцию другим потребителям.
2. Создание государственных унитарных предприятий (ГУП) не принесла необходимых результатов в основном по двум причинам:
2.1. Как правило, ГУПу государственное имущество передавалось в собственность, и это предприятие сразу становилось лакомым куском для его приватизации. Для этого ГУП подводили под банкротство, и обанкротившееся предприятие за бесценок покупалось бизнесом. Государство теряло свое имущество.
2.2. Установленный потолок заработной платы не способствовал привлечению в ГУПы квалифицированного персонала. Ясно, что если за выполнение одной и той же работы на предприятиях бизнеса платили в 1,5 – 2,5 раза больше, чем в ГУПе, то квалифицированный персонал стремился работать там, где больше платят.
Сельское хозяйство.
Анализ, проведенный в 2000 ÷ 2004 годах в ряде районов Центральной части России выявил следующую картину:
Торговля диктует цены предприятиям-переработчикам мясомолочной продукции, предприятия-переработчики диктуют закупочные цены производителю продукции – сельскохозяйственным предприятиям.
Расчеты показали, что себестоимость участников производства, переработки и реализации мяса и молока имеет следующее соотношение:
- сельскохозяйственное предприятие (колхоз) ≈ 60 %;
- молокозавод, мясокомбинат (переработчик) ≈ 28 ÷ 32 %;
- торговля ≈8 ÷ 12 %.
Доход от продажи мясомолочной продукции распределяется следующим образом:
- сельскохозяйственное предприятие (колхоз) ≈ 20 %;
- молокозавод, мясокомбинат (переработчик) ≈ 25 ÷ 35 %;
- торговля ≈ 45 ÷ 55 %.
При этом входящий в состав себестоимости фонд оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях и торговле несопоставим и имеет соотношение 1÷5 и более.
В результате сельскохозяйственные предприятия (колхозы, фермерские хозяйства) испытывают постоянный дефицит в средствах платежа, а торговля получает прибыль, не соответствующую ее затратам.
Строительство.
Для строительства жилья используются природные ресурсы: песок, щебень, глина, цемент (получаемый при обжиге известняка и глины), древесина, вода, ГСМ и другие.
При бюджетном строительстве жилья государство покупает уже переработанные природные ресурсы по цене производителя, и в эту цену включены затраты производителя (в том числе арендные платежи и налог на добычу полезных ископаемых) и его прибыль. Таким образом, производитель конечной (промежуточной) продукции возвращает арендные платежи и налог на добычу полезных ископаемых, включая их в себестоимость выпускаемой продукции. В конечном счете, все налоги оплачивает покупатель. А при бюджетном строительстве – государство. В этом случае природные ресурсы отдаются в аренду бесплатно.