Антимонопольное регулирование торговой деятельности
В соответствии со ст. 13 Закона о торговой деятельности Покупателям-торговым сетям и Поставщикам запрещается:
1) создавать дискриминационные условия, в том числе: а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других ХС; б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования
2) навязывать контрагенту условия:
а) о запрете на заключение ХС договоров поставки продовольственных товаров с другими ХС, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими ХС на аналогичных или иных условиях; б) об ответственности за неисполнение обязательства ХС о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других ХС, осуществляющих аналогичную деятельность; в) о предоставлении ХС контрагенту сведений о заключаемых данным ХС договорах с другими ХС, осуществляющими аналогичную деятельность; г) о внесении Поставщиком платы за право поставок таких товаров Покупателю в функционирующие или открываемые торговые объекты; д) о внесении ХС платы за изменение ассортимента продовольственных товаров; е) о снижении Поставщиком их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже ХС, осуществляющими аналогичную деятельность; ж) о возмещении Поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине Поставщика таких товаров; з) о возмещении ХС затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров; и) о возврате Поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
• 3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
На практике после вступления в силу данного запрета ХС стали применять договоры агентирования и поручения. Антимонопольные органы заявляют, что эти договоры также под запретом.
• 4) Антимонопольный запрет установлен и в ст. 14 Закона о торговой деятельности, суть которого заключается в следующем.
Покупатель-торговая сеть доля которого превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данных требований, ничтожна.
Таким образом, закон запретил торговым сетям (ритейлерам) с 25- процентным участием доли рынка открывать новые магазины в регионе и они теряют возможность обходить этот запрет при помощи заключения договора коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
«В Челябинской области не было случаев доминирующего положения вплоть до 2014 года. Но в прошлом году мы зафиксировали массовые нарушения, – сообщила руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. – Если в областном центре подобных случаев не выявлено, то в муниципальных образованиях проникновение торговых сетей порой зашкаливает за 60%. Особенно отличаются Озерск, Снежинск, Еманжелинск, Южноуральск, Кыштымский, Брединский, Саткинский и другие районы. В Озерске, например, доминирующее положение имеет местная сеть «Азимут», на остальных территориях – «Магнит». Местным властям, конечно, необходимо контролировать и ограничивать подобные процессы на своих территориях»
5) Законом о торговой деятельности установлены также антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (ст. 15).
Положения статей 13 и 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.
Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика государства- экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.Пункт 1 ст. 2ЗоЗК констатирует, что антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции основываются наКонституции РФ, Гражданском кодексе РФи состоят изЗакона о защите конкуренцииииных федеральных законов.
Сфера применения антимонопольного законодательства определена ст. 3ЗоЗК, в соответствии с которой антимонопольное законодательство регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.