Основания проведения оценки объектов оценки. Отчет об оценке

Основанием проведения оценки объектов оценки в большинстве случаев выступает договор на проведение оценки, который заключается между оценщиком и заказчиком, либо между юридическим лицом, в штате которого работает оценщик, и заказчиком. Иными основаниями проведения оценки являются: оценка по определению суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

По договору на проведение оценки оценщик или юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, обязуется по заданию заказчика установить величину стоимости объекта оценки и передать ее в виде отчета об оценке заказчику, а последний обязуется принять его и оплатить вознаграждение.

Оценщик при определении стоимости объекта оценки вправе применять самостоятельно методы проведения оценки объекта в соответствии со стандартами оценки; требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления данной оценки; получать от заказчика разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки; запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов; отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы; требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки и др.

Вышеуказанным правам оценщика корреспондируют его обязанности. В частности, оценщик обязан соблюдать требования законов, иных нормативных правовых актов, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных СРОО, членом которой он является, правил деловой и профессиональной этики, установленные СРОО; сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки (например, заинтересованность оценщика в объекте оценки); обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки и др.

Надлежащим подтверждением факта исполнения оценщиком своих обязанностей является наличие акта приемки-сдачи отчета об оценке.

В соответствии с федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. № 299, в отчете об оценке должны содержаться следующие разделы:

v а) основные факты и выводы: общая информация, идентифицирующая объект оценки; результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки;

v б) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки;

v в) сведения о заказчике оценки и об оценщике;

v г) допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки; д) применяемые стандарты оценочной деятельности;

v е) описание объекта оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки;

v ж) анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость;

v з) описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке с приведением расчетов или обоснованием отказа от применения подходов к оценке объекта оценки;

v и) согласование результатов, полученных с применением различных подходов.

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

1) существенности, – в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки;

2) обоснованности, – информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена;

3) однозначности, – содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования;

4) проверяемости, – состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам;

5) достаточности, – отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных СРО, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Наши рекомендации