Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Злоупотребление доминирующим положением на рынке
Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию «доминирующее положение» ХС.
Выделяют следующие обязательные элементы доминирующего положения: власть на рынке, возможность ограничивать конкуренцию при помощи этой власти и, как следствие, независимость от экономической среды в принятии решения.
Если же брать за основу ст. 5 Закона о защите конкуренции, в которой приводится определение доминирующего положения ХС, то следует выделить два основных критерия:
качественный и количественный.
Качественный критерий содержит указание на сущность поведения ХС на определенном рынке. Доминирующим положением признается положение ХС (группы лиц) или нескольких ХС (группы лиц) на рынке определенного вида товара, дающее такому ХС (группе лиц) или таким ХС (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других ХС, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим ХС.
Количественный критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую ХС должен занять, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке, устранять с рынка или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Доминирующим положением признается положение ХС (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %, если только (при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией) не будет доказано, что несмотря на превышение указанной величины, положение ХС на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого ХС установлено антимонопольным органом исходя из его неизменной доли на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок;
3) доминирующим признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Не может быть признано доминирующим положение ХС (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %, за исключением указанных в законах случаях.
Закон о защите конкуренции предусматривает и коллективное (совместное) доминирование: совокупная доля не более чем трех ХС, доли каждого из которых больше долей других ХС на данном рынке, превышает 50 % либо совокупная доля не более чем пяти ХС, доли каждого из которых больше долей других ХС на данном рынке, превышает 70 %.
В обоих случаях речь не может идти о доминирующем положении, если доля хотя бы одного из указанных ХС составляет менее 8 %. Помимо этого для признания совместного доминирования необходимы еще и дополнительные критерии (ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
В Законе о защите конкуренции содержится перечень конкретных форм злоупотребления доминирующим положением на рынке, который является открытым (ст. 10). Данные формы представляют собой лишь типичные правонарушения, которые подразделяют на 2 группы: договорные и односторонние.
К договорным формам злоупотреблений доминирующим положением относятся следующие:
1) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3);
2) создание дискриминационных условий (п. 8);
3) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (п. 1);
4) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (п. 6);
5) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги (п. 7);
6) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10);
7) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или судебными актами (п. 5).
К формам односторонних злоупотреблений доминирующим положением отнесено:
1) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара (п. 2).
2) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или судебными актами (п. 4).
3) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим ХС (п. 9);
4) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (п. 11).
45. Соглашения (согласованные действия) и иные действия (бездействие) хозяйствующих субъектов как формы проявления монополистической деятельности
Антимонопольное законодательство выделяет следующие виды антиконкурентных соглашений (согласованных действий): горизонтальные (картельные); вертикальные; иные; неправомерная координация экономической (предпринимательской) деятельности.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Согласованные действия – действия ХС на товарном рынке, при отсутствии соглашения, удовлетворяющие в совокупности следующим условиям: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных ХС; действия заранее известны каждому из участвующих в них ХС в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; действия каждого из указанных ХС вызваны действиями иных ХС и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все ХС на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, например, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, изменение цен на товар на мировых товарных рынках (ст. 8 Закона о защите конкуренции).
В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» от 30 июня 2008 г. № 30 указано, что о согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Субъектами горизонтального (картельного соглашения) являются ХС (группы лиц), которые выступают по отношению друг к другу как реальные или потенциальные конкуренты на рынке (причем и как продавцы товара и как приобретатели товара на рынке).
Картель используется для обозначения устойчивых союзов и соглашений, которые приводят или могут привести к следующим последствиям: установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращение или прекращение производства товаров; отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
Перечисленные составы правонарушений признаются абсолютно неправомерными, т.е. они являются «запрещенными per se» (запрещены «как таковые», запрещены безусловно). Это означает, что закон исключает возможность признания их правомерными и доказывания правонарушителем превышения положительного эффекта над негативными последствиями.
Основными видами горизонтальных соглашений являются ценовая картель, сговор на торгах; раздел клиентов и рынков.
Вертикальные соглашения – это соглашение между ХС, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции). ХС данного соглашения не являются конкурентами между собой (реальными или потенциальными), каждый из них осуществляет свою деятельность на различных рынках или занимает различные ниши в производстве и распределении (например, поставщики и покупатели).
Вертикальные соглашения запрещаются, если: они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара; такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар ХС, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, не превышает двадцать процентов.
Законом о защите конкуренции установлено правило, в соответствии с которым физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности ХС, если такая координация приводит к любому из последствий, указанных в ч. 1-3 ст. 11 данного закона, которые не могут быть признаны допустимыми (ч. 5 ст. 11). Если же отсутствуют негативные последствия в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции, то координация экономической деятельности правомерна.
Под координацией экономической деятельности понимается согласование действий ХС третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких ХС и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий ХС. Не являются координацией экономической деятельности действия ХС, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений (п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции).