Понятие конкуренции. Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Конкуренция – неотъемлемое свойство рынка. Если на рынке устраняется конкуренция, то он утрачивает свои основные качества и перерождается в монополию.
Предполагается, что конкуренция осуществляется добросовестно, на основе принципов честности и справедливости. Любые действия, не соответствующие этим принципам, считаются не соответствующими закону. Нормы о запрете недобросовестной конкуренции образуют отдельный институт в рамках конкурентного права. Данные нормы носят общий характер и распространяются на всех без исключения хозяйствующих субъектов. При этом соответствующие положения не распространяются на государственные органы.
Запрет экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию, закреплен в ст. 34 Конституции России.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года (п. 2 ст. 10-bis) под актом недобросовестной конкуренции понимает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно Закону о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Любая недобросовестная конкуренция запрещена. Под запрет подпадают только действия (нарушение не может быть совершено путем бездействия), которые направлены на получение преимуществ в сфере бизнеса, включая те, которые еще не причинили иным лицам ущерб, но лишь способны его причинить.
Глава 2.1. Закона о защите конкуренции (в ред. от 05.10.2015 года содержит семь, а не пять, как было ранее форм недобросовестной конкуренции)
Дискредитация (данные сведения носит обычно негативный характер и могут относиться как непосредственно к конкуренту и его деятельности, так и к производимым (реализуемым) им товарам, работам, услугам)
Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Тринадцатый арбитражный апелляционый суд подтвердил вывод Калининградского УФАС России о нарушении требований п. 1 ст. 14.1 Закона о защите конкуренции Некоммерческой организацией (НК) «Балтийский пищевой союз».
28 ноября 2014 года координирующий распределительный центр «Эфко-Каскад», а также компании «Эфко Пищевые Ингредиенты» и «Эфко» направили в региональное управление Федеральной антимонопольной службы жалобу на действия некоммерческой организации «Балтийский пищевой союз» и компании «Союз-ТТМ».
Управление установило, нарушение закона «О защите конкуренции» выразилось в распространении ложной или искажённой информации, способной причинить убытки или нанести ущерб деловой репутации. Так, на одном из сайтов за подписью председателя правления Балтийского пищевого союза были опубликованы сведения о перевозке компанией «Эфко» тропических масел в цистернах из-под бензина и других нефтепродуктов.
За дискредитацию вышеупомянутых организаций в отношении «Балтийского пищевого союза» и его учредителей было возбуждено дело.
2) Введение в заблуждение (данныйвид сведений, напротив, всегда носит позитивный характер, однако их содержание полностью или частично не соответствует действительности. Чаще всего данная форма недобросовестной конкуренции применяется по отношению к потребителям, которые в большинстве случаев не обладают профессиональными познаниями о способах изготовления, всех свойств того или иного товара)
Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Некорректность сравнения может достигаться путем приведения неточного либо неправильного сравнения, причем по своей форме, а не по содержанию. Например, такое сравнение имеет место тогда, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравнимых товаров не приводятся;
Не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:
1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;
2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
4) незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности
Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
1. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).
5) незаконное использование принадлежащих другим лицам результатов интеллектуальной деятельности