Антимонопольное законодательство
по историческим меркам появилось сравнительно недавно – первый антитрестовский закон был принят в Канаде в 1889 году, год спустя появился закон Шермана (США). В настоящее время антимонопольное законодательство присутствует в большинстве государств мира.
Антимонопольное законодательство – система нормативных правовых актов, включающая правила о поддержке добросовестной конкуренции, а также о предупреждении, ограничении и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В России 25 лет назад, 22 марта 1991 года, появился новый закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Нормы антимонопольного законодательства в настоящее время представлены:
• Конституцией РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 74),
• международными договорами (Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., где в ст. 10 bis закреплено, что всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, считается актом недобросовестной конкуренции; Протокол об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 г. Действует с 1 января 2015 года)
• Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции),
• Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Он содержит жесткие нормы о ценовом регулировании рынка, о прямом вмешательстве государства в деятельность субъектов естественной монополии.
• иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с защитой конкуренции. Федеральные законы: «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ, «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ, «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 мая 2013 г. № 44-ФЗ.
• постановлениями Правительства РФ. Согласно плану мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2579-р) Агентством стратегических инициатив совместно с Минэкономразвития России, ФАС России и другими был разработан и утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Внедрение Стандарта развития конкуренции стало обязательным для всех субъектов Российской Федерации с января 2015 года.
• актами Федеральной Антимонопольной службы РФ.
О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства, см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30
Антимонопольное законодательство носит комплексный характер, поскольку его нормы содержатся в нормативных правовых актах гражданского, предпринимательского, административного и др. права.
По своему уровню данное законодательство является федеральным, поскольку вопросы установления правовых основ единого рынка в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относятся к предмету исключительной компетенции РФ.
Из ст. 1 Закона о защите конкуренции следует, что его целью являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Задачей антимонопольного законодательства является защита конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Однако цели национального законодательства о защите конкуренции, как правило, выходят за рамки защиты конкуренции как таковой и могут включать в себя не менее важные приоритеты:
– поддержание и повышение степени эффективности национальной экономики; поддержание целостности национального (регионального) рынка;
– защита права потребителя на приобретение товара на справедливых условиях; защита свободы торговли;
– обеспечение благосостояния потребителя и общества в целом,
– поддержание должного уровня социальной защиты населения,
– охраны окружающей среды,
– соблюдение концепции устойчивого развития.