Этап – Подготовительный (до 25 лет).
Он связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Карьеры как таковой здесь нет, но в рамках этого этапа закладываются основы будущего специалиста и руководителя.
Этап – Адаптационный (до 30 лет).
Происходит вхождение молодого человека в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя.
Считается, что идеальной «стартовой площадкой» карьеры менеджера является трудная, но находящаяся «на виду» должность низового линейного руководителя. Эта должность приносит ценный опыт самостоятельной работы и в тоже время не является ключевой. В результате, если новичка постигнут неудачи, они не нанесут организации большого ущерба, а у него не отобьют желания продвигаться вперед.
Здесь быстро выясняется, имеет ли данное лицо способность к руководящей деятельности и нужно ли его как можно быстрее продвигать вперед или вернуть к исполнению обязанностей специалиста.
Этап – Стабилизационный (30 – 40 лет).
Происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и не перспективных в отношении руководства. Одни навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице.
Этап – Зрелости (50 – 60 лет).
На этом этапе люди могут сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта, мастерства молодежи.
Этап – Завершающий (после 60 лет).
Подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних его желательно осуществлять как можно раньше, с момента возникновения у них соответствующих прав, а для других, которые полны физических и духовных сил – как можно позже.
Тема: Стимулирование труда
Системе управления персоналом.
План: 1. Понятие стимулирования. Теория подкрепления, разработанная Синклером. 2. Виды и формы стимулирования. |
Вопрос 1.
Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия в работе, а именно в деле решения задач, которые стоят перед организацией, и включение соответствующих мотивов – называется стимулированием.
Итак, стимулирование – это целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его активность.
Идея стимулирования основывается на том, что любые действия работника должны иметь для него определенные последствия, в зависимости от , как он выполняет порученную работу.
Последствия могут быть как положительные, так и отрицательные.
Положительные последствия – увеличивают вероятность продолжения желательной линии поведения.
Отрицательные – уменьшают.
Отсутствие последствий обычно ведет к затуханию активности.
Цель стимулирования – не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено заданиями.
Воздействие стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория подкрепления Синклера.
Данная теория предполагает воздействие на поведение работников посредством таких способов как:
· положительное подкрепление
· отрицательное подкрепление
· гашение
· наказание.
Положительное подкрепление – его суть состоит в том, что поощряются действия, которые имеют позитивную направленность.
Отрицательное подкрепление – поощряются отсутствие действий, которые имеют негативную направленность, например, прогулы.
На поведение сотрудников можно и не обращать внимания. Тогда происходит так называемое гашение.
Гашение – это, когда при отсутствии подкрепления отрицательных или положительных действий они сами по себе затухают.
Наказание – это прямое действие на человека, которое направлено на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы, санкции), понижение в должности. И тому подобное.
Эффективное подкрепление всегда должно быть:
· своевременным
· справедливым
· конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано, и как ему быть дальше.
Итоговое вознаграждение (или наказание) – связывается с достигнутым результатом (конечным или промежуточным). Поэтому оно должно отражать вклад сотрудника, быть справедливым, стимулировать трудовую активность.
- это вознаграждение за конечные или промежуточные результаты деятельности.
Вопрос 2. Виды и формы стимулирования.
Итак, стимулами выступают любые блага (потребности человека), получение которых предполагает трудовую деятельность, то есть благо становиться стимулом труда, если оно формирует мотив труда.
Другими словами, говоря о мотивах труда, мы ведем речь о работнике, который стремиться получить благо посредством своей трудовой деятельности, а говоря о стимулах, - об органах управления, которые обладают набором благ, которые необходимы работнику и предоставляемых ему при условии эффективной трудовой деятельности.
Стимулирование труда – это внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации труда. Вместе с тем оно несёт в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.
Функции стимулирования
(стимулирование выполняет многообразные функции, основными среди которых являются экономическая, социальная и нравственная):
· экономическая функция – выражается, прежде всего, в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое проявляется в повышении производительности труда и качества продукции;
· нравственная функция – определяется тем, что стимулы к труду должны способствовать формированию сплоченного коллектива, отношений партнерства между руководителями и подчиненными;
· социальная функция – обеспечивается формированием структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей[1].
Формы денежного стимулирования:
· заработная плата – оплата труда наемного работника, которая включает заработную плату и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, совместительство, за работу в ночное время, кормящим матерям, за работу в праздничные дни, за сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск);
· бонусы – разовые выплаты из прибыли организации (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом это годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные, как правило, со стажем работы и размером получаемой зарплаты;
· участие в акционерном капитале – покупка акций организации (АО) и получение дивидендов; покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций;
· участие в прибылях – устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распространяются на категории персонала, которые способны реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли соответствует рангу руководителей в служебной иерархии, и определяется в % к его доходу (базовой зарплаты);
· планы дополнительных выплат – планы, связанные чаще всего с работниками сбытовых организаций (структурных подразделений организации); стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. К ним относятся подарки от фирмы, субсидирование служебных расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или друга в поездке). Эти косвенные расходы не облагаются налогом и поэтому более привлекательные;
Формы неденежного стимулирования:
· стимулирование свободным временем – регулирование времени занятости:
1) путем предоставления работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, выбор времени отпуска и т. д.;
2) путем организации гибкого графика работы;
3) путем сокращения длительности рабочего дня за счет высоко производительности труда.
· оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом – выделение средств:
1) на оплату транспортных расходов;
2) на приобретение транспорта:
- с полным обслуживанием (транспорт с водителем);
- частичным обслуживанием (лицам, связанным с частыми разъездами, руководящему персоналу).
· организация питания – выделение средств на организацию питания в организации; на выплату субсидий на питание;
· стипендиальные программы – выделение средств на образование (покрытие расходов на образование) на стороне;
·
· программы медицинского обслуживания – организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями; выделение средств на эти цели;
· программы жилищного строительства – выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях;
Тема: Аттестация персонала.
План: 1. Понятие, значение и принципы аттестации. 2. Основные этапы и методы аттестации. 3. Беседа по результатам аттестации. |
Вопрос 1.
Ключевой элемент системы управления персоналом аттестация работников, которая заключается – в периодической оценке результативности деятельности работников на их конкретном рабочем месте за истекший период.
Аттестация персонала – это кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие
уровня труда, качества и потенциал работника требованиям выполняемой
работы.
Главное назначение аттестации персонала – не контроль исполнения (хотя это тоже очень
важно), а выявление резервов повышения уровня
отдачи работника.
Как элемент системы управления персоналом аттестация имеет большое значение:
· социально-экономическое. Аттестация способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального трудового вклада работника с его материальным вознаграждением. На основе ее данных совершенствуется организация труда персонала.
· социально-психологическая. В ходе аттестации работников удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений. Дает возможность сотрудникам скорректировать свои представления о собственных деловых качествах и о качестве выполнения ими своих служебных обязанностей.
· Организационно-административная. Аттестация дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах.
Основные принципы аттестации:
1. Всеобщность – если принято решение о проведении аттестации, ее прохождение должно быть обязательным для всех категорий работников, кроме не подлежащих аттестации.
2. Систематичность – аттестация должна проводится регулярно, через определенные промежутки времени, за исключением особых внеочередных аттестаций.
3. Комплексность – оценивается вся совокупность важнейших факторов, которые определяют эффективность деятельности на данном конкретном рабочем месте. При этом учитывается специфика содержания труда. Оценка не может быть «в общем».
4. Объективность – оценивается только те параметры, которые можно проверить эмпирически. Необходимо воздерживаться от влияния на оценку таких критериев, которые могут быть определены только субъективно, например энергичность.
5. Дифференциация оценок – очень часто оценивающие лица не ставят низкие или высокие оценки, то есть средние. Подобная аттестация несет в себе мощный демотивирующий заряд сотрудников к производительному труду и росту квалификации.
6. Гласность – стандарты результативности труда, которые используются для оцени труда, должны быть заранее известны работникам.
Аттестация выступает – гарантом социальной справедливости для работников предприятия.
Вопрос 2. Основные этапы и методы аттестации.
Аттестация проводится в несколько этапов: подготовительный, процедура аттестации, беседа по результатам аттестации, заключительный (подведение итогов).
Подготовительный этап.
Представляет собой достаточно продолжительный по времени этап от принятия решения о проведении аттестации до начала проведения процедуры аттестации.
А) На данном этапе определяется График проведения аттестации. Разумно распределить аттестационные мероприятия во времени, то есть составить годовой или полугодовой график аттестации, в котором даты аттестации сотрудников подразделений будут приурочиваться:
· либо к периоду окончания работ, по какой либо группе задач,
· либо к периоду, когда сотрудники наименее загружены (для подразделений, где невозможно четко выделить рабочие циклы).
· В противном случае может привести к стрессовому состоянию тех, кто будет проходить А., а следовательно необъективная оценка аттестуемых.
Б) Извещение, на этом подэтапе ведется подготовка пакета документов, которые будут регламентировать предстоящую Аттестацию. Утверждается Положение об аттестации работников. Определяется список работников, которые подлежат аттестации.
Согласно ТК РФ, ряд категорий работников не могут быть подвергнуты оценке:
· беременные женщины и женщины имеющие детей до трех лет,
· молодые специалисты, в течение трех лет после окончания учебного заведения,
· лица, проработавшие в занимаемой должности менее 1 года и некоторые другие.
В) устанавливаются лица, в чью обязанность ходит оценка результативности работников – состав Аттестационной комиссии. Они проходят необходимый инструктаж. Готовятся аттестационные карты, словари деловых характеристик и многое другое.
Г) не позднее, чем за месяц до начала аттестации, издается и под роспись доводится до сведения работников Приказ об аттестации. Он подписывается руководителями предприятия.
Процедура аттестации.
А)Комиссия знакомиться с документами о аттестуемом
Б) комиссия задает вопросы
В) Комиссия выносит решение:
- работник соответствует занимаемой должности
- работник соответствует должности при условии
- не соответствует.