Специальность Менеджмент организации

Содержание УМКД

· Выписка из ГОС ВПО, воспроизводящая основное содержание дисциплины (федеральный компонент)
· Рабочая программа учебной дисциплины
  1. График учебного процесса
  2. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
  3. Требования к компетентности студентов (уровню освоения содержания дисциплины)
  4. Описание междисциплинарных связей
  5. Технологическая карта (очная форма обучения)
  6. Содержание дисциплины (с планами лекционных и практических занятий)
  7. Методические рекомендации студентам
  8. Темы, выносимые на самостоятельное изучение студентами
  9. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
  10. Методические рекомендации преподавателю
  11. Работа с ресурсами Internet
  12. Материальное обеспечение дисциплины
  13. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  14. Глоссарий (словарь терминов)
  15. Вопросы к экзамену или зачету
  16. Тематика рефератов
· Конспекты (тезисы) лекций
· Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
· Методические рекомендации к организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность Менеджмент организации

ГОС ВПО по данной дисциплине для данной специальности не предусмотрен.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Физико-математический факультет

Кафедра менеджмента и экономики образования

УТВЕРЖДАЮ   Председатель учебно-методического совета ___________________ «___» _____________2012 г. УТВЕРЖДЕНО Проректор по учебной работе ____________________ «___» _______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Управление организационными изменениями

Специальность061100(080507.65) - «Менеджмент организации»

Индекс цикла по ГОС СД Р.1

Форма обучения — очная   Всего часов по ГОС 256  
Аудиторных 126  
Семестр девятый   Лекций 72  
Практических 54  
Вид отчетности — зачет, экзамен   Самостоятельная работа 130  

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 061100 – «Менеджмент организации», утвержденного Минобрнауки в 2000 году.

Составитель рабочей программы Ананьева О.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики образования

Рабочая программа утверждена «3» сентября 2012 г.

на заседании кафедры протокол №1

Стратегия организационных изменений как инструмент эффективного управления.

Влияние организационных изменений на практику управления персоналом и эффективность компании

Основная литература

1. Астахова, Т. А. Организационные изменения в компании : персонал, руководители, процессы и управление / Т. А. Астахова, Н. К. Смирнова, О. Г. Самарина. – М. : "Бератор-Пресс", 2008. – 169 с.

2. Резник, С. Д. Организационное поведение : учебное пособие / С. Д. Резник. – М. : РИОР, 2009. – 127 с.

3. Сулеманкадиева, А. Э. Управление организационными изменениями и организационная культура : учебное пособие / А. Э. Сулейманкадиева. – СПБ. : Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 167 с.

Дополнительная литература

1. Алиев, В. Г. Организационное поведение / В. Г. Алиев. – М. : ЗАО «Издательство Экономика», 2010. – 310 с.

2. Дорофеев, В. Д. Организационное поведение : учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Ю. Ю. Частухина. – Пенза : Изд-во ун-та, 2008. – 142 с.

3. Дресвянников, В. А. Управление знаниями организации : учебное пособие / В. А. Дресвянников. – М. : КНОРУС, 2010. – 344 с.

Тема Межличностные методики

Цель занятия:рассмотреть сущность межличностных методик организационного развития.

Вопросы для обсуждения

1. Консультирование.

2. Техника ролевого анализа.

3. Обучение чувствительности.

Рефераты, доклады:

Структура системы для управления изменениями.

Эффективность управления изменениями в организации.

Контекстуальные различения организационных перемен.

Феноменология развивающих перемен в организациях.

Как составить конспект

1. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

2. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их довода, конкретные факты и примеры (без их подробного описания).

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов по данному курсу осуществляется студентами по трем основным направлениям: -

I. СРС по содержанию курса «Управление организационными изменениями» на основе лекционного материала.

II. СРС на основе заданий и общих рекомендаций, которые отражены в планах семинарских и лабораторно-практических занятий. При этом необходимо воспользоваться предложенной и самостоятельно подобранной литературой.

III. В процессе изучения данного курса в межсессионный период предлагается (по выбору) подготовить доклад или реферат по одной из предложенных тем или, по согласованию с преподавателем выбранную студентом проблему, связанную с воспитанием детей.

Работа с ресурсами Internet

Основная информация по дисциплине расположена на сайтах:

http://www.ed.gov.ru

http://www.ecsoman.edu.ru/db/msg/114916

http://www.dist-cons.ru/modules/ManageChange/index.html

http://www.cfin.ru/management/change_management.shtml

http://www.kmtec.ru

http://markus.spb.ru

http://www.tmconsult.ru/Inter/TMC/lib.nsf/PrintView/BFA6011767E20011C3256F3F004A7BB8?OpenDocument

12. Материальное обеспечение дисциплины

Компьютерный класс на факультете, экран, мультимедиапроектор.

13. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Астахова, Т. А. Организационные изменения в компании : персонал, руководители, процессы и управление / Т. А. Астахова, Н. К. Смирнова, О. Г. Самарина. – М. : "Бератор-Пресс", 2008. – 169 с.

2. Резник, С. Д. Организационное поведение : учебное пособие / С. Д. Резник. – М. : РИОР, 2009. – 127 с.

3. Сулеманкадиева, А. Э. Управление организационными изменениями и организационная культура : учебное пособие / А. Э. Сулейманкадиева. – СПБ. : Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 167 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, В. Г. Организационное поведение / В. Г. Алиев. – М. : ЗАО «Издательство Экономика», 2010. – 310 с.

2. Дорофеев, В. Д. Организационное поведение : учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Ю. Ю. Частухина. – Пенза : Изд-во ун-та, 2008. – 142 с.

3. Дресвянников, В. А. Управление знаниями организации : учебное пособие / В. А. Дресвянников. – М. : КНОРУС, 2010. – 344 с.Дак, Дж. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований / Дж. Дак. – М., 2007.

4. Зайцева, Л. Г. Организационное поведение / Л. Г. Зайцева, М. И. Соколова. – М. : Магистр, 2008. – 265 с.

5. Камышина, Н. Н. Менеджмент и лидерство / Н. Н. Камышина, И. В. Островская, А. В. Пьяных. – М. : РЭОТАР-Медиа, 2009. – 243 с.

6. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях : [в 2 т.] / Ю. П. Платонов. – СПб. : Речь, 2007. – 488 с.

7. Травин, В. В. Мотивационный менеджмент / В. В. Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. – М. : Дело, 2007. – 127 с.

8. Экономика : учебник / под ред. А. С. Булатова. – М., 2008. – 894 с.

9. Юкаева, В. С. Управленческие решения : [учеб. пособие] / В. С. Юкаева. – М. : Дашков и К, 2009. – 322 с.

ГЛОССАРИЙ

Авансирование - оплата вперед до момента получения чего-либо.

Автоматизация бизнес-процесса - реализация бизнес-процесса с помощью информационных технологий.

Автоматизированное рабочее место - совокупность программных и аппаратных средств, находящихся на персональном компьютере пользователя и обеспечивающих информационную поддержку и реализацию процедур бизнес-процесса, выполняемых данным пользователем.

Авторитарный стиль управления - стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны подчиненных.

Адаптация - усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Административная стратегия - система принципов управления организацией и персоналом.

Активы - совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию.

Акционерный капитал - выделенный владельцами в необходимом объеме для запуска бизнес-проекта стартовый капитал для формирования внеоборотных и оборотных активов.

Амортизация - исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения и производственного использования.

Анализ рыночной ситуации - изучение комплекса факторов, дающих достаточно полную картину положения и перспектив фирмы или товара на рынке - цен, объемов реализации, наличия и характера конкуренции и т.п. При анализе стремятся выявить сильные и слабые стороны товара и его сбыта, фирмы и ее окружения, а также возможности и угрозы для развития коммерческой деятельности.

Ансофф Игорь (Igor Ansoff) - известный специалист в области стратегического управления. Подверг аргументированной критике прежние методы долгосрочного планирования на предприятии и предложил технологию стратегического менеджмента. Основной труд - "Стратегический менеджмент" (1984 ).

Антикризисная стратегия - список первоочередных мер при возникновении наихудших внешних и/или внутренних обстоятельств, а также действий, которые нужно осуществить заблаговременно.

Ассессмент-центр - (от англ. assessment - оценивание) специально разработанная методика, состоящая из целого комплекса упражнений для выявления лиц, обладающих качествами, необходимыми для успешного выполнения работы.

Аутсорсинг - передача отдельных бизнес-процессов для реализации сторонним организациям.

Баланс предприятия - документ, представляющий совокупность показателей имущественного комплекса предприятия и источников его возникновения. Состоит из 2 частей Актив и Пассив. Обязательным условием является равенство величины Активов и Пассивов.

Балансовая оценка - зафиксированная на определенный момент времени стоимость актива или величины пассива предприятия. Балансовая оценка регулярно не пересматривается и не изменяется (под влиянием рыночных цен, инфляции, предложений по приобретению активов либо уступке пассивов).

Балансовый отчет - сводный отчет об активах, пассивах и чистой стоимости собственного капитала фирмы на определенный период; бухгалтерский баланс фирмы.

Бенчмаркинг - эталонное сравнение показателей компании с показателями другой компании из той же или иной отрасли.

Бесплатное кредитование - предоставление ресурсов во временное пользование без взимания вознаграждения (% или фиксированных сумм).

Бизнес-инжиниринг - технологии проектирования/описания бизнеса компании в соответствии со своими целями, использующие пошаговые процедуры и систему обозначений (язык). Эти методы предусматривают новый способ мышления - взгляд на построение/описание компании как на инженерную деятельность.

Бизнес-моделирование - разработка бизнес-моделей.

Бизнес-модель - модель бизнес деятельности.

Бизнес-направление - направление деятельности.

Бизнес-процесс - cовокупность различных видов деятельности, в рамках которой "на входе" используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности "на выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи).

Бизнес-процессы развития - бизнес-процессы, прямой целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе, или бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации.

Бизнес-процессы управления - обеспечивают выживание и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность. Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

Бонус - разовый платеж или единовременный взнос.

Бренд - нематериальный, но вместе с тем чрезвычайно важный компонент деятельности компании, то, что она собою символизирует. Как правило, у потребителя не возникает связи с товаром или услугой, если такая связь все-таки устанавливается, то, скорее всего, только с маркой. В какой-то мере марку можно представить как набор обязательств. Марка обозначает доверие, стабильность и определенный спектр ожиданий.

Бюджетное планирование - это количественное, финансово-определенное выражение маркетинговых и производственных планов предпринимательской организации.

Вексель - документированное долговое обязательство, по которому одна сторона обязуется заплатить другой стороне в обозначенное на векселе время сумму, равную номиналу векселя. Возможны дополнительные процентные выплаты, если это было предусмотрено в векселе.

Вектор роста - одна из четырех стратегий увеличения нормы возврата на капитал.

Веревочный курс - элемент тренинга (или даже отдельный тренинг) по сплочению команды (командообразование). Своим названием обязан альпинистскому снаряжению - прочным веревкам и канатам - которое активно используется при прохождении каждого его этапа. Сложность заданий идет по нарастающей. Последние упражнения обычно выполняются на большой высоте (до 15 метров!), что создает определенный риск.

Вертикальный анализ - методика, позволяющая раскрыть (расшифровать) информацию о состоянии какой-либо экономической категории на конкретный момент времени.

Власть - возможность влиять, воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Владелец процесса - менеджер компании, координирующий работу процесса и несущий ответственности за эффективность его функционирования.

Владелец ресурса - функциональный менеджер, предоставляющий вверенные ему ресурсы для использования в различных бизнес-процессах.

Влияние - поведение одного лица, вносящее изменения в поведение других.

Внеоборотные средства - активы, которые предприятие эксплуатирует или использует в своей бизнес-деятельности сроком более 1 календарного года, так называемые "долгоиграющие" или "долгоэксплутационные" активы. В балансе предназначены для обобщения информации о наличии активов предпринимательской организации, относящиеся к основным средствам, нематериальным активам, объектам незавершенного строительства, долгосрочным финансовым вложениям и другим внеоборотным активам.

Внереализационные расходы - расходы, не связанные с текущей деятельностью предприятия и вызванные затратными операциями инвестиционного характера.

Врум Виктор (1932) - современный канадский исследователь проблем организационного поведения, психолог, преподаватель и консультант в области управленческих наук.

Вторичная информация - данные, собранные ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований, например, из правительственных изданий, статистических сборников, периодической печати, внутрифирменных отчетов. Вторичная информация собирается для оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия, определения ее возможностей. Вторичная информация подразделяется на внешнюю информацию и внутреннюю информацию.

Вход бизнес-процесса - вторичный Потоки объектов, обеспечивающие нормальное протекание процесса (стандарты и правила, механизмы выполнения действий, оборудование и пр.).

Вход бизнес-процесса - первичный Поток объектов, инициирующий "запуск" процесса (заказ клиента, сырье, материалы).

Выход бизнес-процесса - вторичный Побочный продукт процесса, который может быть востребован вторичными клиентами. Не является основной целью процесса.

Выход бизнес-процесса - первичный Основной результат, ради которого существует процесс. Определяется целью/назначением процесса.

Герцберг Фредерик (1923) - автор теории мотивации, согласно которой потребности можно разделить на две части: мотивирующие потребности, определяющие удовлетворенность работой; и потребности, направленные на устранение негативных условий работы.

Гигиенические факторы - то, что не мотивирует человека, но и не дает ему неудовлетворенности, неудовольствия. Например: политика компании, качество руководства, межличностные отношения, условия труда, заработная плата.

Глубина описания бизнес-процесса - число уровней описания бизнес-процесса.

Границы процесса - точки, в которых процесс начинается и заканчивается, а также точки в которых этот процесс соприкасается с другими процессами.

Графическая модель бизнес-процесса - модель бизнес-процесса, представляющая бизнес-процесс в виде совокупности графических элементов.

Гроув Эндрю (Andrew S. Grove) - председатель совета директоров и один из основателей корпорации Intel.

Декомпозиция - разбиение (расщепление) объекта на составные части.

Декомпозиция бизнес-процесса - разделение бизнес-процесса на составляющие работы при моделировании для получения более подробного представления о процессе.

Делегирование - передача задач и полномочий лицу, принимающему на себя ответственность за их выполнение.

Демократический стиль руководства - совокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников предприятия к процессу подготовки принятия решения.

Демотивация - действие руководителя, приводящее к выработке у сотрудника устойчивого нежелания работать.

Демпинг - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин.

Департаментализация - процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами.

Дерево бизнес-процессов - иерархически упорядоченная совокупность бизнес-процессов.

Дерево работ - иерархически упорядоченная совокупность работ.

Дерево функций - иерархически упорядоченная совокупность функций.

Дефолт - невозможность расплатиться по своим долгам.

Децентрализация - это передача или делегирование ответственности за ряд решений, а следовательно и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Диаграммы декомпозиции - диаграммы первого и последующих уровней, на которых отображается декомпозиция процесса более высокого уровня на составляющие работы или подпроцессы.

Диверсификация - включение в портфель новых направлений; Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Дивиденд - часть прибыли, распределяемая между владельцами бизнеса в соответствии с их долей в уставном капитале. Обычно выражается в денежной сумме на акцию.

Дивизионализация - разделение организации на независимые (автономные) подразделения и передача им ответственности за получаемую прибыль.

Дифференцирование - разработка и реализация в сознании потребителей из Вашего целевого сегмента такого представления о Вас, которое выгодно отличает (дифференцирует) Вас от конкурентов.

Добавочный капитал - сформированный в результате переоценки внеоборотных активов на ту же самую величину пассив по разделу "Капитал и резервы". Определяет размер переоценки внеоборотных активов, часто по требованию государственных органов.

Долговое обязательство - признанные, но фактически не оплаченные долги.

Должностная инструкция - документ, отражающий набор функций и место в организационной структуре сотрудника, занимающего данную должность.

Доходная часть - объем финансовых средств, полученных от покупателей в качестве оплаты за поставленную продукцию; доходы, полученные от продажи части имущественного комплекса; кредиты и займы; дополнительные вливания финансовых ресурсов в оборотный капитал со стороны владельцев.

Дочернее общество - предпринимательская организация, уставный капитал которой более чем на 75 % +1 акция сформирован другой организацией.
Жизненный цикл проекта - набор последовательных фаз проекта, определяемых для обеспечения лучшего контроля и управления.
Задача - предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки.

Заимствование - осуществление займов и получение кредитов у сторонних организаций и частных лиц.

Запросы - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Сопоставляя свои потребности с имеющимися в его распоряжении ресурсами, потребитель предъявляет спрос.

Земельный налог - плата за пользование земельными ресурсами. Плательщиками выступают как юридические, так и физические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование.

Зона ответственности - область деятельности внутри компании, за эффективное функционирование которой несет ответственность соответствующий сотрудник.
Имидж предприятия - устойчивое представление клиентов, партнеров и общественности о престиже предприятия, качестве его товара и услуг, репутации руководителей. Основу имиджа предприятия составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика: название, эмблема, товарный знак.

Имитационная модель бизнес-процесса - модель бизнес-процесса, позволяющая моделировать и оценивать поведение процесса в различных сценариях, определяемых различными значениями и комбинациями входов процесса.

Имущественный комплекс - внеоборотные и оборотные активы предприятия.

Имущественный налог - налог за использование имущества в своем распоряжении. Плательщиками выступают как юридические, так и физические лица, в распоряжении которых есть категории имущества, подпадающие под начисление данного налога.

Инвестиционная база - объем финансовых ресурсов, накопленный для осуществления инвестиционных вложений.

Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловлено повышением их качества. Инфляция вызвана опережающим ростом денежной массы в экономике над производимой товарной массой.

Информационная ERP - система - информационная система, в которой заложена методология ERP. Данный класс информационных систем позволяет вести управление всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Информационная MRP (MRP I) - система - информационная система, в которой заложена методологий MRP (MRP I).

Информационная MRP II - система - информационная система, в которой заложена методологий MRP II.

Информационная модель бизнес-процесса - графическая модель, представляющая картину информационных потоков, связанных с реализацией данного бизнес-процесса.

Информационный разрыв в бизнес-процессе - информационный разрыв бизнес-процесса это место в процессе, где происходит смена информационных систем, автоматизирующих его операции.

Каплан Роберт - американский экономист, специалист по управлению, методолог системы сбалансированных показателей.

Карл фон Клаузейц - автор книги по военной теории "О войне", которую больше всего изучают и чаще всего цитируют. Клаузевиц создал теорию о взаимодействии политического и военного факторов и фактора народонаселения, а также о взаимосвязи случайности и закономерности - теорию, которая с середины прошлого века до наших дней продолжает оказывать влияние на мышление полководцев.

Карьера - фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в коллективе конкретным работником. Горизонтальная карьера предполагает профессиональный рост работника, вертикальная - должностной.

Качественное исследование - исследование, проводимое с целью выяснения побуждений, реакций и поведения потребителей. Используются для определения тенденций на потребительском рынке.

Клиент бизнес-процесса - субъект, получающий результат бизнес-процесса.

Клиент бизнес-процесса внешний - клиент бизнес-процесса, находящийся за пределами организации.

Клиент бизнес-процесса внутренний - клиент бизнес-процесса, находящийся внутри организации.

Клиент бизнес-процесса вторичный - клиент, потребляющий вторичный выход бизнес-процесса.

Клиент бизнес-процесса первичный - клиент, потребляющий первичный выход бизнес-процесса.

Когнитивные ошибки - когнитивные ошибки представляют собой психологический механизм формирования и подкрепления негативных концептов и носят систематический характер.

Количественное исследование - предусматривает получение информации от большого количества покупателей для проведения статистического анализа. Используются для последующих расчетов объема рынка.

Командообразование (teambilding) - тренинг, имеющий своей целью повышение эффективности деловой и личностной коммуникации в компании. Существуют различные формы проведения данного тренинга.

Коммуникация - процесс обмена информацией в организации.

Компетенции - это характеристики человека, определяющие стиль его работы и способ достижения целей. Наличие у человека той или иной компетенции можно определить, наблюдая за его поведением (или по описанию его поведения в той или иной конкретной ситуации). Обладание компетенциями, важными для данной должности (или компании в целом), является непременным условием успешной работы. Как правило, в каждой компании выделен свой набор компетенций. Чаще всего встречаются следующие: лидерские качества, аналитические способности, целеустремленность, творческий подход к решению задач, умение оказывать влияние, ориентация на клиента, умение получать и обрабатывать информацию.

Комплекс маркетинга - набор инструментов для воздействия на целевой рынок.

Конкурентная стратегия - система идей, приводящих к выигрышу в конкурентной борьбе в данной стратегической области бизнеса (СОБ).

Конкурентное преимущество - это активы и характеристики фирмы (оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырье, материалы и т.д.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции.

Конкурентноспособность - характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента по степени соответствия определенной общественной потребности, с одной стороны, а с другой, - по затратам на удовлетворение этой потребности.

Конкурентный анализ - анализ возможностей повышения нормы возврата на капитал (продаж или других показателей) без изменения структуры портфеля.

Конкурентный разрыв - несовпадение между экстраполированными показателями и наилучшими достижимыми показателями в пределах текущего портфеля.

Конкуренция - это состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции, как объективного закона "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства и соблюдение законов о защите прав потребителей.

Консенсус - принятие решений при заключении договоров на основе общего согласия без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений.

Консолидация активов - объединение, группировка активов.

Контрагент - лица, учреждения, организации, связанные обстоятельствами по общему договору и сотрудничающие в процессе выполнения договора.

Контроль - процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности; процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Конференция - собрание (совещание) представителей каких-либо организаций или групп для обсуждения определенных вопросов.

Конфликт - несогласие между двумя и более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое; столкновение взглядов, позиций, интересов.

Концентрация усилий - эффективное средство против смертельной болезни распыления ресурсов.

Концепция рекламной кампании - общее представление, включающее рекламную идею, рекламную аргументацию, особенности рекламных сообщений, обоснование выбора средств распространения рекламы, тип и логику рекламной кампании с учетом маркетинговых задач рекламодателя.

Корпоративная культура - свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников.

Корреляция - наличие связи между явлениями, процессами и характеризующими их величинами.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене и не зависящие от доходов налогоплательщика. Налогооблагаемая база - выручка от реализации.

Коучинг - индивидуальное консультационное сопровождение руководителя или владельца компании по всем вопросам, связанным с управлением организацией, персоналом, построением деловых коммуникаций с коллегами и партнерами.

Коэффициент оборачиваемости - количество оборотов за период времени, совершаемых какой-либо экономической категорией в процессе текущей деятельности предприятия.

Коэффициент покрытия - соотношение оборотных активов в распоряжении предприятия и текущих обязательств. В случае, если подобное соотношение больше 1, значит предприятие способно покрыть текущие обязательства за счет имеющихся оборотных активов.

Кредиторские обязательства - принятые предприятием обязательства, но фактически не оплаченные.

Критерий декомпозиции - критерий, на основе которого производится декомпозиция.

КФУ - критические факторы успеха - самые важные цели предприятия. То, что должна сделать организация, чтобы выполнить свою миссию. Как правило, начинаются со слов "мы должны …" или "нам нужно …". Комбинация тактических и стратегических факторов.

Либеральный стиль руководства - стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность.

Лидер - человек, способный воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу.

Ликвидность - в деловой терминологии рассматривается как способность превращения активов предпринимательской организации в деньги.

Линейный руководитель - руководитель любой группы исполнителей, занятых изготовлением продукта или предоставлением услуги.

Логистика - управление материально-техническим обеспечением, товарно-материальными запасами.

Логический оператор - объект на диаграмме бизнес-процессов показывающий логику выполнения бизнес-процесса.

МакГрегор Дуглас (1906 - 1964) - известный американский социолог, занимавшийся проблемами менеджмента, доктор философии.

Маккей Харви - американский предприниматель, автор учебника по бизнесу "Как уцелеть среди акул".

Макрослияние - объединение двух или более компаний, поглощение одной компанией других компаний. Образование одного мощного субъекта предпринимательской деятельности.

Макросреда - главные внешние факторы, оказывающие влияние на бизнес.

Маржинальная прибыль - превышение выручки с продаж над совокупными издержками, относящимися к определенному уровню продаж.

Маржинальный анализ - анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. Определяется степень влияния затрат постоянного и переменного свойства на экономические процессы, исходя из стремления достичь максимальной полезности.

Маркетинг - управление рынком с целью осуществления обмена для удовлетворения потребностей потребителя.

Маркетинговое исследование - это процесс сбора, обработки и анализа данных с целью использования результатов при принятии маркетинговых решений.

Маркетинговые коммуникации - процесс эффективного донесения информации о продукте или идее до целевой аудитории.

Марочный контракт - это перечень всех обязательств (обещаний), которые принимает на себя производитель бренда.

Маслоу Абрахам (1908 - 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии.

Матрица Бостонской консалтинговой группы - инструмент, достаточно часто используемый для оценки стратегической позиции предприятия.

Менеджер - наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Менеджмент - 1) управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производст

Наши рекомендации