Эффект мультипликации туризма в экономике.
Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад (воздействие).
Прямое влияние туризма на экономику – это результаты расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является воздействием на развитие туризма.
Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая этим новый виток экономической активности.
Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство турпродукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в инфраструктуре.
Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.
Мультипликатор туризма – это отношение отклонения одного из ключевых экономических показателей (производства – занятости, дохода) к изменению расходов туристов.
Математически мультипликатор выражается формулой:
К = 1 / (1 – MPC),
где МРС – предельная склонность к потреблению,
(1– МРС) – предельная склонность к накоплению.
Расходы туристов, в первую очередь, идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, потребляемых туристами, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и т. д. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов. Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большом объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.
При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.
Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства за счет увеличения расходов туристов.
Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.
Туризм – это многопродуктивная индустрия, связанная с большим числом секторов в экономике и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.
Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода является более ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведена продукция или ее оборот.
Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом и импортом, о чем говорилось выше. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны.
Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туриндустрии, повышении занятости населения, в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.
Важным показателем экономической эффективности туризма является его материально техническая база.
Материально-техническая база туризма.Туристские хозяйствующие субъекты для осуществления своей деятельности должны располагать различными средствами труда. Совокупность средств труда, функционирующих в туризме, составляет его материально-техническую базу.
Материально-техническая база туризма (МТБТ) включает сеть туристских сооружений (здания), их техническое оснащение, транспортные средства и другие основные фонды.
МТБТ является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг.
В состав МТБТ:
h туристская фирма (туроператоры и турагенты),
h гостиницы,
h туристские базы,
h предприятия питания и торговли,
h автотранспортные предприятия,
h пункты проката туристского снаряжения и инвентаря,
h бюро реализации туристских путевок,
h туристские клубы и т. п.
Туристская фирма – крупное туристское предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок на них.
Объекты МТБ туризма можно классифицировать по признакам: по видам предоставляемых услуг, по экономическим элементам и видам собственности объектов МТБ.
По экономическим элементам объекты МТБ подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды.
Основные фонды – это совокупность материально-производственных ценностей в стоимостном выражении, служащих в течение длительного периода времени и утрачивающих свою стоимость по частям, в процессе амортизации. Как средство труда эти фонды многократно используются в хозяйственном процессе, не меняя форму.
Оборотные производственные фонды – активы, целиком потребляемые в одном производственном цикле и полностью переносящие свою стоимость на изготавливаемый продукт. Как правило, их натурально-вещественная форма не сохраняется и оборотные фонды возвращаются хозяйствующему субъекту в денежной форме после завершения кругооборота средств. Эти фонды состоят из предметов труда (сырье, материалы, топливо, тара и др.), средств труда со сроком службы менее 1 года или стоимостью не более 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за единицу, незавершенного производства (полуфабрикаты), расходов будущих периодов.
Основу материально-технической базы туризма составляет гостиничное хозяйство, так как любой туристский маршрут в первую очередь привязан к средствам размещения.