Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.

При изучении особенностей организации управления индустрией туризма за рубежом можно выделить три модели государственного управления.

Первая модельпредполагает отсутствие центрального государствен­ного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда туризм госу­дарству вообще не нужен, когда страна занимает прочное положение на международном рынке туризма и является привлекательной для зарубежных туристов либо когда субъекты туристского рынка зани­мают сильные позиции, то есть могут решать свои проблемы без го­сударственного участия, в частности способны на мощные самостоя­тельные рекламные акции в интересах всего национального рынка. Эта модель управления индустрией туризма используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура – USTTA, ведавшая туризмом).

Вторая модельпредусматривает наличие сильного и авторитетно­го министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: большие финансовые вложения в индустрию туризма, рекламную и маркетин­говую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру.

Организация управления туриндустрией по этой модели распрост­ранена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм яв­ляется одним из основных источников валютных поступлений.

Третья модельпреобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны реша­ются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Напри­мер в Западной Европе чаще всего это министерство с экономическим уклоном.

Еще одна существенная составляющая такой модели госрегулиро­вания – четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрас­ли, обработкой статистической информации, координацией деятель­ности регионов, международным сотрудничеством на межгосудар­ственном уровне. Вторая ветвь – маркетинговая. Это, как правило, ведомство, которое подчиняется или входит в состав туристического министерства, но само по себе органом управления не является. В его компетенцию включено все, что необходимо для создания образа стра­ны за границей: участие в выставках, управление турпредставительствами за рубежом. Причем именно эти институты получают основ­ную долю финансирования.

Помимо этого, государственная турадминистрация в развитых ев­ропейских странах работает во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом для привлечения к выполнению государственных задач финансовых средств из частного сектора, нахождения взаимо­выгодных форм сотрудничества между органами управления различ­ных уровней.

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее при­емлема третья модель управления.

Сложившаяся к настоящему времени система отражает происходя­щий в России процесс перехода от сверхцентрализованной админист­ративной системы, базировавшейся на доминировании государствен­ных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности. Децентрализация в условиях ры­ночной экономики предполагает передачу права осуществления тури­стской деятельности любому предприятию независимо от форм соб­ственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. Управление туристским комплек­сом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономи­ческий (рис. 1.2).

Макроэкономический уровень Президент РФ
Государственная дума РФ
Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму
Правительство РФ
Федеральное агентство по туризму Центральные экономические ведомства
Минфин РФ, ЦБ РФ, Фед.тамож.служба, Мининдел РФ и др.
Мезоэкономический уровень Отраслевые министерства и ведомства. Региональные и местные органы власти
Микроэкономический уровень Туристские предприятия

Рис.1.2. Организация управления индустрией туризма в России

Макроэкономический уровень.В высшем законодательном органе – Государственной думе РФ – в 2003 г. законодательное обеспечение туризма было отнесено к ведению Комитета по экономической поли­тике, предпринимательству и туризму, а ранее осуществлялось специ­альной Комиссией по спорту и туризму. В структуре комитета функ­ционирует подкомитет по развитию рынка туристских услуг, создан Экспертный совет, в который вошли ведущие представители турбизнеса и государственных органов.

Общее руководство туристским комплексом осуществляет Прави­тельство РФ.

18 ноября 2004 г. был принят Указ Президента РФ, утвержденный положением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901, о созда­нии Федерального агентства по туризму, напрямую подчиненного Пра­вительству РФ.

Федеральное агентство по туризму является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти, занимающимся проведени­ем государственной политики, нормативно-правовым регулировани­ем, оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере туризма.

Центральные экономические ведомства, например Федеральная та­моженная служба страны, выполняют важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области государственной экономики. На эту службу возложены организация таможенного и валютного контроля, издание нормативных актов по таможенным вопросам. Данные вопросы для развития туризма являются немаловажными.

Существенную роль в регулировании турбизнеса играют Мини­стерство финансов и Центральный банк РФ, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, издают нормативные документы по этим вопросам.

Основными направлениями государственного регулирования ту­ристской деятельности являются:

♦ защита прав потребителей туристских услуг;

♦ создание правовых условий для эффективного функциониро­вания туристского рынка, в том числе для привлечения инвес­тиций в строительство и реконструкцию объектов туристского показа, гостиниц, а также инфраструктуры, необходимой для развития туризма;

♦ поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туриз­ма; создание конкурентоспособной среды, не допускающей раз­вития монополизма;

♦ продвижение российского туризма на международном рынке;

♦ сохранение и защита памятников культуры;

♦ сохранение культурной самобытности народов России;

♦ устойчивое развитие туризма.

Мезоэкономический уровеньпредставлен отраслевыми министер­ствами и ведомствами (например, министерствами здравоохранения и транспорта), а также местными органами власти.

Функции органов местного самоуправления сводятся к следующему:

♦ сотрудничество с территориальными туристскими организация­ми в планировании и реализации местных программ развития социального туризма, осуществлении региональных и федераль­ных целевых программ в части, относящейся к данной местности;

♦ экономически устойчивое использование местных туристских

ресурсов;

♦ содействие расширению сети местных маршрутов, туристских клу­бов, детских туристских станций и бюро путешествий и экскурсий;

♦ расширение сферы занятости населения в организациях индуст­рии туризма;

♦ содействие восстановлению и сбережению культурного и природ­ного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма, направлению на эти цели высвобождающихся средств, созданию привлекательных для туристов мест и т. д.

Микроэкономический уровеньорганизации управления туристского комплекса представлен различными предприятиями, работающими в индустрии туризма.

Наши рекомендации