Классификация видов туризма и типов туристов.
Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя – критерия.
Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.
Туризм – сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.
Туризм можно классифицировать по различным критериям:
По цели поездки.
Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.
В зависимости от цели отличают следующие виды туризма.
1.1. Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха;
1.2. Деловой.
В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц
- для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств.
- для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям.
- для участия или посещения конференций, семинаров, обучающих курсов и т.п.
1.3. Этнический
Цель этого туризма – посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей – Польша, Венгрия, Югославия и др.
1.4. Религиозный
Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.
Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей.
1.5. Спортивный
Спортивный туризм – это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный – поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный – когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя;
1.6. Рекреационный
Рекреационный туризм, или отпускной, – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым;
1.7. Учебный
Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные – изучение иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка;
1.8.Экзотический
Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.;
1.9. Экологический
Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т.к. ничто не угрожает их здоровью.
Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. В наших заповедниках охраняются прекрасные островки девственной природы: вулканы и гейзеры Камчатки и берега Байкала, степи Хакасии, пустыни Тувы, горы Алтая, Саян и Кавказа. Здесь нашли себе пристанище многие редкие и исчезающие виды животных, среди которых амурский тигр и снежный барс, морж и белый медведь, редчайшие виды журавлей и хищных птиц.
Кроме заповедников в России – 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Наша система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире:
– 22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО;
– 25 заповедников, национальных парков и других ООПТ находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия;
– 30 заповедников, национальных парков и заказников – под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болотных угодьях;
– 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы;
– 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.
Можно выделить виды туризма выделяет и по другим признакам:
по виду используемых природных ресурсов (купально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный),
по источникам финансирования (коммерческий, социальный,интенсив-туризм),
по возрастному составу участников путешествия (туризм пожилых людей, лиц среднего возраста, молодежный),
по числу участников путешествия (индивидуальный, групповой),
по способу организации путешествия (организованный, неорганизованный),
по способу размещения (гостиничного типа, негостиничного типа),
по видам используемых транспортных средств (автомобильный, автобусный, авиационный, водный, железнодорожный),
по дальности поездки (ближний, дальний),
по продолжительности путешествия (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный),
по ритмичности туристских потоков (сезонный, круглогодичный).
Всемирная туристская организация выделяет три типа туризма:
внутренний,
въездной,
выездной.
Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.
Заканчивая классификацмю туризма, необходимо выделить и понятие и типы туриста – характеристику его социально-экономического и психологического состояния.
ООН так определила это понятие: «Турист означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».
Понятие «турист» следует различать с понятием «мигрант» – гражданин, работающий или планирующий найти работу на любой период времени, которая будет оплачиваться в стране пребывания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашнего работника или иждивенца.
Туристами не считаются:
- граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;
- граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства;
- жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону.
При маркетинговых исследованиях выделяют четыре типа туриста:
а) «оседлый тип» –турист, имеющий небольшой или средний семейный доход. Выбирает самые дешевые туры с минимальным количеством экскурсий. Молодежь и пожилые люди предпочитают отдых на море с минимальным количеством переездов. К этой группе относятся и шоппинг-туристы;
б) «оседло-мобильный тип» –туристы, предпочитающие сочетать отдых с открытием или познанием чего-либо нового. Обычно это средняя возрастная группа с высшим образованием. Активно занимаются спортом, любят посещать экскурсии, могут в пользу разнообразия тура смириться с меньшим комфортом;
в) к «мобильному типу» относятся туристы, предпочитающие туры с насыщенной программой с большим количеством объектов посещения, городов, национальных парков, не боятся значительного количества переездов. Это, скорее всего, клиенты для приключенческих туров, туров через всю страну, для экотуризма;
г) «кочевой тип» –индивидуальные или самодеятельные туристы, охотники, любителя сафари, готовые и способные самостоятельно совершить путешествие.
С экономической точки зрения туристов можно разделить на следующие группы:
а) туристы с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
б) люди с высокой покупательской способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, высокий уровень туристского обслуживания;
в) люди с покупательским поведением, касающимся всех природных, психологических, социальных и других причин, заставляющих его определенным образом реагировать на рекламу.
При подготовке туриста к путешествию или во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
■ необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну и пребывания там; об обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящегося под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;
■ свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;
■ обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
■ возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи турпродукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством;
■ содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;
■ беспрепятственный доступ к средствам связи.
Во время путешествия, включая транзит, турист обязан:
; соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
; сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране временного пребывания;
; соблюдать правила въезда в страну временного пребывания, выезда из страны и пребывания там;
; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
.