Классификация видов туризма и типов туристов.

Классификация в туризме обозначает выявление его отдель­ных форм и видов в зависимости от основного показателя – кри­терия.

Как всякая другая классификация, классификация видов ту­ризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

Туризм – сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некото­рые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Туризм можно классифицировать по различным критериям:

По цели поездки.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и орга­низацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист мо­жет ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие виды туризма.

1.1. Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природны­ми, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха;

1.2. Деловой.

В основе этого вида туризма лежит необходимость выполне­ния служебных или профессиональных задач. Поездки с деловы­ми целями рассматриваются как одна из важнейших составных ча­стей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся по­ездки делегаций или отдельных лиц

- для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств.

- для уча­стия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профес­сиям.

- для уча­стия или посещения конференций, семинаров, обучающих курсов и т.п.

1.3. Этнический

Цель этого туризма – посещение родственников, места рож­дения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей – Польша, Венгрия, Югославия и др.

1.4. Религиозный

Религиозный туризм (паломничество) является одним из са­мых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Меди­на, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стра­не пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жи­телей.

1.5. Спортивный

Спортивный туризм – это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный – поездка и пребывание в посещае­мом месте для непосредственного участия в спортивных соревно­ваниях и пассивный – когда поездка и пребывание осуществля­ются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя;

1.6. Рекреационный

Рекреационный туризм, или отпускной, – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для вос­становления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым;

1.7. Учебный

Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные – изу­чение иностранного языка, так называемое «погружение» и непос­редственное общение с носителями языка;

1.8.Экзотический

Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жиз­ни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.;

1.9. Экологический

Экологический туризм получил наиболее широкое распрост­ранение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нано­ся ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых рай­онах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т.к. ничто не угрожает их здоровью.

Российс­кая система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. В наших заповедниках охраняются прекрасные остро­вки девственной природы: вулканы и гейзеры Камчатки и берега Байкала, степи Хакасии, пустыни Тувы, горы Алтая, Саян и Кавка­за. Здесь нашли себе пристанище многие редкие и исчезающие виды животных, среди которых амурский тигр и снежный барс, морж и белый медведь, редчайшие виды журавлей и хищных птиц.

Кроме заповедников в России – 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Наша система особо охраняемых природ­ных территорий (ООПТ) признана во всем мире:

– 22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО;

– 25 заповедников, национальных парков и других ООПТ на­ходятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохра­нении культурного и природного наследия;

– 30 заповедников, национальных парков и заказников – под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болот­ных угодьях;

– 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы;

– 3 заповедника входят в состав международных трансгранич­ных особо охраняемых природных территорий.

Можно выделить виды туризма выде­ляет и по другим признакам:

по виду используемых природных ресурсов (купально-пляжный, лечебный, экологи­ческий, горный, водный),

по источ­никам финансирования (коммерческий, социальный,интенсив-туризм),

по возрастному составу участников путешествия (туризм пожи­лых людей, лиц среднего возраста, мо­лодежный),

по числу участников путе­шествия (индивидуальный, групповой),

по способу организации путешествия (организованный, неорганизованный),

по способу размещения (гостиничного типа, негостиничного типа),

по видам используемых транспортных средств (ав­томобильный, автобусный, авиацион­ный, водный, железнодорожный),

по дальности поездки (ближний, дальний),

по продолжительности путешествия (краткосрочный, среднесрочный, дол­госрочный),

по ритмичности туристс­ких потоков (сезонный, круглогодич­ный).

Всемирная туристская организация выделяет три типа туризма:

внутренний,

въездной,

выездной.

Классификация в туризме имеет важное значение для его прак­тики. Она позволяет решать проблемы его территориальной орга­низации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать турис­тический продукт.

Заканчивая классификацмю туризма, необходимо выделить и понятие и типы туриста – характеристику его со­циально-экономического и психологи­ческого состояния.

ООН так определила это понятие: «Турист означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кро­ме того государства, в котором это лицо проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кро­ме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».

Понятие «турист» следует различать с понятием «мигрант» – гражданин, работающий или планирующий найти работу на лю­бой период времени, которая будет оплачиваться в стране пребы­вания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашнего работника или иждивенца.

Туристами не считаются:

- граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;

- граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства;

- жители пограничных рай­онов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону.

При мар­кетинговых исследованиях выделяют четыре типа туриста:

а) «оседлый тип» –ту­рист, имеющий небольшой или сред­ний семейный доход. Выбирает самые дешевые туры с минимальным коли­чеством экскурсий. Молодежь и пожи­лые люди предпочитают отдых на море с минимальным количеством переез­дов. К этой группе относятся и шоп­пинг-туристы;

б) «оседло-мобильный тип» –туристы, предпочитающие со­четать отдых с открытием или позна­нием чего-либо нового. Обычно это средняя возрастная группа с высшим образованием. Активно занимаются спортом, любят посещать экскурсии, могут в пользу разнообразия тура сми­риться с меньшим комфортом;

в) к «мобильному типу» относятся туристы, предпочитающие туры с насыщенной программой с большим количеством объектов посещения, городов, наци­ональных парков, не боятся значитель­ного количества переездов. Это, скорее всего, клиенты для приключенческих туров, туров через всю страну, для экотуризма;

г) «кочевой тип» –индиви­дуальные или самодеятельные туристы, охотники, любителя сафари, готовые и способные самостоятельно совер­шить путешествие.

С экономической точки зрения туристов можно разделить на следующие группы:

а) туристы с туристскими потребностями и желанием путе­шествовать;

б) люди с высокой покупательской способностью, спрос ко­торых направлен на элитные и самые престижные туры, высокий уровень туристского обслуживания;

в) люди с покупательским поведением, касающимся всех при­родных, психологических, социальных и других причин, за­ставляющих его определенным образом реагировать на рек­ламу.

При подготовке туриста к путешествию или во время его со­вершения, включая транзит, турист имеет право на:

■ необходимую и достоверную информацию о правилах въез­да в страну и пребывания там; об обычаях местного населе­ния, религиозных обрядах, святынях, памятниках приро­ды, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящегося под особой охраной; состоянии ок­ружающей природной среды;

■ свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране временного пребыва­ния ограничительных мер;

■ обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное по­лучение неотложной медицинской помощи;

■ возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи турпродукта туроператором или турагентом в по­рядке, установленном законодательством;

■ содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;

■ беспрепятственный доступ к средствам связи.

Во время путешествия, включая транзит, турист обязан:

; соблюдать законодательство страны временного пребыва­ния, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

; сохранять окружающую природную среду, бережно отно­ситься к памятникам природы, истории и культуры в стра­не временного пребывания;

; соблюдать правила въезда в страну временного пребывания, выезда из страны и пребывания там;

; соблюдать во время путешествия правила личной безопас­ности.

.

Наши рекомендации