Оценка эффективности управленческих решений на предприятии
Как мы выявили, в данное время в ОАО «Якутская птицефабрика» решается вопрос о внедрении системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2008.
Необходимость внедрения системы менеджмента качества и получения сертификата возникла в организации в связи с напряженным конкурентным рынком. Как считает руководство предприятия, внедренная система контроля качества пищевых продуктов обеспечит систему управления качеством на всех этапах производства: поставки сырья, подбора ингредиентов, переработки, хранения, транспортировки, складирования и реализации, управлении. На взгляд руководства ОАО «Якутская птицефабрика», система управления качеством ИСО позволит гарантировать постоянно высокое качество и безопасность всей продукции птицефабрики.
Данное управленческое решение руководства ОАО «Якутская птицефабрика» мы считаем вполне обоснованным и оправданным, потому что в большинстве крупных предприятиях идентичной отрасли России (например, Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская», ЗАО «Птицефабрика «Боровская», «Птицефабрика Среднеуральская» и т.д.) данная система менеджмента качества уже внедрена и слаженно работает.
В ходе исследования и проведенного наблюдения за ходом внедрения системы менеджмента качества в ОАО «Якутская птицефабрика» мы выявили ряд не совсем правильных управленческих решений.
1. Выбор неправильной стратегии внедрения стандартов.
Придерживаясь общепринятого представления о стратегии как о модели действий для достижения долговременных целей, очевидно: первое, что должно сделать высшее руководство ОАО «Якутская птицефабрика» после принятия решения о создании СМК в соответствии с требованиями и рекомендациями стандартов ISO, это обозначить и довести до сведения всего персонала определяющую цель этой работы. В ходе устной беседы с одним из руководителей анализируемого предприятия выявилось, что для некоторых руководителей единственной целью является получение сертификата. Вряд ли есть необходимость повторять многократно приводимое обоснование того, что подобная цель ни в коей мере не может рассматриваться как определяющая. В этом нет ничего неприемлемого, поскольку стандарты были приняты мировым сообществом, прежде всего, как универсальные критерии, посредством которых может быть дана оценка способности поставщиков стабильно выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей. А наиболее объективной оценкой соответствия СМК требованиям МС ISO 9001 в этом случае выступает именно сертификат, который служит важным регулятором рыночных отношений. Но ориентированность ОАО «Якутская птицефабрика» на получение сертификата на СМК без постановки более значимых целей делает стратегию внедрения стандартов ISO поверхностной (стратегией крайне ограниченного результата).
Следующей ошибкой управленческих решений на предприятии ОАО «Якутская птицефабрика» мы считаем то, что в организации выстроен формальный подход к документированию системы.
Документирование деятельности призвано обеспечить следующие выгоды для предприятия:
-Воспроизводимость деятельности. Гораздо проще повторить те действия, которые четко и подробно описаны в документе, чем те, которые получены, например, в ходе устного инструктажа.
-Независимость деятельности от отдельных исполнителей. Значительная часть организаций подвержена естественной либо повышенной текучести кадров. На отдельно взятых предприятиях, где возможно привлечение низко квалифицированного персонала, это порой носит сезонный или постоянный характер. На предприятиях с высокими требованиями к квалификации и опыту проблема может возникнуть в случае ухода незаменимого специалиста. Так или иначе, проблема актуальна для большинства предприятий.
-Четкие ответственность и полномочия. Четко установленные обязанности и полномочия устраняют неразбериху в организации, предупреждают появление ошибок и способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе.
-Хранение и передача знаний. Хорошо разработанная документация очень полезна при обучении сотрудников.
-Проверяемость деятельности. Гораздо проще выполнять и проверять исполнение документально изложенных требований, чем тех, которые передаются устно.
Как видно, при правильном подходе формализация и документирование деятельности ОАО «Якутская птицефабрика» могут реально дать организации дополнительные выгоды. К сожалению, неправильный подход к документированию СМК в анализируемом предприятии может иметь обратный эффект.
Как выявилось после беседы с консультантом по внедрению системы менеджмента качества из консалтинговой компании ООО «РосПрофи», на предприятии ОАО «Якутская птицефабрика» консультанты столкнулись с проблемой недопонимания их роли в проекте по внедрению СМК со стороны персонала. Следовательно, ошибочным управленческим решением является то, что руководство единолично приняло решение о внедрении системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2008.
Сотрудники компаний не понимают роли консультантов и причин, заставивших руководство обратиться к ним. Имеет место в ОАО «Якутская птицефабрика» представление о бесполезности или чрезмерной стоимости услуг такого советчика. Роль и значение работы консультанта остались скрытыми от сотрудников предприятия.
Итак, перед тем, как внедрить систему менеджмента качества в организации, мы рекомендуем руководству ОАО «Якутская птицефабрика» следующее управленческое решение - провести анализ условий осуществления изменений. В свою очередь, мы предложили директору данной компании свою помощь в проведении такого анализа.
Прежде всего, необходимо определить возможность (или невозможность) реструктуризации в ОАО «Якутская птицефабрика».
Мы провели опрос сотрудников исследуемого предприятия, при котором выявили, что 26 человек не понимают суть предстоящих изменений, они не знают, что такое система менеджмента качества, что даст предприятию внедрение данной системы, что такое ИСО, что изменится в организации с внедрением СМК. Выяснилось, что 8 человек перед предстоящими изменениями чувствуют некое неудобство, беспокойство, вследствие чего у них произошло расхолаживание рабочего процесса, то есть они большую часть своего времени тратят на обсуждение предстоящих изменений, на поиск информации о системе менеджмента качества в интернете.
2 сотрудника ООО «Электромонтаж» признались, что подумывают о возможном увольнении с организации, в связи с боязнью перед изменениями.
Таким образом, мы обнаружили, что в исследуемой организации, где должны произойти очень серьезные изменения, есть сотрудники, которые не готовы к этому. В связи с этим, система менеджмента качества, которая должна внедриться в организацию, не может дать достаточных и видимых эффектов. Поэтому, сначала нужно провести подготовку, информирование персонала.
Глава III. Разработка рекомендаций по улучшению управленческой деятельности на предприятии ОАО «Якутская птицефабрика»
Как во второй главе мы выявили такое управленческое решение, которое говорит о том, что чаще всего неглубокая стратегия порождает формальный характер внедрения стандартов ISO и, как следствие, разочарование в их целесообразности. Такие предприятия закономерно не получив позитивного эффекта, разочаровываются в самой идее менеджмента качества, и транслируют другим предприятиям свое негативное отношение к данной системе. Действительно, если предприятие ставит целью получение сертификата, а не выстраивание системы менеджмента качества, то практически наверняка под видом системы качества предприятие получит лишь дополнительную бюрократическую нагрузку к основной деятельности.
Между тем, повторим, что система менеджмента качества - это инструмент, который можно применить с разной эффективностью: с его помощью можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия, а можно и «забюрократизировать» систему управления излишними инструкциями и регламентами, затруднив деятельность сотрудников и не получив какого-либо положительного эффекта.
Единой стратегии внедрения стандартов ISO не существует. Каждое предприятие уникально в своем роде и выбор стратегии его развития зависит от многих факторов, важнейшими из которых следует считать его позиции на рынке, состояние внешней среды и специфику сложившихся на предприятии менеджмента и реального бизнеса. Предпочтительной представляется стратегия, при которой создание СМК встраивается в процесс улучшения деятельности предприятия на долгосрочной основе.
По второму неправильному управленческому решению, мы считаем, что предварительным этапом проекта должен стать анализ собственных возможностей. Если есть возможность привлечь своих квалифицированных специалистов и организовать четкое управление проектом - хорошо. Привлечение стороннего исполнителя неизбежно тогда, когда нет ни того, ни другого. Хочется подчеркнуть особенность сторонних исполнителей - отношения с ними регулируются договором, в котором прописаны результат и ответственности сторон. И прежде чем принять окончательное решение, руководству ОАО «Якутская птицефабрика» на втором этапе внедрения системы менеджмента качества нужно постараться предельно честно ответить на вопросы: «Может ли предприятие организовать такую же четкость в отношениях с собственными сотрудниками? Не будут ли собственные внедренцы постоянно «отфутболиваться» по причине занятости линейных менеджеров, внутренней политики, расклада сил и т.д.?» Если ответы положительные - замечательно, сторонний консультант не нужен.
Итак, в данной части второй главы мы разработали несколько рекомендаций и предложений по повышению эффективности управленческого решения и успешного внедрения системы менеджмента качества.
Во-первых, руководству компании ОАО «Якутская птицефабрика» нужно провести качественные семинары на темы: «Что такое ГОСТ Р ИСО серии 9000», «Система менеджмента качества», «Преимущества организаций, внедривших СМК», «Что даст внедрение системы менеджмента качества организации ОАО «Якутская птицефабрика»». Данные семинары должны быть проведены компетентными бизнес-тренерами, приглашенными внешними консультантами в этой области.
Во-вторых, надо провести среди сотрудников организации психологические тренинги по устранению психологических барьеров, внутренних некомфортных состояний.
То есть, в итоге выше перечисленных мероприятий, руководство ОАО «Якутская птицефабрика» должно достичь следующих целей:
-показать людям, какие выгоды организация и сотрудники лично получат, если изменения произойдут;
-вовлечь персонал в разработку изменений (разрешение противоречия).
В конечном счете сотрудникам должно быть понятно, почему и зачем проводятся изменения, куда идет компания, что нужно изменить в компании. И что получат сотрудники и компания, если изменения произойдут.
А также сотрудники должны участвовать в принятии решений, связанных с разработкой новых должностных инструкций, с открытием новых отделов, с ликвидацией отделов и т.д. Каждый сотрудник должен чувствовать свою причастность к происходящей реструктуризации в компании. Лучше всего при разработке и утверждении каждого нового документа проводить совещания с участием всех сотрудников.
Таким образом, организации ОАО «Якутская птицефабрика» мы хотим выделить в процессе управления изменениями 8 шагов.
Этап I. Побуждение к изменениям.
Шаг 1. Актуализация потребности в изменениях.
Шаг 2. Определение направления и объекта необходимых изменений.
Шаг 3. Разработка единого видения цели и её трансляция.
Этап II. Подготовка к изменениям.
Шаг 4. Анализ внешних и внутренних факторов изменений.
Шаг 5. Разработка плана и программы изменений.
Этап III . Осуществление изменений.
Шаг 6. Активное управление действиями по изменению системы работы.
Этап IV. Закрепление изменений
Шаг 7. Оценка результата и коррекция действий (при необходимости).
Шаг 8. Фиксация опыта организации.
Тем не менее, самой главным этапом при внедрении нововведений в организации, является подготовка персонала. Самой главной ошибкой инициаторов изменений является попытка заставить сотрудников мгновенно приступить к участию в программе изменений, не пройдя стадий «побуждения» и «подготовки». Такая попытка заставить людей делать сразу 6-й шаг, не сделав предварительно первых пять, опасна не только тем, что изменения благодаря этому могут оказаться недостижимыми, но и тем, что обычная текущая деятельность и доверие руководству также могут оказаться под угрозой.
Если же говорить не об ошибках, а о необходимых шагах управленческих решений в ОАО «Якутская птицефабрика», то стоит обратить внимание на то, что этапы подготовки занимают в подходах всех рассмотренных специалистов наибольшее количество времени. Именно благодаря им и сокращается вероятность и сила сопротивления изменениям в организации. Особенно важно при этом обеспечить каждому участнику процесса возможность удовлетворить значимые лично для него потребности в процессе грандиозных изменений в организации. Руководство предприятия ОАО «Якутская птицефабрика» должно помнить, что управленческие решения - это прежде всего управленческие решения в соответствии отношениями и эмоциональными состояниями людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги курсовой работы в тезисной форме.
Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.
Грамотно составленная и выполненная производственная программа, несомненно, является основополагающим фактором успешного функционирования любого предприятия, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.
Была выделена крупная проблема – сбои в производственном процессе, которая затем, была разбита на более мелкие, решение которых представляло собой конкретные действия или мероприятия.
Применение метода экспертной оценки проблем, построение матрицы проблем и графика проблем позволило обнаружить главную.
Далее определив альтернативы и оценив их с помощью аналого-цифрового метода, было выявлено, что альтернатива «модернизация оборудования» имеет большую суммарную оценку, по сравнению с «приобретением нового», следовательно, проблема «устаревшее оборудование» будет решена его модернизацией.
Список использованной литературы:
1. Айвазян З. Основные препятствия в проведении реструктуризации предприятий // Экономика и жизнь. - 2011. 19 апреля. с. 45
2. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие – СПб., 2007. - 410 с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2009. – 495 с.
4. Владимирцев А.В., Шеханов Ю.Ф. Принцип постоянного улучшения в проектах МС ИСО семейства 9000:2000 // Методы менеджмента качества. - 2010. - № 10.
5. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. - 542 с.
6. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд.– М.: ИНФРА-М, 2006. – XXVI, 662 с.
7. Джини Даниэль Дак Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 320 с.
8. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом. 2010. № 2. С. 66.
9. Катков В. Реструктуризация: технология оценки руководящих кадров на предприятии // Консультант директора. 2010. № 13. С. 20.
10. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 703 с.
11. Коленсо Майкл. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2008. – XIV, 175 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).
12. Коллеретт П., Шнайдер Р., Легри П. Управление изменениями в организации, информация и изменения // По материалам журнала «ISO Management Systems», май-июнь 2010 г.
13. Кордон К., Фоллман Т., Ванденбош М. Пять важных подходов к осуществлению реструктуризации // Маркетинг. - 2011. № 3. С. 75.
14. Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений: Учеб. – 2-еизд. – М.: Дело, - 392 с.
15. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 2006.
16. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. – 281 с.
17. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998. - 612 с.
18. Ньюстром Дж., Дэвис К, Организационное поведение / Пер. с англ. - СПб.: «Питер», 2007. – 454 с.
19. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д.э.н. Г.Р. Латфуллина, д.э.н. О.Н. Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 288 с.: ил. – (Высшее образование).
20. Основы менеджмента. /Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2009. - 437 с.
21. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. / Под ред. В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. г. Железнодорожный, 2010. – 459 с/
22. Решке X. Управленческие решения. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 445 с.
23. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. - 230 с.
24. Советова О. С. Социально-психологические факторы успешности внедрения нововведений. В кн. Организационная психология / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. – СПб, 2008. – 512 с.
25. Шолтес П. Р. Команды в век систем // Методы менеджмента качества. - 2010. - № 6.