Размер платы за коммунальные услуги
В соответствии со п. 1 ст. 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если оплата коммунальных услуг осуществляется на основании показаний приборов учета, то размер платы определяется как произведение тарифов на соответствующие услуги и объемов потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) по показаниям приборов учета.
Если приборы учета отсутствуют, то оплата коммунальных услуг осуществляется на основании нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждаются органами местного самоуправления. При этом объем потребления коммунальных услуг устанавливается в пределах этих нормативов. Если установленные нормативы будут превышены, то размер платы может быть увеличен.
Система приборного учета услуг обеспечивается путем установки приборов учета специализированными организациями. Не допускается установка, ремонт и обслуживание приборов учета самими жильцами. Для установки в жилищном фонде применяются только приборы учета (воды, электроэнергии и т.д.) из числа внесенных в Государственный реестр средств измерений Госстандарта РФ.
Порядок оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом приборов учета определяется договором между нанимателем, арендатором, собственником жилого помещения и организацией, оказывающей соответствующие услуги. Порядок оплаты гражданами оказанных им услуг по показаниям приборов определяется договором. В договоре может быть предусмотрен порядок оплаты по показаниям приборов учета как ежемесячно, так и по среднерасчетному показателю с последующей выверкой фактически отпущенных ресурсов и расчетов раз в полгода или год.
Приборы учета должны использоваться по прямому назначению, указанному в их технических паспортах и служить целям установления размера платы за коммунальные услуги конкретного вида. Приборы учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет полученного количества услуг (электроэнергии, воды, газа).
При временном повреждении приборов учета фактическое потребление услуг может быть определено по среднемесячному показателю потребления за последние шесть месяцев, предшествующих расчетному периоду. При отсутствии или временном повреждении приборов учета сточных вод для определения объема сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной потребителем из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенной приборами учета.
При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Если указанные органы приняли решение с превышением их полномочий, в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, их решение может быть отменено федеральной службой по тарифам.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов являются органами, уполномоченными отменять решения органов местного самоуправления, принятые с превышением переданных им полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству РФ в области электроэнергетики.
Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятые во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2004 г. № 123. Основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения является заявление заинтересованного лица. Нарушение установленного порядка ценообразования: завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) и т.д. влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.6 КоАП.
Предоставление гражданам по их запросам информации о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг входит в обязанности органов местного самоуправления и управляющих организаций.
В соответствии с действующим законодательством размер платы за коммунальные услуги не зависит ни от формы собственности на жилое помещение, ни от оснований пользования им, ни от наличия или отсутствия какого-либо объединения собственников. Часть 3 ст. 157 ЖК предусматривает, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Часть 4 ст. 157 ЖК предусматривает возможность изменения размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления таких услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В случаях, установленных и документально подтвержденных нарушений нормативов качества и сроков исполнения услуг потребитель вправе требовать соразмерного снижения платежей за такие услуги в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонений устанавливается уполномоченными на то органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, а также их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления.
Перерывы в предоставлении коммунальных услуг могут быть связаны: | ||||||||
проведением ремонтных и профилактических работ (устанавливаются исполнителем услуг по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии со строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации и т.п.) | межотопительным периодом для систем отопления (устанавливаются исполнителем, исходя из климатических условий) | со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий | ||||||
В этих случаях перерывы в снабжении коммунальных услуг не могут являться основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги, если продолжительность таких перерывов не превысила установленную норму. Снижение оплаты не допускается также, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы.