Государственные органы управления, их функции и задачи в регулировании кризисного состояния организации.
Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
1) поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
2) предупреждение и недопущение кризисов в экономически - и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
3) уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.
Такие меры можно разделить на две группы:
1) финансовая поддержка;
2) особое администрирование.
Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий, а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.
Основные формы финансовой поддержки:
1) целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
2) субсидирование процентной ставки по кредиту;
3) предоставление гарантий по кредиту;
4) налоговые льготы;
5) налоговый кредит.
Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:
1) введение дополнительных форм отчетности;
2) установление обязательных нормативов;
3) лицензирование;
4) обязательное страхование ответственности;
5) законодательное ограничение тарифов;
6) другие законодательные ограничения.
59. Содержание плана финансового оздоровления на этапе внешнего управления организацией.
Фина́нсовое оздоровле́ние — в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.[ Финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства должника или иных лиц, круг которых определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду.
Указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника-унитарного предприятия.
Решение об обращении с предложением о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и предлагаемый срок финансового оздоровления.
К решению должны прилагаться:
план финансового оздоровления;
график погашения задолженности;
протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение уполномоченного органа об обращении с предложением о введении финансового оздоровления;
перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления;
сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения).
Финансовое оздоровление может быть также введено на основании ходатайства третьего лица (третьих лиц). Такое ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом третьим лицом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с прилагаемым к ходатайству графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности.
Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.
Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:
увеличивают задолженность более чем на пять процентов суммы включённых в реестр требований кредиторов;
связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;
влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
влекут за собой получение займов (кредитов).
Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет. Правовые последствия введения процедуры
С момента введения финансового оздоровления вступают в силу следующие правовые последствия:
Вводится особый, предусмотренный законом, порядок предъявления требований кредиторов к должнику;
Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
Аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим должнику имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
Приостанавливается выполнение исполнительных документов;
Запрещается выделение доли участия предприятия-должника;
Запрещается выкуп должником собственных акций;
Не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
Не допускается прекращение обязательств должника путем зачёта встречных требований;
Приостанавливается начисление штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций по договорам;
На сумму требований кредиторов и сумму обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБРФ на дату введения финансового оздоровления;
Неустойки (штрафы, пени) подлежат погашению после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;
Должник может передавать имущество в безвозмездную аренду;
Любая реорганизации предприятия возможна только с согласия кредиторов.
Основное управление организацией-должником осуществляют соответствующие органы управления должника. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления имеет ограниченный круг обязанностей, в которые, помимо прочего, входят ведение реестра требований кредиторов, созыв собрания кредиторов и контроль за показателями деятельности должника. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчёт о результатах проведения финансового оздоровления и соответствующие бухгалтерские документы.
Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение, которое направляется кредиторам.
Если требования кредиторов не удовлетворены или указанный отчёт не представлен административному управляющему, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления либо об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.[1]
По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:
О прекращении производства по делу о несостоятельности, если все требования удовлетворены;
О введении внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния должника;
О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА